Фото: volonteryФото: volontery

— Матвей, ваш отряд работал на поисках девочки в Свободном?

Да, туда выезжали наши ребята. По прибытии группа обратилась в штаб, который организовали местные волонтеры, получила назначение на участок и проверяла его. Все поисковики обязательно должны координировать свои действия — с правоохранительными органами, с другими волонтерами. Самостоятельность может сильно навредить. У полиции могут быть свои наметки, планы, а тут внезапно вклиниваемся мы, и у них все сыплется. Одна из заповедей волонтера — как и у медиков:  не навреди. Собираясь что-то делать, сначала координируемся, созваниваемся, предупреждаем, интересуемся: а требуется ли вообще наша помощь? Бывает, что волонтеры могут сильно помешать.

«У людей включаются амбиции — я пойду туда, я знаю лучше. В итоге получается бардак».

— Каким образом?

Когда в поисках участвует большое количество людей, с одной стороны, хорошо — больше шансов найти человека. С другой — толпу трудно организовать и направить. У людей включаются амбиции — я пойду туда, я знаю лучше. В итоге получается бардак. Если нет толкового инструктажа, неопытные волонтеры вообще не понимают, что можно делать, а что нельзя. Затоптали двор — собакам было тяжело работать из-за множества посторонних запахов. Люди всеми силами хотят помочь, но, не зная тонкостей, только мешают.

— Какие еще ошибки совершают при поисках человека?

При прочесывании местности не рекомендуется ходить толпой, один за другим. Если увидели подозрительный предмет, свежий раскоп — нельзя ничего трогать, тем более забирать. Нужно обеспечить охрану этого места, чтобы не было посторонних следов, и сообщить в органы. Не нужно фотографировать и выкидывать все это в соцсети. Это неэтично.

— После обнаружения тела девочки во дворе собственного дома волонтеры требовали от полиции объяснений, многие не верили в несчастный случай, обвиняли родителей…

Это отсутствие опыта, плюс эмоции. Люди были на взводе — все-таки пропал маленький ребенок. Пошли домыслы, слухи. В принципе это не удивительно и часто происходит при поисках.

Поисково-спасательный отряд «Амур» ведет набор волонтеров! Контактные номера: 8-963-805-88-18, 8-965-670-54-52. Профиль в «Инстаграме» — @poiskblag.

— Сейчас многие родители, не дозвонившись до ребенка, уже раскидывают его фото по мессенджерам со слезами: «Помогите найти». А через полчаса уже пишут: «Отбой». Через сколько нужно обращаться за помощью в поисках?

Не появился вовремя — бейте тревогу. Не нужно ждать ни три дня, ни полчаса. Лучше перестраховаться. Буквально на днях в Благовещенске потерялся 10-летний мальчик. Пока мы выдвинулись на поиски — его уже обнаружили, парень просто ушел на речку.

Матвей Веряскин со своим отрядом на учениях.

— Матвей, каков механизм работы поисковиков?

При получении информации о пропаже человека сначала ведется прозвон заявителей, полиции с целью сбора информации. Составляется ориентировка. Далее действуем в зависимости от вводных. Либо сразу начинаем физический активный поиск, либо, если прошло много времени с момента пропажи, ограничиваемся информационной поддержкой. Расклеиваем ориентировки, распространяем информацию в СМИ, по соцсетям. Мы постоянно учимся. На днях двое наших ребят едут в Чечню — в Гудермес. На базе российского университета спецназа пройдет обучение для волонтеров-поисковиков.