Лучшая медсестра Дальнего Востока Наталья Кирьянова: «Профессию мне выбрали подружки»

«Силовая нагрузка такая, что рук потом не чувствуешь. В секунду необходимо делать по 2—3 компрессии (нажатие на грудную клетку пострадавшего) и так в течение одной минуты. Темп просто бешеный, но иначе человека не спасти», — очень худенькая и хрупкая медсестра Ивановской больницы Наталья Кирьянова рассказывает о конкурсном задании и до сих пор удивляется собственной победе. Откуда только силы берутся? В октябре она стала лучшей медсестрой Дальнего Востока.

Свою скромную карьеру участковая медсестра Ивановской больницы начинала в детской реанимации. Ей ли не понимать, что значит сделать невозможное, когда речь идет о чужой жизни. Сегодня Наталья Владимировна с улыбкой вспоминает, как, поступая в медучилище, боялась даже вида крови.

На практику — к живым людям

— Это сейчас манекены и симуляторы, что-то делаешь неправильно —  и сразу все пищит и мигает. Нам в студенческие годы права на ошибку никто не давал. Уколы тренировались ставить на куске поролона, потом сами себе и лишь после этого на практику — к живым людям, — вспоминает студенческую пору Наталья Владимировна. О том, чтобы стать медицинским работником, в детстве никогда не задумывалась. В профессию попала как-то уж слишком легко, без сомнений, чуть ли не по воле случая. Однако же было в этом некое предначертание.  

Дочь известных и влиятельных родителей, наверное, могла бы рассчитывать на руководящую карьеру. Только воспитана по-другому.

— Мама —  агроном, папа — партийный работник. Его переводили с одной руководящей должности на другую, а мы ездили с ним по всему Дальнему Востоку. В Ивановском районе он руководил Среднебельской птицефабрикой. Разговоров о том, чтобы как-то особенно устроить мою жизнь, в семье никогда не было. Школу окончила без троек, подружки собирались поступать в благовещенское медучилище. Говорят мне: «Пойдем с нами!» Я и пошла, хотя всю жизнь боялась вида крови. Мама сказала: «Выбирай сама», папа тоже не отговаривал. Поехала, поступила… Что еще рассказать?

Наталья Владимировна вспоминает тот непростой период своей жизни с особой теплотой, хотя трудностей хватало. Иногородним даже общежитие не предоставлялось, его просто не было. Девчата жили на съемных квартирах, бегали на лекции, готовились спасать людей. Жизнь услышала и не заставила уговаривать себя дважды. Местом работы молодого специалиста стала реанимация детской городской больницы. Каждое дежурство —  на самой границе между жизнью и смертью.

— Областной больницы тогда еще не было, перинатального центра не было. Детишек с тяжелыми заболеваниями везли к нам со всей Амурской области. Здесь и аппендицит, и онкология, и за каждого переживаешь, как за родного. Вместе с девчонками окончили курсы анестезисток, дежурили сутками. Домой с работы приходишь, а сердце там — в больнице, — с грустью в глазах вспоминает Наталья Владимировна.

«Как дела? Как пчелы?»

В родной Ивановке Наталья Кирьянова оказалась лишь спустя несколько лет. Переехала по семейным обстоятельствам. Лихие 90-е давали о себе знать. Зарплаты бюджетникам задерживались по несколько месяцев. Выручало домашнее хозяйство. Масло в огонь подливал негатив, который стал самой популярной темой в средствах массовой информации. Учителей, медиков, коммунальщиков обвиняли в черствости и непрофессионализме.

«Люди, конечно, разные, бывало и такое, что собак спускали,

они сапоги прокусывали». 

В таких условиях руки опустятся у любого. Лучшие специалисты уходили из профессий, искали себя в бизнесе. Наталья Кирьянова ни разу не поймала себя на подобной мысли. Знала, что ее место здесь — в поликлинике Ивановской больницы.

Тогда еще не подозревала, что терапевтический участок станет ее рабочим местом на десятилетия. Официально — первичная медицинская помощь, фактически — передавая линия здоровья каждого человека. Участковые врачи и медсестры первыми встречают пациента, именно отсюда многие начинают непростой путь к выздоровлению.

Вся жизнь Натальи Кирьяновой подчинена неизменному распорядку, но работа зачастую выходит далеко за рамки регламентных правил и разнарядок. Сельская медсестра — это не просто человек в белом халате. В селе все друг друга знают, здесь особый менталитет. Люди видят в медицинском работнике прежде всего соседа, односельчанина и хорошо знакомого друга —  и потому ждут нечто большего.

