Светлана Яковлева: «Я очень скучаю по школе»

Министр образования Приамурья – о любви к физике, деревенской школе, лихих 90-х, счастливых учителях

В советские годы Светлана Яковлева работала учителем физики в маленькой деревенской школе, держала корову и играла с учениками в волейбол. В лихих 90‑х после уроков в благовещенской гимназии она иногда садилась за руль и таксовала — учительской зарплаты не хватало. В 2000‑х руководила учебным заведением, а потом всей системой образования Благовещенска. Снова ушла в педагоги, но вернулась на пост заммэра Благовещенска. Сегодня Светлана Яковлева — исполняющая обязанности министра образования Амурской области. Но о каждом счастливом или трудном этапе своего профессионального пути вспоминает с улыбкой. «Как было здорово!» — признается Светлана Вячеславовна. О сумасшедшей любви к физике, деревенской школе жизни, педагогических ошибках и главной задаче учителя Светлана Яковлева рассказала накануне Дня учителя в редакции «Амурской правды».

Из строителей в учителя

— Светлана Вячеславовна, почему решили стать учителем? Еще и такого сложного предмета, как физика и математика?

— Ничто этого не предвещало. Хотя моя мама — учитель физики. Она у меня преподавала, я обожала ее уроки, было очень интересно. Но я фанатично хотела быть строителем — как папа. Он всю жизнь проработал бригадиром. Когда мы с ним ходили по городу, он показывал мне здания, которые строил. Он брал меня с собой на строительство завода «Амурский металлист», я лазала с ним по крышам. Когда строился речной порт на Лазо, мы жили рядом и по вечерам ходили проверять пожоги. Я знала, сколько ампер надо, чтобы зимой не замерз бетон, знала, какие пожоги нужны. Он строил молокозавод. В то время мама лежала в больнице (должен был родиться мой самый младший брат), и я приезжала к папе на работу. А им вместо молока за вредность давали мороженое. И я думала: какая классная работа строителя! А еще папа хотел сына, а родилась я. Поэтому постоянно была с ним в гараже. И если папа просил: «Света, подай ключ на 13», я знала, что это такое.

Я начала готовиться к экзаменам в Благовещенский сельскохозяйственный институт, где готовили строителей. Надо было сдавать черчение, а у нас в школе № 5 его не было. Поэтому в 9‑м и 10‑м классах я ходила на УПК. А практику проходила в чертежно-копировальном бюро на «Амурском металлисте». Мы договорились поступать вместе с подружкой, но она меня «предала» — уехала в Хабаровск. И когда я пришла подавать документы на стройфак, испугалась: в спортзале института в очередь на стройфак сидела огромная колонна мальчишек. И я была одна девчонка!

— Вы развернулись и пошли в пединститут?

— Да! У меня часто спрашивают, как выбрать профессию. А я говорю: вы можете выбрать, подготовиться, а потом его величество случай все развернет, и вы можете прийти в профессию случайно. Я поступила по эксперименту. Тогда была такая практика: если у абитуриента хороший аттестат, то он может сдавать не все экзамены, а только физику и математику. Угадайте, чем наградили тех, кто по эксперименту прекрасно сдал первые экзамены?

«У нас в деревне была корова, телята, поросята, куры. Я умею доить, сало солить, рулеты крутить, сено косить».

— Освободили от колхоза?

— Не попали! Нам торжественно разрешили ремонтировать туалеты и душ в студенческом общежитии на Трудовой, 8. (Смеется.) Стройка и там меня не отпустила! А потом мы поехали в колхоз.

— После института вы, городская девушка, уехали работать в деревню.

— Я окончила вуз с красным дипломом, у меня было распределение в мою школу № 5. Но я просила деревню — мне не дали. Первое мое знакомство с правительством области было таким: я нашла начальника департамента образования области и уперто просила направить меня в деревню.

— Почему?

— Мне очень хотелось в маленькую школу, чтобы дети были рядом, чтобы мы дружили. Чтобы они бежали в школу, а вечером мы могли бы вместе поиграть в баскетбол, в волейбол. А еще подтолкнул жилищный вопрос: я из многодетной семьи, в Благовещенске мы всемером жили в очень маленькой квартире — это напряженно. В итоге я поехала в деревню Коврижку Константиновского района.

