Сделано в Сиваках: родина амурского паркета меняет имидж

В годы советских пятилеток амурский поселок Сиваки славился далеко за пределами СССР. Само название населенного пункта было сродни знаку качества. Паркет местного производства шел в Японию, ценился во многих странах Юго-Восточной Азии, поставлялся по спецзаказу в разные регионы
Советского Союза. Перестройка надолго выбила трудолюбивых сивакчан из колеи успешной жизни. Десятилетия неопределенности перекроили местный уклад не в лучшую сторону, экономика поселка до сих пор оставляет желать
лучшего. Однако сегодня на лицах сивакчан вновь встречаются улыбки, здесь отмечают праздники и с уверенностью смотрят в будущее. 

Сивакчане не забыли, что такое добросовестный труд и здоровый отдых.

Валютные запасы в северных широтах 

Еще четверть века назад северный рабочий поселок в Магдагачинском районе являлся неотъемлемой частью международной торговли. В суровых широтах амурского севера пополнялись валютные запасы Советского Союза. Снабжение сивакчан было соответствующим. Говорят, в чуланах местных жителей до сих пор можно обнаружить старые японские утюги, импортные шубы и демисезонные сапоги. Это был оазис стабильности и благополучия. Сюда приезжала молодежь со всех советских республик, здесь оседали семьи переселенцев. 

— Местный леспромхоз работал в три рабочие смены, но заказов было столько, что выпускаемой продукции все равно не хватало. Это было предприятие по заготовке и переработке древесины полного цикла. Единственный на Дальнем Востоке паркетный цех поставлял продукцию на экспорт, — рассказывает глава рабочего поселка Галина Гулевич. — Чтобы увеличить производство древесины, нередко привлекали к работе военных и так называемых трудаков — дополнительных работников. Здесь же располагался крупный ОРС — отдел рабочего снабжения, который обеспечивал весь район самым необходимым. Работали строительномонтажное управление, ремонтные мастерские и так далее и так далее. Это был современный, живой рабочий поселок городского типа. 

Галина Сергеевна из числа людей, с которыми здороваются на улице практически все. В прошлом школьный учитель, вырастила не одно поколение сивакчан. С сожалением отмечает, спустя годы знакомые лица воспитанников встречаются все реже. Из восьми тысяч человек в поселке осталось всего чуть более полутора тысяч. Люди начали уезжать, как только по стране прошлась черная полоса экономического упадка. 

Северянам пришлось вдвое тяжелее, чем жителям крупных городов. Практически все крупные предприятия на территории Сиваков были закрыты, а достойной альтернативы рядом не оказалось. Да и как она могла быть, если до райцентра Магдагачи 130 километров, а до ближайшего относительно крупного города Благовещенска все 360. На заработки просто так не наездишься. Живописной тайгой и впечатляющей природой семью не прокормишь.

Не нагрубят и косо не посмотрят

Удивительно, но сегодня Сиваки уже мало напоминают территорию безысходности и тоски. Лица у людей светлые, на улицах чистота и порядок. Местами еще встречаются признаки пережитой разрухи, однако в целом картина глаз радует. Назвать поселок глухим углом язык уже не поворачивается.

В центре поселка свежий асфальт, в магазинах улыбчивые и доброжелательные лица продавцов. За прилавком никто не нагрубит, косо не посмотрит. Даже на окраинах населенного пункта не встретишь гор традиционного мусора. Ночью поселок освещен. Местные жители уверяют: так было не всегда.

— Тут четыре года назад всего 6 лампочек горело, а сельская администрация больше курятник напоминала, — категоричен в суждениях пенсионер Леонид Петрович Кадочников. Он же Петрович. — Электростолбы стояли такие, что, если чуть ветер дунет, все это падает, замыкает. Мы по 8 часов без света сидели, ждали, пока бригада из Зеи или Тыгды приедет и все отремонтирует. Сейчас такого уже нет — все электроопоры новые, перебоев нет. Ночью и то красота — дорога на станцию освещена, людям не страшно на работу ходить. То же касается детского сада — зимой ребенка по темени вести не надо. Уличное освещение уже и до окраин добралось. В сельсовете обещают еще 200—300 лампочек в ближайшее время добавить. Кстати, сам сельсовет теперь тоже чистенький и аккуратный. Заходишь и понимаешь — здесь тебя выслушают. Конечно, тяжело пока, слишком долго все разрушалось, время надо на восстановление, но настроение у людей уже меняется. Они все равно любят свой поселок.

По словам Петровича, местные мужики зарабатывают вахтовым методом, другие трудятся путейцами на одноименной железнодорожной станции. Есть несколько небольших частных лесозаготовительных предприятий. Социальная сфера представлена школой, детским садом, домом культуры, участковой больницей. Тот минимум, который удалось сохранить в непростые годы экономической нестабильности. 

