Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №133 (28752) от 20 ноября 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
21 ноября 2018,
среда

Большой шаг для человечества: рецензия на новый постапокалиптический триллер «Выжившие»

Кино

В этом фильме вы не увидите ни поражающих воображение спецэффектов, ни прописавшихся на Аллее Славы актёров, ни других признаков больших денег, которыми, казалось бы, обязан быть выстлан путь кинематографического постапокалипсиса. Угробить человечество всего за 1,2 миллиона долларов — звучит слишком самоуверенно. Тем не менее, французу-дебютанту Матьё Тури это, похоже, удалось.

«Выжившие» стали как минимум хорошей заявкой на перспективу для постановщика и сценариста, и уж точно сделали уверенный шаг вперёд из строя безликих премьер, которыми российскому зрителю запомнится этот август. Не отменяет этого даже удар, который автор в финале наносит собственному проекту — удар, безусловно, очень болезненный, но всё же не смертельный. 

Сюжет, не размениваясь на привычные для жанра вступительные речи о том, как же люди допустили всемирную катастрофу, переносит нас в декорации, обусловленные её последствиями. Пустыня постепенно, но уверенно отвоёвывает пространство у опустевших городов, планета явно вернулась к тем временам, когда человеку не было на ней места — а кто в этом виноват, придётся разбираться последовательно. Главная героиня — неулыбчивая девушка по имени Джулиет — подобно мгновенно приходящему на ум в качестве первой ассоциации Безумному Максу раскатывает по однообразным просторам на автомобиле в поисках еды, воды и всего прочего, что требуется тем, кто выжил, чтобы и впредь сохранять этот статус.

Заброшенные автозаправки и придорожные магазинчики, казалось бы, не представляют никакой опасности, всё самое худшее уже произошло: тем не менее, Джулиет входит в них с оружием наизготове и очень скоро становится понятно, почему. Помимо избежавших гибели малочисленных людей, окрестности населяют неприятные с виду твари на худеньких ножках, которые противно клацают челюстями, издают свистящие звуки и считают своей главной задачей употребление человечины в пищу. Убить их трудно, спрятаться — тоже задача не из лёгких, так что одним выжившим приходится старательно избегать встречи с другими. На третьем плане маячат какие-то бандиты, но это Тури уже слегка перебарщивает. 

Лязгает колесо судьбы, и вот уже наша отважная девушка оказывается взаперти в перевёрнутом автомобиле, вокруг ночь и твари, а друзья-колонисты способны максимум на сеанс психологической помощи по рации — давай как-нибудь сама. Фильм, делая ещё один любопытный реверанс собственному названию, переходит в жанр survival (выживание), и глядеть бы нам на триумф воли и смекалки над силами зла до самых титров — но это было бы слишком просто и дорого одновременно.

Поэтому неугомонный Тури вплетает в и без того неординарное кино мелодраму — предельно банальную, про то, как сломанная жизнью Она встретила богатого, но премилого и сердечно-открытого Его, и вот уже наркомания и плохая компания отступают, а уютное гнёздышко с умилительной детской, наоборот, приближаются. Эту историю режиссёр разыгрывает в воспоминаниях Джулиет: мы понимаем, что и до того, как мир погрузился в хаос, ей пришлось на собственной шкуре узнать, что такое выживание.

К чести постановщика, это нагромождение ассоциаций и перекрёстных ссылок совершенно не раздражает при просмотре — так же как и нарочитое мыло, которым он снабжает флэшбэки. От случайной встречи на выставке картин Фрэнсиса Бэкона (героиня думает, что речь о беконе, зрители снисходительно хихикают) до переезда в собственный милый дом: ах, должны подумать мы, что ж ты, человечество, натворило, какую песню испортило. 

И действительно, в той реальности, которую нужно принимать за здесь и сейчас, с розовыми очками напряжёнка: открытый перелом, дефицит патронов, отсутствие подмоги и даже надежды на оную — получите-распишитесь. Джулиет раз за разом окунается в гостеприимные глубины памяти, зритель успевает и сам очароваться её избранником, которому, понимаете ли, претят все эти деньжищи, оставленные безвременно почившими родителями, а также связанные с ними светские рауты и путешествия.

Временные линии чередуются всё чаще и вскоре почти сплетаются в одну — потому что в прошлом доходит до предпосылок несчастья, приключившегося с человечеством. К тому времени идеальный мир, построенный Ими, тоже даёт трещину — и зрителю предлагают понаблюдать, в какую из стремительно разрастающихся пропастей предпочтут свалиться персонажи.

Не удержавшись от самого банального из всех возможных развития событий в концовке, режиссёр как бы благосклонно кивает зрителю: поверить не могу, что вы угадали, что сейчас случится. Не угадать при этом решительно невозможно.

И хотя когтистые длиннопалые руки монстра всё настойчивее тянутся к загнанной в угол героине в «настоящем», становится понятно, что в настоящей западне она оказалась гораздо раньше — и, вероятно, с этим печальным опытом шанс выжить в постапокалиптических условиях качественно повышается. Потери и уступки, оставшиеся позади, сделали из мягкотелой горожанки бойца, для которого слова «не сдаваться» — не пустой пафосный лозунг. 