Коврижка научила всему

— Сложно было молодой городской учительнице в деревне?

— Это было так здорово! Я могу про это целый день рассказывать! (Смеется.) Нам с мужем дали дом на земле. Мы хозяйство завели! У нас была корова, телята, поросята, куры. Я умею доить, кур ощипывать, сало солить, рулеты крутить, сено косить. Мы даже свою тушенку делали. Рано утром встала — подоила корову, на завтрак, если совсем времени нет или лень, напекла блинчиков с домашним творогом и сметаной. Муку нам в колхозе давали — хлеб я пекла. У нас был большой огород, сад, мы развели клубнику, арбузы выращивали. Когда я переехала в город, в старом пиджаке нашла 100 рублей — это была моя зарплата. Я про нее забыла! У нас было натуральное хозяйство. Вы не представляете, это такое счастье было — жить в Коврижке в то время! Хотя и трудно.

— Как молодого учителя встретили дети?

— Я пришла в седьмой класс, меня назначили их классным руководителем. Говорю: «Здравствуйте, ребята!» В ответ никакой реакции. Смотрят и спрашивают: «Вы к нам надолго?» Оказалось, я у них уже седьмой классный руководитель. И я сказала: «Я вас из принципа выпущу!» И выпустила.

«В 90-х приходилось таксовать — учительской зарплаты не хватало».

Я люблю свою первую школу всей душой. Очень благодарна директору своей первой школы — Майе Касьяновне Мокиной. Она всегда помогала и поддерживала все мои начинания. В то время ведь не было приборов, все делали сами из подручного материала. Помню, она посмотрела на мои изобретения и купила телескоп, так как я астрономию вела, и оборудование для кабинета физики. Кстати, шкафы купили, а фурнитуру не дали. В 90‑х ее было не найти — дефицит. А мы с мужем как раз купили себе стенку в дом. И я мужу говорю: «Кость, давай подождем! Вещей не нажили, чего она пустая будет стоять?» Решили на семейном совете, что школе нужнее — я отнесла фурнитуру в кабинет, мы собрали шкафы. Потом и муж пришел в школу работать: преподавателем сельскохозяйственных дисциплин.

А еще мы попросили в колхозе землю и развели огород при школе. Мы там с ребятишками выращивали овощи, зелень. Я семь лет проработала в Коврижке. Часто туда езжу, мы с учителями дружим, общаемся.

После уроков — за руль

— Почему все‑таки переехали в город?

— Я вернулась в 1994 году. Главное обстоятельство: у меня младший сын сильно болел, были лихие 90‑е, надо было его лечить. В городе возможностей для этого больше. Я устроилась учителем физики в первую гимназию, там как раз была вакансия. Дали ставку 18 часов — это, конечно, очень маленькая нагрузка и зарплата. Поэтому я и в лицее работала, и иногда таксовала.

— Таксовали?!

— Да, бывало. Я очень давно вожу машину — права получила в 90‑х годах. А за руль первый раз села в 14 лет. Это было в Большом Невере Сковородинского района, где жили мои дедушка и бабушка. Мой дедушка Терехов Николай Федорович долгое время руководил Центральными авторемонтными мастерскими. И был в составе автомобильной колонны, которая делала северный завоз в якутский город Мирный. На памятнике первооткрывателям есть его фамилия. Я все лето была в Невере, все каникулы с дедушкой, постоянно с ним на машине. У него был «Москвич-408». Однажды мы поехали в Сковородино. Ему сделали операцию, обратно ехать за рулем он не мог. Говорит мне: «Садись, поедешь». Все объяснил, завел машину. 18 километров дороги от Сковородина до Невера — я помню каждый камешек. Дома меня от руля отрывали всем семейством. Такой был первый страх. Мы и с мужем познакомились тоже на почве автомобилей — он у меня инженер-механик.

Поэтому в 90‑х приходилось вечерами таксовать. А иногда 1 января утречком по городу проехала — немного заработала. Я очень стеснялась, женщин за рулем тогда было мало. Волосы соберу под шапку, чтоб незаметно было.

