• Медовый энтузиаст Татьяна Капустина мечтает сделать мед достопримечательностью Приамурья.

Сладости для президента

— Амурский крем-мед с черникой президент России отведал на Восточном экономическом форуме, который проходил в начале сентября во Владивостоке. Мы впервые участвовали в этом мероприятии и привезли свою новинку. Выставили продукцию, и почти все сразу раскупили. Руководство испугалось, говорит: «Ребята, давайте приостановим продажу, президенты придут — чем будете угощать?»

ВЭФ проводится в пятый раз, и каждый год амурские участники ждали, что президент посетит нашу секцию. Но в этот раз мы были уверены — и служба охраны президента приходила, и наш мед на анализ брали. А когда нас в обед попросили покинуть помещение, мы поняли: да, Владимир Путин придет. В восемь часов вечера пришла большая делегация, человек 20—30. Они посетили стенд Амурской области, посмотрели выступление ушуистов, потом заглянули в наш медовый домик.

Владимир Путин угостил крем-медом с черникой Си Цзиньпина, затем сам попробовал, попили чая, похвалили. Посмотрели, что есть еще — уже без камер попробовали липовый, гречишный. Затем наш президент купил амурский сбитень от «Пчелки»: одну баночку себе, другую — коллеге, и они пошли дальше.

Начать бизнес помог кризис

— На этом рынке мы работаем четыре года. Я хорошо знаю китайский, мы долгое время жили в КНР. И в 2014‑м, во время кризиса, к нам начали обращаться китайцы, интересоваться поставками меда. У мужа дядя всю жизнь держал пасеки в Архаринском районе. Так все и началось.

Владимир Путин угостил крем-медом с черникой Си Цзиньпина, затем сам попробовал, попили чая, похвалили.

Сначала мед поставляли в кубоконтейнерах — китайцы заказывали по 2—3 тонны. Затем подумали: почему бы не зарегистрировать свою торговую марку, не расширить ассортимент. Работать не с тремя видами, а сделать орешки в меду, крем-мед. Сейчас делаем подарочные наборы, продаем ассорти в деревянных коробках, в которые вкладываем открытки с видами Амурской области. Разливаем в глиняные горшочки, которые делает дедушка-умелец из Ивановского района. Разрабатываем премиум-упаковку — подобной еще нет в России. Есть задумка поставить вендинговые автоматы.

Обычно люди начинают вести бизнес с внутреннего рынка и затем переходят на экспорт. А мы наоборот — начали с Китая, потом работали с западом России и только сейчас начали раскачивать внутренний сегмент. Создали отдел продаж, занимаемся звонками, договорами. В голове куча идей.

Дешево и не красиво

— Меда в Приамурье много. Это полифлерный — с разных цветов и трав, липовый, гречишный, серпуховый, таежный, донниковый, амурский бархат. Мы работаем с семью пасеками, все они глубоко в тайге, в основном в Архаринском районе — там очень хороший мед, особенно липовый.

Мед продают многие, но красиво его оформить, преподнести — это у нас не развито. Да и, честно говоря, нет в Амурской области спроса на красивую подачу. Во-первых, сейчас кризисные времена и человек смотрит на цену. Во-вторых, люди у нас считают, что лучший мед у дедушки, который продает его на трассе или на рынке. Но зачастую эти дедушки совсем не пасечники, мед им привозят неизвестно откуда, без документов и проверок. В магазине мед лучше в том плане, что он проверен, полностью безопасен и полезен. Я не говорю про всех, но наш — точно.

Почему наш мед лучше

— У меня грандиозный план — сделать наш, амурский мед неким брендом. Как башкирский. Мне очень обидно, что он не такой популярный, хотя по всем показателям ничем не уступает. У нас та же экология намного лучше, чем в Башкирии — там заводы, фабрики вокруг пасек. У нас — тайга. В Амурской области много полезных растений и трав — пустырник, женьшень, элеутерококк. Пчелка облетела — и все это окажется в меде.

Другой момент — это показатели. Например, влажность: все знают, что чем она меньше, тем лучше. У нас влажность 16—17 процентов, а у приморского — 20. Диастазное число, которое показывает содержание полезных веществ, — у нас 23—35. В западном меде эта цифра — 7—8. Северный мед в принципе всегда лучше. Это наша гордость. Все должны знать амурский мед. И есть его.

Как популяризировать амурский мед

— Мед надо рекламировать в медиа, участвовать с ним во всевозможных выставках. Но своими силами мы не справимся. Нужна поддержка правительства — закупать стенды, брендировать их, отправлять наши компании на форумы и выставки, чтобы те показывали наш мед, чтобы люди знакомились с ним, пробовали, хотели купить.

Из Канады — с крем-медом

— Крем-мед — это мед, взбитый на низких оборотах при низкой температуре. Он возник в 30‑х годах прошлого века в Канаде по банальной причине — у них мало видов меда, поэтому они сделали такой маркетинговый ход, чтобы разнообразить ассортимент. Но там его просто взбивали, а в России начали добавлять ягоды, орехи. Этот такой же здоровый продукт, как и мед, здесь нет никаких эмульгаторов, химических элементов. Он также полезен, просто другой на вкус.

В Амурской области мы первые и единственные производители крем-меда, занялись этим два года назад. Разработали собственную рецептуру, делаем с малиной, брусникой, облепихой, черной смородиной, черникой и клубникой, кедровым и грецким орехом.

Впервые презентовали на китайской выставке, в феврале возили в Москву — люди неплохо к нему отнеслись. Когда новый товар вводишь на рынок — это всегда не быстро. Нужно людям объяснять, дать пробовать. У нас есть перспективы роста.

Что для русского десерт, для китайца — лекарство

— Китайцы с удовольствием покупают мед, но отношение к этому продукту у них совершенно другое. Русские едят вприкуску с чаем на десерт. Для китайцев это лекарство, мед продается не только в магазинах, но и в аптеках. Утром натощак они выпивают стакан теплой воды с ложкой меда — для них ритуал для укрепления организма и поднятия иммунитета. Крем-мед начали брать для деток — родители так хитрят и кормят тех капризных малышей, которые отказываются есть классическую «микстуру».

После ВЭФ, когда китайское ТВ показало, как глава их государства ест наш мед, наши старые клиенты начали снова обращаться. Мы прям ощутили всплеск интереса к продукции, подписываем много договоров. А вот российских покупателей особо не прибавилось. Возможно, потому, что нигде не указывалось наше название — просто амурские пасечники. Посмотрели и забыли.

Совет: взбейте мед в воде. Он должен полностью раствориться, не оставляя никаких субстанций и осадка.