Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Заходит «Sпарта» в чётко выверенном темпе и сразу же обращает на себя внимание бескомпромиссностью: если постановщик Егор Баранов, подаривший миру «Гоголя» и «Саранчу», чем-то и уникален, так это чувством ритма. Флэшбэк туда, флэшбэк сюда, пара беззвучных диалогов, медленное движение к окну и медленный же полёт из него: и вот зритель оказывается в школе, где покончила с собой молодая и не очень счастливая преподавательница английского языка, а «лучший в районе 11-й класс» к этому происшествию явно как-то причастен. Учительский состав хранит на уровне шёпота и ругани собственные тайны, а разбираться во всём этом предстоит участковому, который к тому же прочно сидит на таблетках, и эти таблетки — не аспирин. Дело в том, что не так давно его собственная супруга совершила точно такую же манипуляцию с высотой и ускорением свободного падения, и комплекс вины мгновенно сломал ему и карьеру, и психику. Противостояние одного пришлого взрослого и плотно сбитой компании подростков — тема в кино довольно частая. Здесь она возведена в абсурдную простоту: полицейский при первой встрече раздаёт оппонентам психологические портреты — вот «Лидер», вот «Кукла», вот «Плакса». Имена для него играют гораздо меньше значения. Школьники, в свою очередь, привычно играют в двуличность: правда, у них для этого явно больше оснований, чем у обычных старшеклассников, решивших взять в поход пару бутылок с алкоголем. 

Фото: kinopoisk.ru.

Участкового играет Артём Ткаченко, карьерная дорога которого хорошо начиналась, да завела в сериальный мир. Здесь, впрочем, его работе постоянно хочется поаплодировать: актёр заставляет вспоминать то о Бенисио Дель Торо, то об Эдриане Броуди в лучшие его времена — а раздавленного собственной совестью человека играет совсем не на привычном для российского телевидения уровне. Пропиши сценарист диалоги более старательно, места для критики и вовсе не осталось бы, но с этим отечественный зритель уже свыкся. Тем более, что послужной список специалиста, отвечавшего за сюжет, не так уж щедр на удавшиеся проекты: зато Илья Тилькин порадовал публику участием в работе над бессмысленной и беспощадной экранизацией «Тихого Дона», а также стал одним из тех, кто причастен к появлению на свет телесериала «Григорий Р.». Поэтому в «Sпарте» в смысле разговоров персонажей между собой мы получаем то настоящее кино, то мыльную оперу, а действие на месте не стоит, поэтому ингредиенты смешиваются сами собой в нечто очень трудно воспринимаемое на слух. Тем более, что противостоит персонажу Ткаченко тот самый «Лидер», которого играет Александр Петров — актёр, которому просто необходимо прописывать нормальную речь. Остальное он сам сыграет, в чём неоднократно признавались режиссёры, с которыми главное дарование российской кинематографической современности успело поработать. 

Фото: kinopoisk.ru.

Двумя знаменитостями создатели сериала и ограничиваются: на заднем плане маячит вечно печальная Валерия Шкирандо, но после «Защитников» Сарика Андреасяна на неё немного больно смотреть. Зато есть пространство для самореализации у молодых актёров — им, конечно, на фоне поглощающего зрительское внимание Петрова непросто, но в итоге каждому предоставляется один-другой мини-бенефис. Тем более, что действие ограничено: кругом, конечно, город на Неве, однако попадаем мы по большей части либо в треклятую школу, либо в отдельно взятые жилища её учащихся. То, как поведут себя герои помоложе, зрителю понятно из первой же серии, поэтому Плакса плачет, а Клоун выставляет себя на посмешище — и даже когда школьникам приходится демонстрировать неизвестные доселе стороны характера, первоначальные маски никуда не деваются. «Чучела» в этом смысле из «Sпарты» не вышло — в том числе и потому, что, как это часто бывает в современном многосерийном кино, здесь практически некому сочувствовать и некого жалеть. За каждой сценой унижения и за каждой сценой отваги маячит непременная психологическая травма, которые любят приписывать серийным убийцам — но трудно припомнить, чтобы кто-то всерьёз жалел серийных убийц только по этой причине. Баранов, конечно, старается держать марку, не позволяя классу разделиться на хороших и плохих, но это оказывается не важно на практике. 

Фото: kinopoisk.ru.

Двойственность в себе угрюмо влачит и участковый, жизнь которого, как показывают сцены «из будущего», после всей этой возни со школярами сложится отнюдь не самым удачным образом. Он, конечно, после случившегося с женой, не терпит высоко расположенного жилья, ночует в премилом домике у воды (который сослуживцы восторженно именуют «сараем») и вяло флирутет с местным судмедэкспертом, которая зачем-то делает вид, что она девушка с татуировкой дракона. Вместо татуировки у неё наличествует несчастливый брак: в этом сериале с довольными жизнью людьми вообще проблема, так что, может, и хорошо, что его показывают ближе к полуночи. Уже на второй серии зрителю становится совершенно наплевать, по какой именно причине «англичанка» решила свести счёты с жизнью — в смысле переживаний преподавателе английского языка старый добрый «Розыгрыш» был гораздо удачнее. Не так интересно и то, что именно скрывают одиннадцатиклассники — потому что понятно, что ничего хорошего они не скрывают, и интрига угасает, не успев родиться. Любопытно наблюдать только за мини-сценками из школьной жизни, пусть они и имеют к основной линии весьма опосредованное отношение, а также за молодыми актёрами, которых в кои-то веки пустили на большую сцену одних — без вечного присмотра умудрённых опытом старших товарищей.