Елена Хламова, руководитель дизайн-студии «Архип»: 

— Когда администрация Благовещенска объявила конкурс, мы решили принять участие. Есть интересные идеи, которые можем предложить, тем более что опыт есть. Вместе с администрацией Белогорска мы участвовали во всероссийском конкурсе по благоустройству малых городов. Были единственными с Дальнего Востока, заняли 26‑е место, вышли в финал.

В нашем проекте будут и фонтан, и зеленые насаждения, и малые архитектурные формы, и сооружения. По поводу церкви — я ничего не имею против культовых сооружений в городе, но это каноническая архитектура, а мы живем в XXI веке. Пусть будет храм, но в современном стиле.

Я часто бываю в Европе, в Москве — и мне нравится, что урбанизм постепенно уходит, города разворачиваются к человеку. Причем к человеку не в автомобиле, не в офисе, а человеку на улице. Лавочки, тротуары, скульптуры, тематические оформления, которые меняются к каждому сезону, — все учитывает интересы жителей. Человек должен ощущать себя частью города. И только тогда ему будет в нем удобно, когда постройки, улицы, парковки, парки будут предназначены для человека. Удобно гулять с коляской, передвигаться на инвалидном кресле, идти с большой сдвоенной коляской, припарковаться и легко достать из багажника велосипеды.

Благовещенск один из немногих городов, который может похвастать такой благоустроенной набережной. Но потоки пешеходов и велосипедистов все равно пересекаются. И не потому, что люди у нас глупые или невоспитанные. А потому что изначально код города не прописан. Задача проектировщика сделать так, чтобы человек интуитивно понимал, где ему идти, а где — ехать. У нас этого пока нет. 

Петр Стрелец, руководитель дизайн-студии VATA:

— При создании любого общественного пространства нужно ориентироваться на четыре аспекта: потребности жителей, общую стратегию развития города, особенности ландшафта и научный подход — это цифры, расчеты, которые говорят, в каких конкретно условиях людям будет хорошо.

Поэтому для начала нужно составить портрет жителя Благовещенска: кто он, чем занимается, сколько зарабатывает, сколько детей в семье. Составить как минимум 5 портретов, которые будут охватывать хотя бы 70 процентов жителей. И тогда они скажут спасибо за созданное с учетом их потребностей общественное пространство.

200

тысяч рублей получит автор лучшего проекта. За второе место — 100 тысяч, за третье — 50. «Но победа в конкурсе не гарантирует, что именно эти проекты будут реализованы. Ведь, по сути, это конкурс идей», — рассказали АП в администрации Благовещенска

Главная задача таких мест — проведение общественных мероприятий: торжеств, концертов, карнавалов. Люди должны хотеть сюда возвращаться. Площадь свыше 30 метров в диаметре начинает казаться пустой, если на ней одновременно находится менее 30 человек. Открытые пространства не должны быть шире 23 метров, иначе людям становится некомфортно. Аллеи могут разбить единое пространство.

На прилегающем участке «Золотой мили» также нужно сделать систему небольших площадей с помощью деревьев, каких‑то других решений. Проходные магазины-ресторанчики, двухэтажные террасы, где людям будет приятно находиться. Кафе, кальянные, бассейны — все, к чему будет готов малый бизнес и что будет популярно у амурчан.

Это зона воды — сделайте систему каналов. Типа «Маленькой Венеции», но в более доступном для горожан месте. Стоит предусмотреть места для сидения, лежания, места, где люди могут сами решать, что им делать. Выделить площадку с песком: хотят — строят замки, хотят — играют в волейбол. Минус монолитных бетонных сооружений в том, что с ними нельзя взаимодействовать, их не изменишь. А на песке, траве, земле можно полежать книжку почитать, пикник устроить.

Важный момент про потребности: при амурской зиме, которая длится около семи месяцев, должна быть зона, где люди могут спрятаться от холода. Нечто типа зимнего сада, где можно гулять.

Павел Москалюк, руководитель архитектурной студии «Юрбэ»: 

— Этот участок не должен выбиваться из общего стиля, нужно, чтобы все части набережной сочетались между собой, вплоть до уложенной плитки. В то же время не стоит злоупотреблять одинаковыми приемами. Сначала нужно проработать общую концепцию, а только потом расставлять акценты — фигуры-скульптуры, инсталляции, малые архитектурные формы типа Дружка, дорожки, кустарники, интересные деревья. Причем высадить сразу взрослые, а не саженцы, половина из которых не приживется, а вторая половина будет затоптана. Продолжить велодорожку, предусмотреть места для скейтеров, роллеров, пешеходов, возможно, сделать лежаки для отдыха в тени.

Никаких застроек в этом месте, больших домов. В том же Хэйхэ и колесо обозрения, и многоэтажки расположены далеко от Амура. Сама набережная у них пешеходная, широкая, многоуровневая, есть большой парк.

Яна Кольцова,  общественник, руководитель социологического центра: 

— Набережная и площадь Ленина — важное общественное пространство, которое нужно привести в надлежащий и современный вид, а не просто перенести сцену из одной части в другую. Я против того, чтобы на набережной «лепили» очередную детскую площадку, тем более такую же убогую, как на улице Пионерской. Спортивных сооружений тоже вполне достаточно. Зона активности, безусловно, должна быть. Но нужно знать, чего хотят сами жители.

Необходимо, чтобы это место было полезным для всех, а не только для мамочек и спортсменов. Например, для молодежи от 12 лет и старше вообще нет мест в городе, кроме торговых центров, где они могли бы проводить свободное время.

На мой взгляд, нужен интеллектуально нагруженный досуг для людей среднего возраста. Помните, раньше было крутое место — ступеньки, на которых собирались амурчане. Там встречались, отдыхали, организовывали концерты. Мы проводили опрос, и люди очень тепло о нем отзывались.

В современных условиях подобную конструкцию можно использовать как лекторий, показывать короткометражки во время фестиваля «Амурская осень». Можно устроить библиотеку под открытым небом — сейчас возрождается любовь к чтению, у нас много амурских авторов.

Над идеей строительства храма нужно еще хорошо подумать. С одной стороны, Россию отождествляют с православием, а мы стоим на границе. Плюс — это всегда красивое сооружение. Но насколько гармонично оно впишется в современную архитектуру? Я изучала этот вопрос в интернете — люди не очень хорошо реагируют на строительство храма на «Золотой миле». Я тоже не думаю, что у нас в городе дефицит православных храмов. Заканчивается строительство в микрорайоне, есть хорошее место на Чайковского — не проще ли построить его там?

 Артем Бельчиков,  руководитель архитектурного бюро  «Дом-проект»: 

— Чего на этом месте категорически не должно быть — зданий. Ни жилых, ни общественных, ни бизнес-центров. Не нужно загораживать вид на реку. Это рекреационная зона, поэтому не нужно делать ничего капитального. Дорожки, озеленение, малые архитектурные формы, скверы. Переделать главный фонтан, сделать каскад фонтанов в сторону Амура. Концертную площадку перенести к реке, возможно, повторить детскую площадку или запланировать футбольное поле.


 

В 2014 году уже был разработан проект территории «Золотой мили» от переулка Святителя Иннокентия до улицы Театральной. Ее планировалось поделить на семь тематических зон. В центре, в районе площади Ленина, предполагалось расположить летний амфитеатр, установить памятник амурским первопроходцам. Также в проекте — мини-аквапарк, ледовый дворец, гостиничный комплекс, православный храм, пешеходная улица, канатная дорога и центр беспошлинной торговли.

Возрастная категория материалов: 18+