Исчадие маскарада: рецензия на новый фильм ужасов «Хэллоуин» с Джейми Ли Кёртис

Есть в этой затее что-то не очень адекватное. Даже писать в 2018 году заголовок, в котором соседствуют «Хэллоуин», имя Джейми Ли Кёртис и слово «новый», странно. С того времени, как родоначальник жанра «слэшер» Майкл Майерс впервые вышел на свою бесчеловечную охоту в маске и с ножом в руках, прошло 40 лет, и первым поклонникам жанра должно быть уже все неинтересно. Но франшиза все эти годы подавала признаки жизни, выстреливала протуберанцами новых проектов, а потому и до юбилея добралась в статусе культовой, хотя широкий зритель уже и не помнит, в чем, собственно, этот культ состоит. И хотя сам отец этой истории, великий и ужасный Джон Карпентер, во всеуслышание заявил, что теперь-то с «Хэллоуином» покончено, поверить в это достаточно затруднительно.

Круглая дата послужила хорошей мотивацией: зритель получил и пожилую Лори Строд, и Майкла Майерса в пенсионном возрасте. Кёртис и Ник Стал согласились сниматься, и этого факта для режиссера и сценариста Дэвида Гордона Грина было достаточно, чтобы поставить жирный крест на всех фильмах франшизы, который выходили после оригинального. Немудрено: помимо всего прочего, одну только Лори Строд по ходу дела убивали дважды. Объяснять, как она не только снова оказалась жива, но и тайком от всех поселилась в лесу, заняв многолетнюю оборону, затруднительно. Гораздо проще сделать вид, что ничего не было, в том числе и предыдущего юбилейного выступления 20-летней давности. Таким образом, история о маньяке, сбежавшем из психиатрической клиники, чтобы вдоволь порезвиться на улицах родного городка в канун Дня Всех Святых, взяла паузу длиной почти в полвека. И если с Лори Строд все более или менее понятно (дети, внуки, неврастения), то где все это время ошивался сам Майерс (с его-то навыками социальных коммуникаций) — неизвестно, но нам он является снова в качестве пациента психушки. Вместе с ним на сцену выходят блогеры, что автоматически означает — плохи дела у местного мирного населения. Проделав пару легких кульбитов, сюжет выпускает Майерса на волю. Все это уже давно не выглядит суровой неизбежностью, а больше похоже на издевательство над публикой.

Зло снова оказывается на свободе, напяливает масочку, хватает вострый ножик и направляется на малую родину с недружественным визитом. 

Видимо, статус культа подразумевает бесконечное воспроизведение одной и той же пластинки про «его перевозили, он всех убил и сбежал». Как мы хорошо знаем, Майерс может десятилетиями жевать кашку в окружении мягких стен, побрякивая цепями, но в итоге кому-то в голову все равно приходит светлая мысль о транспортировке. Расплачиваются за это жители Хэддонфилда жизнями. Обращать внимание на тот факт, что перевозить Майкла жизненно необходимо именно в конце октября, не станем: врачам виднее. Так или иначе, зло снова оказывается на свободе, напяливает масочку, хватает вострый ножик и направляется на малую родину с недружественным визитом. По все той же многолетней традиции маньяка непреодолимо тянет встретиться с недорезанной 40 лет назад сестрицей, поэтому и строится действие по давно отработанной схеме6 сначала тренировочная резня в обществе ничего не значащих персонажей, потом генеральное сражение, в котором Майерс обычно терпит поражение, но остается жив ровно настолько, чтобы можно было через годик-другой снова его куда-нибудь перевезти. Правда, мисс Строд на этот раз совсем не та юная и напуганная особа, которая запустила карьеру актрисы Кёртис в 70-х. Бодрая и подтянутая бабушка готова к визиту родственничка, она прицельно палит из огнестрельного оружия и мастерит в доме опасные для жизни ловушки. Понятное дело, родная дочь от всего этого не в восторге и вертит пальцем у виска.