Вопросы, над которыми размышляет автор «Выживших», выглядят гораздо правдоподобнее, чем ситуации, в которых оказывается Джулиет — что «вчера», что «сегодня». Героиня не то чтобы проповедует лозунг про «падали, но поднимались»: сначала её за шиворот тащит конкретный человек, затем она сражается уже по инерции — потому что сражаться, собственно, не за что. Не одной только экономией бюджета фильма обусловлен тот факт, что остальные выжившие люди в нём представляют из себя один-единственный голос в трубке радиотелефона, который, к тому же, способен дать лишь ложную надежду.

Даже у Безумного Макса, потерявшего всё, были какие-то привязанности в мире, сражённом ударом ядерного клинка. Те, кого Джулиет могла назвать близкими даже до Бедствия, в большинстве своём годились разве что для каторжных работ. Собратья по выживанию в изменившемся мире тоже не вызывают особых эмоций — главная героиня рискует жизнью, чтобы они продолжили своё существование, но не сказать, чтобы она делала это с неким энтузиазмом.

Тури разворачивает мысленную перспективу и мы видим, что камень, давным давно покатившийся с горы, вот-вот достигнет её подножия и разлетится на множество мелких кусочков. На фоне этого зрелища блекнет нарисованный фильмом нехитрый закат цивилизации. 

Не удержавшись от самого банального из всех возможных развития событий в концовке, режиссёр как бы благосклонно кивает зрителю: поверить не могу, что вы угадали, что сейчас случится. Не угадать при этом решительно невозможно: схематические ориентиры, которыми «Выжившие» снабжены в начале, во второй половине действия становятся кричащими билбордами, от которых уже никуда не деться ни героям, ни сидящим в зале людям.

Изначально враждебный мир, который не даёт никому забыть о совершённых ранее ошибках — более того, напоминает о них и тем, кто забыть и так не в силах — не очень-то и заслуживает того, чтобы раз за разом умирать в борьбе за право оставаться его частью. В конце концов, можно умереть за обратное — единожды. Так или иначе, всё сводится ко всеобщему молчанию: и судя по тому, как выглядит итог пребывания homo sapiens в роли венца творения, это справедливо.

Правда, право личности на выбор пути остаётся неизменным, в каких бы условиях этот выбор не приходилось делать. «Довольно странно, — думает зритель, выходя на воздух, — что я думаю об этом, ведь я ходил на фильм ужасов». Испугаться, в принципе, получилось. Только не монстров на тонких ножках, а бездны, в которую мы все так внимательно смотрим.   

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Родина и герои: «Россия 1» показала сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея ИвановаРодина и герои: «Россия 1» показала сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея Иванова
Нюхль, котики, Париж: рецензия на новый фильм «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда»Нюхль, котики, Париж: рецензия на новый фильм «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда»
Покорение фарса: рецензия на фантастический фильм «Пришелец» с Андреем Смоляковым
Поколение недалеких: рецензия на дебютный триллер Надежды Михалковой «Проигранное место»
Живые и мёртвые: рецензия на новый фильм Брайана Сингера «Богемская рапсодия»
Вход в горящую избу: сериал «Обычная женщина» покоряет российского телезрителя
Берегите женщин: рецензия на новый фильм ужасов «Кукловод» с Ивонн Страховски
Исчадие маскарада: рецензия на новый фильм ужасов «Хэллоуин» с Джейми Ли Кёртис
В узком кругу: рецензия на фильм «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль»»
Дочерняя кампания: рецензия на новый фильм «Человек на Луне» с Райаном Гослингом
Дареному коню: рецензия на новый кинокомикс «Веном» с Томом Харди и Мишель Уильямс

Почти 68 тысяч амурчан получили цифровые каналы второго мультиплексаОбщество
В Приамурье 500 семей до конца года переселят из бараков в новостройкиОбщество
В отношении 18-летнего благовещенца завели дело за звонок о ложном минировании колледжа в КерчиПроисшествия
В Благовещенске жильцы более 120 домов провели несколько часов без отопленияПроисшествия
По Амуру из-за сложной ледовой обстановки ходят две «пумы» вместо девятиОбщество
Гороскоп на 21 ноября: Козерогов потянет в шумные компании, у Овнов проснется чутье на деньгиСоветы

Читать все новости

http://fartov.org/
https://www.gosuslugi.ru/

Кино

«Фантастические твари» обошли в благовещенском кинопрокате Фредди Меркьюри и снежного человека «Фантастические твари» обошли в благовещенском кинопрокате Фредди Меркьюри и снежного человека
Родина и герои: «Россия 1» показала сериал Сергея Урсуляка «Ненастье» по роману Алексея Иванова
Нюхль, котики, Париж: рецензия на новый фильм «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда»
Покорение фарса: рецензия на фантастический фильм «Пришелец» с Андреем Смоляковым
Дивный старый мир: рецензия на новый боевик «Оверлорд» от продюсера Джей Джей Абрамса
Система Orphus