Фото: Татьяна Волошина, «Зейские огни»Фото: Татьяна Волошина, «Зейские огни»

У нас же в каждом селе монумент борцам революции, стела защитникам Сталинграда либо мемориал невинно убиенным в годы политических репрессий. Все основательное, капитальное и не дешевое. Муниципалитеты сплошь неимущие, но при этом на ремонт и содержание памятников каждый год тратятся десятки, сотни тысяч, а то и миллионы бюджетных рублей.

Школы для неблагодарных

Снести — и вся недолга. Это ж такой неиссякаемый источник финансирования сразу откроется. Потому что вся история России — это не одна Парижская революция. Это кровь и страдания, подвиги и победы. И наследие памятное столь же впечатляющее и весьма дорогое. И за примерами-то далеко ходить не надо. Наша Амурская область — чем не пилотный регион (слово-то какое, «окрыляющее») по удешевлению памяти. 

На земле, пропитанной кровью албазинцев, вместо содержания памятников можно построить детские сады. В Благовещенске, откуда был дан последний бой Второй мировой войны, возвести больницы и школы. В столице БАМлага, городе Свободном, прямо на костях тысяч политзеков разбить скверы и парки с каруселями. В конце концов, доломать Мемориал Славы, а на сэкономленные деньги сделать стадион. Все металлические звезды переплавить на велосипеды, а газ Вечного огня продать в Европу. И тогда заживем!

Вопрос только, кого мы воспитаем в таких детсадах, кого выучим в этих школах? Ответ очевиден: людей, которые никогда не скажут спасибо. Они уже здесь, рядом, незаметно подросли и ума не набрались. И последнее обстоятельство самое опасное.

Разрушая мемориалы, воздвигают надгробный камень на могиле нашей памяти.

Дети Хэллоуина, мертворожденные морально, зачатые на пенной вечеринке, во время модного пати. Разрушая мемориалы, воздвигают надгробный камень на могиле нашей памяти.

А чего мы хотим, если выросшее поколение всерьез считает День комсомола этаким «сочельником» в канун Хэллоуина. И то и другое для них — обычный маскарад. Для них нет разницы между жуткими масками и пропитанными кровью пионеров-героев кумачовыми галстуками.

Личность разрушителя Мемориала Славы установлена. Кто бы мог подумать, но это 30-летняя женщина. В ее возрасте Нина Распопова командовала звеном бомбардировщиков, ее ровесницы в годы войны массово становились вдовами. Мемориал Славы — это памятник женским слезам, но разрушительница — человек с другой планеты. Благодаря погибшим ее никогда не коснется горе. Причина ее неблагодарности очень проста — она никогда не получала похоронку. Теперь будет суд, адвокат и символическое наказание — истинная цена памяти. 

Еще недавно 30 лет считались возрастом материнства и моральной ответственности. За своих детей и за то, кем они вырастут. Сегодня впору воспитывать таких вот тёть, очень надеюсь, что принудительно.

Человек — не пельмени в горшочках

И все же надежда не умирает. Теплится и даже дает повод для осторожного оптимизма. Впервые за несколько десятилетий символом Амурской области может стать человек, а не пельмени в горшочках. Стартовал проект «Великие имена России». Аэропортам страны будут присваивать имена выдающихся представителей регионов.

Это даже не бренд, это совершенно другой уровень. Допустим, садится самолет в Благовещенске, а командир экипажа объявляет посадку в аэропорту имени Святителя Иннокентия или в аэропорту имени Альберта Слюсаря. Звучит? Еще бы! Вот она, визитная карточка региона. Его лицо, если хотите, его индивидуальность и повод для гордости, который встречает гостей Приамурья еще на высоте в несколько тысяч метров.

Аэропорт имени Кеннеди — визитная карточка Нью-Йорка, американцы им гордятся, то и дело демонстрируют в голливудских киноэпопеях. Мы стесняемся своего достояния, а потом восстанавливаем мемориалы.

Помимо Святителя и генерала-десантника в списке претендентов защитники Сталинграда, актеры, режиссеры и прочие достойные люди. Выберут одного из десятерых, но девять оставшихся все равно сейчас на слуху. О них вновь вспомнили, их уже не забыли. Это значит, что белые пятна истории наконец будут закрашены.

Еще недавно я ровным счетом не мог понять тысячи своих земляков, что упорно проталкивали в бренды Приамурья пельмени «Амуры». Есть в регионе такое фирменное блюдо. По виду пельмени точно такие, как «Московские» в солнечногорской кафешке или «Сибирские» в Новосибирске, или «Иркутские» (я их с первого класса наизусть знаю) сами знаете где. Приятное исключение — пельмени «Уральские». В КВН им самое место.

Впервые за несколько десятилетий символом Амурской области может стать человек, а не пельмени в горшочках.

И только в Амурской области почему-то не до смеха. Здесь пельмени всерьез рассматривались в качестве визитной карточки и культурного достояния. Еще бы немного, и вареное мясо в тесте могло украсить юбилейную денежную купюру, а то и оказаться элементом региональной символики. Наряду с космодромом, мостом в Китай и другими достопримечательностями.  

Мясо в кисло-сладком соусе никогда не будет символом китайской провинции Хэйлунцзян, а котлета по-киевски не станет брендом украинской столицы. Но тысячи амурчан голосовали за особый статус для пельменей. Можно по пальцам пересчитать конкурсы общественных инициатив последних лет, которые обошлись без попыток увековечить в веках аппетитное сытное варево.

Кто-нибудь знает, в чью честь названа улица Воронкова в Благовещенске? А ведь этот человек поставил точку в большой трагедии мирового масштаба.

«Великие имена России» — отличный проект и шикарная идея. Это серьезная заявка на то, что в сознании нашем что-то, наконец, меняется. Гречка не подорожала, но каши... каши в голове поубавилось.

Приемыхов вместо Заводской

P. S. Имя Благовещенскому аэропорту выберут из десяти претендентов, но именами остальных нужно именовать улицы. Трудно объяснить ребенку, для чего в Благовещенске улица Текстильная или Заводская. От легкой и тяжелой промышленности давно камня на камне не осталось, но при этом нет улицы Валерия Приемыхова или Михаила Орлова. Имя амурчанина и человека-легенды Александра Молодчего я в списке «Великих имен России» вообще не увидел.

Молодчий — дважды Герой Советского Союза, легенда дальней авиации и личный враг Гитлера, сумевший невозможное. Это он умудрился разбомбить Берлин уже в августе 1941 года. Его именем названа улица в Луганске, его имя присвоено стратегическому ракетоносцу в Энгельсе и даже тяжелому бомбардировщику в украинской Полтаве. В Благовещенске асу Второй мировой войны посвящена скромная мемориальная доска на жилом доме. 

Возрастная категория материалов: 18+