В 1996 году Светлана Яковлева заняла второе место на городском конкурсе «Учитель года», а спустя год победила на областном конкурсе. В 1998-м амурская учительница представляла область в Москве на всероссийском конкурсе.

— Спустя несколько лет вы стали директором первой гимназии. Вам тогда было всего 35 лет. Страшно было?

— Я не успела испугаться. Переход в директорство — весьма сложный период. Потому что вчера ты с этими людьми сидел за чашкой чая, а сегодня, если человек что‑то не так сделал, ты должен ему сделать замечание. Были педагоги значительно старше меня — они не только в мамы, а в бабушки годились. И я их даже побаивалась. А тебе надо было требовать от коллег. А если появлялись жалобы от родителей — надо было их разбирать.

— Как справились?

— Я думаю, что все потому, что рядом был очень надежный, очень профессиональный, очень грамотный коллектив. Мне все очень помогали.

— Вы ведь, работая директором, еще и преподавали?

— Зарплата директора в то время была меньше, чем зарплата учителя. И чтобы заработать, я еще вела ставку учителя. Поэтому вечером, после того как я заканчивала решать хозяйственные вопросы с ремонтами, СанПиНами, пожарной безопасностью, я садилась и проверяла тетради.

О карьере не мечтала

— Светлана Вячеславовна, последние годы, на каких бы должностях вы ни работали, вас постоянно прочили в министры образования. Вы знали? Мечтали о таком посте?

— Конечно, знала: меня и в 2010‑м, в 2011‑м, и в прошлом году прочили в министры. В этот раз я слышала, что рассматривали мою кандидатуру, но уверенности в том, что буду именно я, а не кто‑то другой, не было. Но о должности не мечтала. У меня была работа, планы на жизнь. А в августе губернатор Василий Александрович Орлов публично на совещании объявил, что с завтрашнего дня я перехожу работать министром.

«Основная проблема образования — чему учить?»

— Как считаете, какая сегодня главная проблема нашего образования?

— Проблема потрясающе банальная. Она была, есть и всегда будет. И заключается она в том, что мы люди, которых учили в прошлом, учим в настоящем тех, кому жить в никому не известном будущем. Так? Так! Поэтому основная проблема образования — чему учить? Какая профессия, какие знания будут востребованы? Вот у меня корочка чертежника-копировальщика — что бы я сегодня делала с этой профессией?! Ее сегодня не существует. Василий Александрович Орлов очень часто говорит: оглянитесь и посмотрите, сколько людей работает не по профессии. А ведь государство затратило деньги, выучило бесплатно, а теперь это никому не нужно. Люди не работают по специальности или идут за деньги за вторым образованием. Поэтому учителя должны заложить в детях, что надо научить учиться — и никогда не бояться этого. Лишних знаний не бывает.

— А деньги для образования — не проблема?

— Дело не в деньгах, а в рациональном их использовании. На образование направляются большие средства из областного, из федерального бюджетов, но мы не можем тратить их бездумно. Мы должны четко знать, где нам необходим новый детский сад, школа, где мы должны сделать ремонт. Мой принцип — все проблемы решаются через анализ ситуации. Ко мне на встречи приходит много глав, директоров и говорят: нам нужна школа! Но невозможно построить школу в селе, где в первый класс идет всего 20 детей. Кто будет там учиться?

«Учителя должны заложить в детях, что надо научить учиться — и никогда не бояться этого. Лишних знаний не бывает».

Мы всегда смотрим динамику прироста населения. Выбираем проект, привязываем его к территории, которая есть. Заказываем проект и только потом начинаем стройку. Сейчас запланировано построить школу в Благовещенске на 1500 мест, Свободный разрастается — значит, там будут строиться школа и детсады. В Сковородине будет завод, новые рабочие места — будет детсад. Чигири, город-спутник нашего Благовещенска, прирастает огромными темпами, там школа переполнена — поэтому там будет строиться новая школа. Все самые важные вопросы в будущем будем обсуждать с главами, начальниками отделов образования и, конечно, с жителями.

— Вам не кажется, что сегодня престиж профессии учителя уже не тот, что был в советское время?

