Водители этих впечатляющих машин — элита предприятия. Асы своего дела и спецы высшей пробы — как золото. Без них невозможен выпуск главного конечного продукта Березитового рудника — золотосодержащих слитков и пополнение золотовалютных запасов государства.

В течение одной смены водители не меньше тридцати раз спускаются на полукилометровую глубину карьера, столько же раз выводят свои большие машины на поверхность земли. При этом дорога не в чистом поле, а как по настоящему горному серпантину, с небольшими ровными пятачками горной породы, где нужно аккуратно развернуться, встать под погрузку и вновь наверх — к небу. При этом никого не задеть, ничего не сломать и доставить руду и огромную машину в целости и сохранности. Любая поломка, каждый простой — это удар по будущей прибыли предприятия, удар по достатку и зарплате сотен людей в большом производственном коллективе.

Труд монотонный, но в прямом смысле слова — ювелирный. В кузове каждого горного самосвала не просто полсотни тонн руды, а 140—160 граммов будущего высококачественного золота. Возможно, поэтому поистине драгоценный опыт водителей горных самосвалов очень часто передается по наследству — от отца к сыну.

Честно отработал, честно получил

Семён Калинов, механик (Забайкальйский край):

— Моя история на Березитовом началась задолго до официального трудоустройства. Учился в Читинском государственном университете, факультет строительных и дорожных машин. Отец работает здесь водителем самосвала. Когда на четвертом курсе пришла пора для производственной практики, отец посоветовал обратиться в службу персонала рудника. Так что я вахтовик потомственный.

Я в течение месяца поработал, осмотрелся. Спустя год вернулся сюда полноценным работником. С Березитового ушел в армию, где водил грузовые машины. После увольнения вновь приехал на рудник.

Здесь даже взаимоотношения в коллективе очень ценятся. Сама моральная атмосфера будит желание работать на совесть. Где еще можно подойти к руководителю и посоветоваться не только по производственным вопросам? Он если увидит, что настроение у тебя неважное, сам подойдет и спросит: как дела дома, как семья? Можно поговорить на любую тему и найти понимание по любому вопросу. Все же понимают, что мы в одной команде и от каждого человека зависит общий успех. Да не только успех, но и жизнь и здоровье.

19 миллионов тонн добытой руды доставили на переработку водители горных самосвалов Березитового рудника за 15 лет

У нас не просто ремонт техники, это особые машины. Здесь мало схватить гаечный ключ, каждый агрегат весит сотни килограммов, а то и больше тонны. В ходе ремонта все это поднимается при помощи кранов. И я, как механик, отвечаю за каждого человека. И за машины мы тоже ответственность несем. Если выпускаем в рейс, то они не должны сломаться. Хотим много руды переработать и хорошую зарплату получить, значит, все должно работать как часы.

Дома жена, двое детей — ради них работаю. И всегда знаю, что оправдаю доверие близких. Здесь главное правило — честно приехал, честно вахту отработал, честно получил. Вот и все, что нужно для хорошей работы.

Мы — часть большого потока

Геннадий Сахин, водитель горного самосвала БелАЗ грузоподьёмностью 45 тонн (Республика Бурятия): 

— Да у нас здесь у каждого второго династия. Я сам водитель горного самосвала не в первом поколении. У меня отец здесь работает, по его совету я и пришел. До этого также трудился в горной отрасли, но человек ищет где лучше. Когда дома жена и двое детей, нужна зарплата, нужна стабильность. Так я оказался на Березитовом.

220 человек насчитывают автотранспортные подразделения Березитового рудника. Это одно из самых больших профессиональных сообществ предприятия. Помимо транспортировки руды на золотоизвлекательную фабрику, водители заняты на доставке людей, перевозках горной породы при разработке новых участков месторождения, оборудования, технологических отходов и многого другого. Еще 90 человек — ремонтная служба предприятия. Это люди, которые обеспечивают бесперебойную работу техники.

Да, работа сложная. За рулем по 12 часов, при этом самосвал не обычный, а большая серьезная машина — ее нужно чувствовать. К тому же часть вахты работаешь днем, часть вахты — ночью. И все время в напряжении, здесь нельзя, чтобы под утро организм взял свое. Уснуть за рулем смертельно опасно не только для тебя, но и для окружающих. Даже режим отдыха необходимо учитывать досконально. Мы не имеем права выйти на смену уставшими. За спиной не багажник с удочками. Масса чувствительная и дорога не в чистом поле. Каждое движение требует аккуратности. Конечно, поначалу несколько давит ощущение замкнутого пространства. Когда с поверхности земли начинаешь спуск ко дну карьера, вокруг «борта» в полкилометра высотой, а небо где‑то там — далеко над головой, выше обычного, то впечатления непередаваемые. Однако человек ко всему привыкает. Здесь быстро приспосабливаешься. Работа интересная, размышлять некогда.

Думаю ли я о стоимости своего груза? Не скрою, бывает. Но это скорее размышления об ответственности. Если мы руду не привезем, то золотоизвлекательная фабрика встанет.

В карьере сколько угодно руды можно добыть, но если она там останется, то толку никакого. Наверное, на нашем маршруте она обретает настоящую ценность. Мы главный этап на пути от руды к золоту. Это непрерывный поток, и мы — часть этого большого потока.

Чувствуешь каждый камушек

Павел Асанов, водитель горного самосвала Сaterpillar грузоподъемностью 55 тонн (Алтайский край):

— Сaterpillar — машина серьезная. Представьте, каково поднять на поверхность 55 тонн! Масса внушительная, габариты впечатляющие, но спустя годы работы в карьере начинаешь ощущать каждый камушек. Это только кажется, что расстояние короткое — подняться на поверхность и разгрузиться. Однако внимание на уровне инстинктов, со временем все движения отрабатываются до автоматизма.

Когда в карьере разворачиваешься и становишься под погрузку, чуть ли не до сантиметров все просчитываешь. А если еще и зима… При этом необходимо соблюдать скорость, дистанцию.

Да, машины такого класса, действительно, не каждому дано водить. Поэтому каждую смену чему‑то учишься, каждый рейс — это опыт. Благо стимулов хоть отбавляй.

Я приехал на Березитовый рудник пять лет назад. До этого водил такую же машину на золотодобывающем предприятии в Красноярском крае. Там недра истощились, руда закончилась. У меня семья — жена и двое сыновей. Стал вопрос о поиске работы. По интернету нашел Березитовый, но сначала оказалось, что вакансий нет. Теперь я понимаю, почему. Здесь лучшие специалисты со всей страны и даже из‑за рубежа. Однако оставил резюме, и однажды мне пришел вызов.

Первое впечатление от Березитового? Я испытал шок. Таких условий труда и быта я не видел — все просто шикарно. Считаю, что для безаварийной работы, особенно с нашей спецификой, здесь максимум возможностей. Учитывается любой нюанс. И когда отработал 12 часов, то точно знаешь — к следующей смене вновь будешь абсолютно свежим и бодрым. Да, вахты большие — полтора месяца, но ведь и отпуска между ними такие же, немаленькие

Возрастная категория материалов: 18+