Леонид Петрович один из тех, кто не скрывает преданности родным Сивакам. Учитель дополнительного образования, педагог с 43‑летним стажем и сегодня не сидит на месте. В местном ДК ведет шахматный кружок, а заодно влияет на умы подрастающего поколения. Подростки, появившиеся на свет в непростые времена, — это очень непростые характеры. 

— Есть обычные дети — веселые, шумные. А есть такие, кто в жизни мало хорошего видел. Придут сядут и смотрят, как волчата. Один парень на всех возможных учетах состоял, вплоть до районной комиссии по делам несовершеннолетних. Другому откровенная тюрьма светила. Сейчас в шахматы играют, так, что не оторвешь. Во время партии у человека такое чувство борьбы и азарта просыпается, что ему больше ничего уже не надо. Ему уже не до опасных мыслей, — продолжает Петрович. — У нас что здорово, так это работа с людьми поставлена. Детский ансамбль «Нескучайка» посмотришь — душу отведешь. Есть и вокальные коллективы, причем не только детские. У меня сестра в хоре ветеранов поет. Ей 72 года, так она, как пацанка, на репетицию бежит. Спорт у нас — и футбол, и баскетбол, и какие угодно соревнования.

Галина Гулевич, Глава Сиваковской сельской администрации:

— Вы знаете, оптимизм пока очень осторожный. Люди все равно уезжают, хоть и делают это уже с оглядкой. Многие не исключают возможного возвращения. По нашей территории пройдет газопровод Сила Сибири, в Сиваках планируется строительство газо-компрессорной станции. Логисты здесь уже работают, надеемся, что проект даст несколько сотен рабочих мест. Если такой шаг оживит экономику, то появятся и другие предприятия. Газпром уже помогает — школу оснастили новым компьютерным оборудованием, для столовой закупили электроплиту, холодильник и многое другое. С их подачи у нас появился детский развлекательный комплекс. Причем к этому проекту подключились и наши предприниматели, и просто неравнодушные жители. Главное, что сейчас сделано — вновь появилась надежда на лучшее. Они уже сами берут в руки инструменты, что‑то ремонтируют, что‑то создают. Глаза загораются все чаще. Здесь люди не успели забыть, что такое настоящий, добросовестный труд. В селе становится приятно жить.

Нашествие первоклассников

Как отмечают сивакчане, ситуация начала заметно меняться четыре года назад. Властям сельсовета удалось убедить людей — жить в безнадеге больше нельзя. Начинали с уличного освещения и наведения порядка. Проблему мусора и свалок решили просто — призвали людей складывать мусор в мешки и выставлять на обочину. В определенное время специальные машины собирают и вывозят такие отходы. Подвоз воды осуществляется по обратному принципу — до калитки. 

Даже кладбище не оставили без внимания. Погост вычистили, расширили, там всегда есть свежий песок для подсыпки могилок. Выглядеть хуже других никому не хочется, поэтому народ принялся и за собственные подворья. В Сиваках, которые, казалось бы, живут на самом краю цивилизации, почти не встретишь покосившихся заборов. В глаза бросается как раз основательность хозяев.

В поселке набирают активность молодежный совет и совет ветеранов. Свой совещательный орган появился у предпринимателей. Бизнес-сообщество превратилось в настоящую точку социальной опоры для местных жителей. Если раньше дело ограничивалось выделением спонсорских средств, то сегодня предприни-матели сами активно участвуют в разработке многих проектов.

— Здесь было только два праздника — День победы и елка на Новый год. Сегодня целые представления устраиваются — и День осени, и День молодежи и прочее и прочее. Люди соскучились по праздникам, — продолжает Петрович. — У нас даже посидеть с друзьями негде было. Кафе работало, но там вечно пьянки, драки, разборки. Теперь порядок навели, такое культурное заведение получилось! Ко мне друзья приезжают, я даже дома ничего не готовлю. Звонишь по телефону, заказ делаешь. Потом приходишь, столик уже накрыт…

Главный индикатор меняющейся жизни — дети. Трехэтажное капитальное здание местной школы когда‑то строили с перспективным расчетом. В общей сложности здесь могут обучаться 800 детей. Сейчас один из школьных этажей не используется, в старших классах численность учеников не превышает 10—12 человек. Однако в младших классах ситуация кардинально иная — за партами по 28—30 учеников в каждом кабинете. Рождаемость заметно растет.

Проблема, которую своими силами не решить, касается молодых специалистов. Местной больнице нужны врачии фельдшеры, школа нуждается в учителях. Камень преткновения — жилье. Правда, и здесь ситуация постепенно сдвигается с мертвой точки. В прошлом году в Сиваки приехали двое молодых специалистов — врач и педагог. Бюджет Магдагачинского района приобрел для них квартиры.

У жителей Сиваков есть мечта — восстановить работу поселкового клуба. Когда‑то он был настоящей визитной карточкой рабочего поселка, но пять лет назад оказался закрыт. Простаивать он не будет. Желающих петь и танцевать в Сиваках очень много.