— Я считаю, что отношение к учителю формируется не в какое‑то время — в советские годы нам тоже несладко было. Я просто вспоминаю только самое хорошее. У каждого человека формируется свое отношение к учителю. Если он обижен на школу — эту обиду он пронесет через всю жизнь. И когда его ребенок пойдет в первый класс, он не скажет ему: надо уважать учителя, потому что он делится с тобой своими знаниями. И так из поколения в поколение. Каждый раз родителям говорю: прежде чем обсуждать поступок учителя, удалите ребенка из зоны слышимости. И обсуждайте сколько хотите. Престиж учителя, как человека, который отдает знания, не меняется. Меняется количество людей, которые обижены на школу и учителя.

— Кадровая проблема в амурских школах стоит по‑прежнему остро?

— В этом году у нас рекорд — в школу пришло порядка 400 учителей. Из них около 200 — молодые выпускники. На помощь приходят наши педотряды, которые едут работать в города и районы. В северных школах есть дистанционное обучение по интернету, это спасает в крайних ситуациях. Но я процитирую Менделеева: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего». Человеческое общение ничто не заменит, кадровую проблему в школах будем решать.

Что такое счастливая школа

— Светлана Вячеславовна, вы общаетесь со своими выпускниками?

— Конечно! Общаемся, встречаемся. У меня все дети были замечательные, исключительные, талантливые! В позапрошлом году исполнилось 20 лет моего выпуска в Коврижке, дети пригласили меня на юбилей, мы встречались, вспоминали наши годы. С городским выпуском тоже дружим. У меня был день рождения — они собрались и пришли ко мне на работу поздравлять. Недавно мальчик из Анапы прилетал — приходил в гости, пили чай. Я вообще школу вспоминаю с любовью и нежностью. Очень скучаю.

— Что для вас лучшая школа?

— Там, где счастливые дети. Если дети счастливые, с радостью бегут в школу, значит, там всем хорошо: и учителям, и детям.

— Что пожелаете педагогам в День учителя?

— Не хочется быть банальной, желать здоровья и хороших учеников. Хочется просто сказать: пусть каждый будет счастливым учителем! Несмотря ни на что. И это счастье, как лучики солнца, разольется на всех, кто рядом.

Учительские слезы министра

Вопрос, были ли в работе учителя Светланы Яковлевой педагогические ошибки, неожиданно довел гостью до слез. Воспоминания 30‑летней давности до сих пор в сердце учителя.

— Были, — честно призналась Светлана Вячеславовна. — Я не боюсь об этом говорить. Может быть, мой опыт поможет кому‑то из молодых педагогов. Я очень фанатично, как вы видите, люблю физику. Однажды у меня появился ученик, который не мог освоить мой предмет. Я не знала, но у него были определенные проблемы со здоровьем. А я, еще молодая учительница, этого еще не понимала и хотела сделать из него физика! И однажды я вызвала маму на урок. Я объяснила всему классу тему, дала ему параграф в учебнике. Он прочитал, закрыл, а повторить не может. А мама сидит и на это смотрит. Урок закончился, подходит мама, плачет и говорит: «Ну вот, я так и знала». А я ничего не понимаю: я ведь никого не обижала, не оскорбляла. Приехала домой и говорю своей маме: «Что я не так сделала?» А мама мне говорит: «А ты поставь себя на место этой матери. Что она чувствовала? Ты ведь причинила ей такую боль». И моя мама дала мне совет: главное в педагогике — встать на место ученика, родителя, учителя. И когда к тебе приходят с проблемой, суметь ее понять. И теперь я всегда стараюсь так делать в жизни.

«Я фанатичная бабушка!»

Светлана Яковлева — не только заядлый автолюбитель, в этом году она освоила ролики! «Катаюсь по набережной — надеваю кепку и вперед! Никто не узнает», — смеется она. А еще она сама делает дома ремонт — воплощает несбывшуюся мечту о профессии строителя. В этом ей помогают муж и два сына. Но главная любовь министра — два маленьких внука. «Я фанатичная бабушка! Чисто профессионально, по педагогически балую внуков. Родители пусть воспитывают, а я их балую — и другие варианты не обсуждаются!» — признается Светлана Яковлева.