— Спросишь, как дела? Как дома? Как там ваша внучка — уже родила? Как ваши пчелы? Человек поделился с тобой заботами и радостями, смотришь, он уже и плечи расправил, повеселел. Выздоравливать уже легче. Но в поликлинике много не поговоришь, на каждый прием отводится не больше 10 минут. Вот когда начинается прием на дому, тут другое дело. Люди, конечно, разные, бывало и такое, что собак спускали, они сапоги прокусывали. Калитку в чужой двор открываешь, а на тебя целая свора несется. Стараешься погасить конфликт собственной доброжелательностью. Когда в руках себя держишь, то и самый агрессивный собеседник остывает. Однако в большинстве своем отношение хорошее. Бывает, зайдешь к бабушке приболевшей, она уже чая тебе налила. Видно, что соскучилась по общению, — делится Наталья Владимировна.

Помимо работы в самой Ивановке, на участковых медиках еще несколько окрестных сел. И везде ждут, и всегда здороваются со своей медсестрой. Делают это просто на улице или в общей очереди в магазине. Как говорит Наталья Владимировна,  такие моменты лучше любой благодарности или награды. Ведь в тебя верят, на тебя надеются. Пожалуй, лучшего признания профессионализма не найти. При этом свою жизнь лучшая медсестра Дальнего Востока считает достаточно скромной.

— А что здесь рассказывать? Домой с работы придешь, печку затопишь, ужин приготовишь, уроки с сыном-третьеклассником сделаешь — и пора спать. Завтра вновь на работу — прием, документация, прививки. Мы не небожители, живем как все, поэтому подход найти к человеку не трудно.

Маме подарили телевизор

О том, что ей предстоит защищать честь Амурской области, Наталья Кирьянова узнала самой последней. Была в отпуске, звонок от руководства: «Надо!» Так она оказалась в числе участников Дальневосточного конкурса профессионального мастерства среди медицинских сестер. Участников два с половиной десятка — лучшие медсестры из Амурской, Сахалинской, Еврейской автономной  областей, Хабаровского края, Якутии.  

— Я всячески сопротивлялась. Не люблю ажиотажа, не люблю быть излишне на виду. Есть медсестры помоложе, ничем не обременены, а на мне дом, ребенок маленький, у которого школа. И работу на участке никто не отменял. Времени на подготовку к конкурсу совершенно нет. В итоге меня утвердили, пришлось ехать, — вспоминает недавние события Наталья Владимировна. — Обманывать не буду — волновалась. Девчата все подготовленные, как специалисты —  сильные. Тренировались в симуляционном центре Амурского медколледжа. Там тренажеры человека — все современное, высокотехнологичное, внутри электроника. Когда реанимацию проводишь, то надо максимально сосредоточиться, а здесь все время боишься, что он пищать и мигать начнет.

Однако привыкла к новым технологиям, освоилась. Блестяще ответила на все теоретические задания, а на практике по реанимации выкладывалась как на стометровке. «Возвращала к жизни» манекен из последних собственных сил.

— Когда результаты объявили, то испытала шок. Сын в школе давай всем рассказывать, как маме новый телевизор подарили. Все радовались — и мама моя, и дочка старшая — ей 26 лет. Пациенты приходили на прием с поздравлениями. Приятно, что уж говорить... Вы обещали мне побеседовать десять минут, а я уже почти час с вами разговариваю. Извините, но мне надо врачу помогать — пациенты ждут…

«Милая, замечательная, грамотная»

— Про Наталью Владимировну можно говорить долго. Милая, симпатичная, замечательная, грамотная и отзывчивая. Очень порядочный человек и отличный специалист, — говорит главный врач Ивановской больницы Александр Сучков. — Безо всякого преувеличения —  профессионал своего дела. Когда приходят молодые врачи, специально ставим их в пару с Натальей Владимировной. У нее большой опыт, работает много лет, всегда может подсказать и дать ценный совет. Амурская медицинская академия дает своим выпускникам знания, а Наталья Владимировна — помогает освоиться на практике. Это человек, который постоянно развивается, уверенно пользуется профессиональными компьютерными программами. Современная медсестра — это не просто помощник врача. На ней обязанности по ведению документации, знания законодательства и многое другое. Когда встал вопрос об участии в конкурсе профессионального мастерства, мы особо не размышляли. Знали, кого надо отправить. Она молодец!

Медицина — не ремесло!

Андрей Субботин, министр здравоохранения Амурской области:

— Первый конкурс профессионального мастерства среди медицинских сестер учреждений здравоохранения Дальнего Востока — это наш общий труд и, конечно, наш общий успех. Я счастлив, что нам все  удалось и нашу инициативу поддержали. Жюри убедилось, что здесь собрались люди, для которых работа — не просто ремесло, а настоящее призвание. Наша главная цель — поднять престиж профессии средних медработников на достойный уровень. Дальний Восток находится в тысячах километров от центральных научных баз и ведущих клиник. Однако наша медицина сегодня дает возможность для реализации личностного потенциала каждого медработника. И это наглядно доказали все наши конкурсанты.  

Возрастная категория материалов: 18+