Гордон Грин разве что не развешивает на съемочной площадке таблички с надписью «Я ФАНАТ». Постановщик лишь на три года старше оригинального «Хэллоуина», а его послужной список никоим образом не указывает на страстную любовь к слэшерам — да и вышли они из моды, честно говоря, окончательно и бесповоротно. Тем не менее никаких намеков на авторский почерк в новой адаптации старого сюжета зритель не обнаружит: в этом отношении режиссёр напоминает самого Майкла Майерса, который все делает механически и именно этим прославился на весь мир. Карпентеру 40 лет назад было не до выпендрежа: в распоряжении безработного американца было 325 тысяч долларов, актеры-дилетанты в собственной одежде и прочие аспекты по-настоящему малобюджетного кино. Кто бы мог тогда подумать, что первый «Хэллоуин» окажет столь мощное влияние на зрительские умы, что соберет 60 миллионов. Бюджет нового фильма раз в тридцать больше, чем у оригинального, и всё до копеечки потрачено на восстановление в кадре карпентеровской нищеты. Не так давно «Хэллоуином» занимался Роб Зомби, снявший две картины на эту тему. И в обеих хорошо слышится, что именно хотел сказать автор, сосредоточившись на личности Майерса и выкрутив уровень жестокости до предела. Грин же сказать ничего не хотел, его просто позвали на юбилей совместной жизни.

Решительно бессмысленный ремейк со слегка видоизмененным сюжетом. Любопытство здесь вызывает только героиня Кёртис.

Актеры, которым выделили роли овечек, старательно отрабатывают гонорары — их персонажей даже запомнить не успеваешь. Оператор ходит с камерой вслед за Майерсом, потому что так делали в «том» фильме. Добавим еще и титры, и саундтрек из оригинального «Хэллоуина» — и получим решительно бессмысленный ремейк со слегка видоизмененным сюжетом. Любопытство здесь вызывает только героиня Кёртис. Еще бы: зритель не Майкл, у него нет возможности кромсать ножом незнакомцев, возвращаясь в знакомый городишко. Кроме Лори мы здесь никого не узнаем, и в этом и заключается главная беда слэшера — жанра, обреченного на вымирание, которое, если честно, неоправданно затянулось. Очень сложно заставить себя сопереживать абсолютно посторонним людям, которые оказались участниками поножовщины. Примерять происходящее на себя не хочется. У условного «Крика» есть хотя бы отдушина в виде пусть сомнительного, но детектива — каждый раз под маской оказывается кто-то внезапный. «Пятница, 13» быстро переориентировалась на мистические воскрешения своего героя-утопленника. А бедняжка Майерс все эти годы оставался безмолвным громилой, которого на протяжении многих лет безуспешно пытаются прикончить близкие люди. Посочувствовать ему гораздо проще, чем его однообразным жертвам.

И зритель терпеливо ждет, когда же наш герой устанет гулять по милым сердцу улочкам с нехорошими намерениями, а также предаваться воспоминаниям о детстве, которое закончилось 65 годков тому назад. Вместе с этим закончится и очередной хит-парад дурацких и фатальных поступков окружающих, которые, собственно, раз за разом позволяют маньяку продолжать свою деятельность, и это касается в том числе и служителей правопорядка. И только те, кто действительно готов к визиту убийцы в маске, смогут дать ему истинный отпор, преодолеть посмертное свойство Майерса хватать людей за ноги, обездвижить его, прыгнуть в грузовичок и умчаться в счастливую старость. Публика тем временем пробует на вкус сомнительную мораль. Иногда для того, чтобы наладить отношения в настоящем, необходимо привести в чувство все ужасы прошлого. В «итоговой» серии 20-летней давности такими глупостями не занимались. Очевидно одно: если кому-то все же захочется поставить на ноги эту дойную корову и вдохнуть в нее новую жизнь, потребуется нечто большее, нежели горячее желание копировать чужие достижения. Майерс, конечно, персонажем был любопытным. Но отвоевал свое много лет назад. Вероятно, его больше не надо никуда перевозить.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+