Первый Муравьев-Амурский был из глины: самый знаменитый памятник Амурской области отмечает 25-летие

Историческое наследие и культовое место для неформалов, туристическая достопримечательность и центр зарождения контркультуры. 25 лет назад в Благовещенске, впервые за более чем вековую историю, появился один из самых почитаемых памятников собственному основателю. До этого момента имя Муравьева-Амурского упоминалось кратко и ютилось где‑то на задворках истории. Сегодня памятник знаменитому графу — визитная карточка Приамурья, который почитают все, от интеллигента до рокера. В дни юбилея известный амурский скульптор, художник, поэт и прозаик Николай Карнабеда поделился с «Амурской правдой» подробностями изготовления самого знаменитого памятника Благовещенска.

Бронзовый Муравьев-Амурский — первый памятник Благовещенска, наблюдающий за восходом солнца.

С эскизами — по кабинетам

— Не знаю, чья была идея, — честно признается Николай Леонтьевич. — Могу отметить только, что в стране назревали перемены, началось возрождение истории, вопрос о памятнике Муравьеву-Амурскому витал в воздухе, много о нем говорилось, но до воплощения в жизнь дело долго не доходило. Сами представьте — начало 90‑х, разгар перестройки, денег нет. Я ходил с эскизами по кабинетам, показывал, предлагал. Уверял, что буду работать над памятником бесплатно. Почти так и получилось, спасибо спонсору, который оплатил литье, фундамент и постамент.

По воспоминаниям Николая Леонтьевича, горсовет охотно поддержал его начинания, работа над памятником шла порядка трех лет. Самое первое его воплощение было получено из глины. За ней он специально ездил в Шимановский район, вез в Благовещенск и работал. Трехметровая скульптура, то есть изготовленная в натуральную величину, делалась прямо в творческой мастерской. Работу мастера одобрили, но оказалось, что главные трудности только начинаются.

— Мы думали, как ее отливать? Почти все памятники того времени отливались за пределами Амурской области, на крупных, известных предприятиях. Горсовет обратился в Санкт-Петербург, на Пулковский завод металлоконструкций. Там запросили неподъемную сумму — 11 миллионов рублей. Откуда такие деньги? Я же говорю — времена были тяжелые. Я даже запсиховал тогда, думал: перестройка началась, а у меня так и не появилось чего‑то значимого в бронзе.

3

метра — высота памятника основателю Амурской области Николаю Муравьеву-Амурскому

Конечно, автор таких известных памятников, как маршалу Рокоссовскому, святителю Иннокентию и многим другим откровенно принижает собственные заслуги. Однако в тот момент, да и сегодня, Николай Леонтьевич считает Муравьева- Амурского одной из главных работ своей жизни.

— Я сам хотел уже отливать. Меня спрашивают: «Как ты собрался его отливать?». «Но ведь головы я отливаю! Значит, и здесь справлюсь», — делится знаменитый скульптор. — В итоге договорились с Белогорским ремонтным заводом, формы я сам делал. Фирма «Харбо» оплатила за отлив 450 тысяч рублей. Четыре месяца мы там работали. Потом комиссия приехала, увидела памятник — его только зачистить успели. Однако уже тогда столько удивления было, никто не верил, что у нас можно такое делать.

Лицом к солнцу

Бронзовый Муравьев-Амурский — первый памятник Благовещенска, наблюдающий за восходом солнца.

Спустя год состоялось открытие памятника. Вопреки расхожему мнению взгляд Муравьева-Амурского устремлен не на Китай, а на восток России. Именно благодаря графу этот регион стал частью империи. И в руке у него не просто сверток, это Айгунский договор.

— Место выбирал сам. Рядом Амур, но для меня, как художника, оставался важным вопрос светотеней. На тот момент почти все наши памятники располагались спиной к солнцу, мне же хотелось, чтобы люди получали удовольствие от увиденного, и это было действительно красиво и привлекательно. Памятник должен украшать город, — говорит Николай Леонтьевич.

Автор вспоминает, как в день открытия на набережной Амура собралось большое количество людей. Народ питал откровенную тягу к возрождению российской истории. Среди почетных гостей оказался Герой Советского Союза, вице-президент России Александр Руцкой. Будущий мятежный, а потом и опальный генерал, активный участник трагических событий осени 1993 года в Москве специально прилетел в Благовещенск. Пожал руку автору памятника и сказал: «Наконец‑то поставили!»

Никто не предполагал, что спустя каких‑то два-три месяца вокруг этого человека развернется настоящая драма, от которой будет зависеть судьба всей страны, а история едва не повернется вспять. Но тогда, 17 июля 1993 года, в городе на самом краю государства история возрождалась заново.

Переезд картину не испортил

С момента первоначальной установки внешний облик самого памятника не изменился, но его основание стало другим. Первый постамент был прямоугольной формы, выполнен из бетона, облицован гранитом. Нынешний постамент круглый, из так называемого зеленого гранита. Изменения произошли в ходе масштабной реконструкции набережной Амура в 2011 году.

Вопреки расхожему мнению взгляд генерал-губернатора устремлен не на Китай, а на восток России.

Также в прошлом году памятник был смещен на несколько десятков метров во время реконструкции набережной. Некоторые горожане утверждают, что после этого памятник несколько утратил первоначальное очарование. Дескать, раньше он хорошо просматривался вдоль улицы Шевченко, был виден издалека, а после «переезда» с этой точки обзора он уже не так гармонично вписывается в городской ландшафт. Николай Карнабеда категорически опровергает подобное мнение.

— Не надо никого слушать, сами сходите на улицу Шевченко и посмотрите — памятник действительно перенесен, но только вперед, ближе к Амуру, при этом ось осталась неизменной, — подчеркивает автор.

Встречи на «муравейнике»

Практически сразу после открытия памятник Муравьеву-Амурскому обрел известность не только историческую, но и неформальную. Он стал культовым местом для представителей альтернативной и просто творческой культуры — рокеров, металлистов, художников, поэтов. Молодежь, что называется, тусила прямо на прилегающих газонах. Здесь звучала гитарная музыка, пели, рисовали — творили.

— Не знаю, кто назвал это место «муравейником», но понятно, что здесь прямая связь с графом Муравьевым, — отмечает Андрей Есипенко, в 90‑е годы один из лидеров неформальной молодежи. — Почему здесь? Наверное, потому, что многолюдно, перед памятником располагалась полукруглая площадка, которую было удобно использовать в качестве сцены. Устанавливалась музыкальная аппаратура, устраивались концерты. Люди шли мимо, останавливались, слушали. Понятно, что те же рокеры, металлисты, художники или готы — абсолютно разные сообщества, у которых были свои места для сборов. Но здесь всегда можно было встретить кого‑то знакомого, мы ведь жили без сотовых телефонов. Захотелось пообщаться с кем‑то вне своей субкультуры, шли на «муравейник». Это место нас объединяло.

Набережная изменилась, рядом с памятником теперь детская площадка. Неформалы относятся к этому факту с пониманием, тем более что сама жизнь изменилась. Под рукой интернет, телефон — всегда можно договориться о встрече и общении в любом другом месте.

Единственный день в году, когда неформалы собираются вместе на «муравейнике», — 1 апреля. Как в старые добрые времена поют, общаются, творят.

— Нет, я не обижаюсь на молодежь за «муравейник», — говорит Николай Карнабеда. — Ничего страшного в этом нет. Пусть хоть как его называют, культура от этого не потеряет. Если люди собираются в этом месте, значит, оно им нравится. Недаром памятник называют визитной карточкой.