Фото: vk.com/dodo_blgФото: vk.com/dodo_blg

Зашевелились уснувшие инстинкты

Вот недавно в Благовещенске почти за бесплатно раздавали  пиццу. Новое заведение общепита только открылось, вероятно, хозяева решили прикормить народ. Дать распробовать собственный продукт.

Очередь собралась, как за новыми айфонами в Москве. Только термосов с бутербродами не хватало, палаток, спальных мешков и мордобоя за каждое отвоеванное место. Но переклички по номерам уже можно было устраивать.

Я когда это явление увидел, даже остановился от неожиданности. Стоял с открытым ртом, очередь рассматривал. Не видел подобного лет тридцать, со времен Советского Союза. Отвык. А может, наоборот — соскучился? Прям потянуло присоединиться к великому стоянию, зашевелились уснувшие инстинкты.

Если народ готов часами стоять в очереди, терпеть неудобства, нервничать и переживать, то этим нужно пользоваться — главное правило маркетинга.

И люди там какие-то нетипично одухотворенные. Никаких бродяг, нищих или просителей милостыни. По виду народ вполне себе обеспеченный, во всяком случае, не бедствующий. Многие с детьми, даже с маленькими на руках, наверное, выдача по старому, доброму принципу — одна пицца в одни руки. Кое-как задушил в себе едва проснувшееся чувство нездорового коллективизма, дальше пошел.

Так вот — эту очередь во всех соцсетях показали. Эту пиццу теперь весь город наизусть знает. Оно, конечно, затратно для хозяев заведения за 100 рублей пиццу населению раздавать, но теперь, я думаю, все потери у них многократно окупятся.

Фото: vk.com/dodo_blg

Это если бы сотрудники пиццерии в нарядных колпаках, да с подносами на шее, с шутками да прибаутками ходили по улицам, как старинные коробейники, раздавали пиццу каждому встречному — это было бы навязыванием услуг. Такие вещи ничего, кроме раздражения, не вызывают, никто бы на эту пиццу не позарился. Менталитет у нас такой —  нам надо, чтобы нас собрали у одного-единственного прилавка, построили, заставили стоять, ждать и облизываться. Вот это другое дело, вот это нам сразу надо.

Скандал за отдельную плату

В общем, если народ готов часами терпеть неудобства, нервничать и переживать, то этим нужно пользоваться — главное правило маркетинга. Но только без меня. Я очереди терпеть не могу во всех проявлениях. Даже прививки от гриппа принципиально ставлю каждый год, чтобы потом под кабинетом участкового терапевта не терять драгоценные часы жизни. Я если очередь вижу, то аппетит сразу теряю, даже пиццу не хочется. Она в горло мне не полезет, если добытая в очереди. Однако в целом идея, повторюсь,  шикарная. Тут вообще можно целый социальный проект развернуть, включая занятость для молодежи и пожилых людей.

Не видел подобного лет тридцать, со времен Советского Союза.

Не удивлюсь, если скоро на каждом столбе будет приклеено объявление «Работа для студентов и пенсионеров! Для создания очереди требуется массовка. Оплата сдельная — почасовая». Вон, аниматоры на каждом перекрестке бумажки с рекламой раздают — то же самое, только в очереди к людям приставать не надо. Знай себе стой на месте, дыши в затылок однокурснику, изображай искреннюю заинтересованность, в общем, всем своим видом привлекай внимание прохожих.

Парикмахеру и то тяжелее. Он тоже целый день на ногах, но еще и руками работает да личную ответственность перед каждым клиентом несет. В случае с очередью ничего делать не надо, разве что поскандалить с таким же соседом-массовиком-аниматором для пущего эффекта, да за отдельную плату. Мечта, а   не работа.      

Думаете, невозможно? Уже работает. В Москве очередная серия ежегодного популярного эпического мегаблокбастера «Отстоявшие» — стартовали продажи новых моделей айфон. Очередь на всю Тверскую, места еще за неделю до начала продаж занимать начали. А если бы открыть такие продажи не в одной точке, а в десяти, а лучше в пятидесяти? Правильно — очереди не будет. Дураков покупать телефон за 100 тысяч рублей сразу поубавится. Вот поэтому столпотворение в одном месте.

Фото: snob.ru

Самое смешное: первый покупатель нового айфона якобы купил место в очереди за 50 тысяч рублей, а когда двери открылись и он оказался у прилавка, то выяснилось, что денег на телефон у него нет. Типа украли из кармана 170 тысяч, пока в очереди стоял.

А потом еще 245 таких же незатейливых отговорок. Фактически первым покупателем айфона стал человек, стоявший в очереди под номером 247. Все впередистоящие оказались банальным статистами, специально нанятыми для подъема ажиотажа.

Место за звездой не занимать!

Места в очереди можно занимать для последующей продажи наиболее нетерпеливым. А что — в случае с теми же айфонами вполне работает. Почему же тогда не продать место в очереди за дешевой пиццей?

Можно создать агентство по созданию очередей, в котором будут работать специально обученные люди. Они будут разрабатывать оригинальные сценарии с учетом всех пожеланий заказчика, включая пиратскую вечеринку и фотосессию. За отдельную плату можно создать очередь в одном стиле или в единой цветовой гамме. Можно пригласить аниматоров и ростовые куклы, проводить розыгрыши призов.

Работа для студентов и пенсионеров! Для создания очереди требуется массовка. Оплата сдельная — почасовая.

Можно даже приглашать знаменитых артистов, которые за гонорар будут стоять в очереди, привлекая поклонников и недоброжелателей. Поют же звезды на частных вечеринках, а тут даже петь не надо — стой себе, делай вид, что шел мимо, попал случайно. Да, инстаграм просто наводнят селфи из очередей — никакой рекламы не надо.

Между делом клич можно кинуть: «Место за певцом (имя, фамилия) не занимать!» А когда народ потребует справедливости и начнет бунт, всех успокоить: «Граждане, не волнуйтесь, всем хватит! Только что новую партию товара привезли». Да, после такого каждый стоящий не только близких родственников приведет, но и дальних.