• Фото: Пресс-служба правительства Амурской области
  • Фото: Пресс-служба правительства Амурской области

Несетевые АЗС вынуждены повышать цены

— Нам необходимо обсудить вопрос ценообразования на топливо. 85% топлива в Приамурье продается через сетевые компании. И около 15% реализуется независимыми АЗС. И ряд районов, в частности Тындинский, Зейский и Селемджинский, не имеют на своей территории крупных игроков. Сегодняшняя ситуация несет определенные риски: это и перспективы ценообразования, и банкротство мелких компаний, — отметил Василий Орлов.

На территории Амурской области работают 169 автозаправочных станций: 62 заправки компании АО «ННК Амурнефтепродукт», 5 — компании ООО «РН-Востокнефтепродукт» (филиала «Роснефти») и 102 независимые АЗС. 

— Розничные цены у основных поставщиков не менялись с 30 мая текущего года. Тогда как цены на независимых АЗС систематически повышались, — рассказал первый заместитель прокурора Амурской области Александр Щербаков. 

По его словам, с 9 сентября по 28 октября на независимых АЗС розничная цена бензина марки АИ-80 увеличилась на 6,4%, на АИ-92 — на 7,2%, на АИ-95 — на 11,4%, и на АИ-98 — на 5,8%, стоимость дизельного топлива выросла на 14,6%.

Как объяснил президент Амурского топливного союза Павел Филипченко, розничную цену топлива решили зафиксировать на уровне 30 мая, но оптовые и мелкооптовые цены при этом продолжали расти. В итоге это ударило по несетевым заправочным станциям. 

— Нефтяные компании зафиксировали розничные цены по состоянию на 30 мая. Но уже в начале мая оптовые цены этих же компаний значительно превышали розничные. Мы подавали сигналы об этом, на наш взгляд, нарушении, — рассказал он. — Сейчас у нашего правительства есть определенные договоренности с крупными компаниями, и мы ждем изменений. 

На этой неделе правительство РФ договорилось с нефтяными компаниями о том, что они на полгода зафиксируют оптовую цену топлива. 

Нефтяников заподозрили в недобросовестной конкуренции

Председатель амурского отделения «Опоры России» Борис Белобородов заметил, что малый и средний бизнес стал заложником ситуации, в которой не может вести нормальную предпринимательскую деятельность. 

— Получается, что крупные компании продают бензин в розницу по ценам, которые ниже цен для независимых АЗС. А независимые АЗС – это обычный средний и малый бизнес. И они встретились с непреодолимой проблемой. Я считаю, вопрос нужно рассмотреть с точки зрения антимонопольного законодательства, — предложил он. 

Его поддержал губернатор Амурской области Василий Орлов, отметив, что в ситуации усматриваются признаки недобросовестной конкуренции. 

— Прошу антимонопольную службу дать правовую оценку. Кроме того, Амурский топливный союз, который представляет именно независимые амурские АЗС (а это 60% от общего числа АЗС), может инициировать те или иные проверки. Я, в свою очередь, окажу необходимую поддержку, — добавил он. 

Топлива не хватает 

Вторая проблема, на которую обратили внимание участники совещания, — дефицит топлива на территории Амурской области. С этим уже столкнулись крупные предприятия. 

— В этом году сложилась ситуация, которой не возникало уже несколько лет: аграрии имеют деньги, но не могут купить топливо, — рассказал министр сельского хозяйства области Олег Турков. — В крупных компаниях сообщают о невозможности отгрузки, так как вся продукция зарезервирована. Это порождает слухи и ажиотаж. Сейчас выпал снег, работы на полях прекратились. Но сельхозтоваропроизводители сообщают, что в ближайшее время появится возможность выйти на уборку, а топлива попросту нет.

По его словам, до конца уборочной аграриям необходимо 5,6 тысячи тонн дизельного топлива и 1,5 тысячи тонн бензина.

— На мой взгляд, не очень верно рассматривать ситуацию только с точки зрения изменения цены и конкуренции крупных компаний и малого бизнеса. Я считаю, речь идет о топливной безопасности предприятий области и экономики Приамурья в целом, а в первую очередь — бюджетной экономики, — заметил председатель Общественного совета при министерстве ВЭСТиП области Виктор Черемисин. — Бюджетные организации не в состоянии следовать за скачками цен, их бюджет утвержден, новых средств не выделяется. Необходимо решить, как стабилизировать ситуацию. Просто представьте, что будет, если та или иная экстренная служба не сможет выполнить свою функцию из-за отсутствия бензина, что будет, если встанет наше сельское хозяйство.

Губернатор Василий Орлов попросил прокуратуру и антимонопольную службу области взять ситуацию на особый контроль, сообщает пресс-служба областного правительства.

— Если факты нарушений подтвердятся, и возникнет необходимость отправить обращение в федеральные органы, я подпишусь под этим обращением. Хочу предупредить: если у нас из-за нехватки топлива случится ЧС, виновные в этом ответят перед законом по всей строгости, — подчеркнул глава региона.

Возрастная категория материалов: 18+