Фото: Дмитрий Тупиков (Архив АП)Фото: Дмитрий Тупиков (Архив АП)

У Приамурья самая протяженная на Дальнем Востоке госграница с КНР – 1 247 км, это способствовало развитию сотрудничества.

От сырья к переработке

— Ирина, каковы цели Центра поддержки экспорта? Раньше наша пограничная область обходилась без него.

— Центр создан для того, чтобы стимулировать желание предпринимателей, в первую очередь представителей микро-, малого и среднего бизнеса, выходить на зарубежные рынки. Раньше отваживались на это чаще компании покрупнее, у кого есть штат специалистов по внешнеэкономической деятельности, деньги на сертификацию товара.   Ведь даже участие в выставках обходится от 2,5 до 10 тысяч долларов, у малого бизнеса  обычно нет таких средств. Бывает две истории экспорта. Первая — когда есть запрос и ты под него организовываешь свой процесс. Например, соя — на Амурскую область приходитя 43 процента от общего объема экспорта сои России за рубеж. Есть спрос на древесину в Китае, Корее, Японии — поставки растут. Но это в основном сырьевой экспорт. Правительство РФ поставило задачу развивать несырьевой, неэнергетический экспорт и увеличивать долю малого и среднего бизнеса среди экспортеров.  

— В соседних регионах отдельные структуры, которые аккумулировали бы всю информацию для экспортеров, уже есть?

— Да, из 9 дальневосточных регионов центры поддержки экспорта работают в Приморье, Хабаровске, в этом году созданы в Якутии, на Камчатке, со 2 августа — в Амурской области. Первые пилотные проекты открылись еще в 2011 году на западе.

— Откуда финансируется центр?

121

амурская компания является экспортером

—  Наш центр — региональный. Мы подчиняемся министерству экономического развития и внешних связей Амурской области и Минэкономразвития РФ, экспертную оценку работе дает Российский экспортный центр (РЭЦ). Региональный бюджет финансирует нас на 20% — на зарплату и аренду помещения, Федерация — на 80%, как раз на те услуги, которые мы предоставляем экспортерам. Среди них — размещение на международных торговых площадках, организация бизнес-миссий, содействие в сертификации товаров на экспорт, создании сайтов и презентаций на иностранных языках. Мы помогаем провести стандартизацию, сертификацию, лицензирование и получить все необходимые разрешения. Активно взаимодействуем с Российским экспортным центром, который также может оказать финансовую и страховую помощь экспортно ориентированным компаниям.

— Кому вы готовы помочь?

— Мы ждем и действующих экспортеров, и тех, кто только думает встать на этот путь. Главные требования — компания должна заниматься несырьевым, неэнергетическим экспортом, относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Разумеется, предприятие должно быть зарегистрировано на территории Амурской области. Наши двери открыты для всех предпринимателей, у которых есть рабочие идеи — что вам экспортировать, придумываем не мы, но мы можем помочь «упаковать в экспортную обертку» вашу идею. Мой совет: заниматься нужно тем, что интересно именно вам. Мы проконсультируем, выясним, насколько это эффективно с экономической точки зрения. Первым делом — есть ли барьеры.

Без стратегии на полку за Амуром не пробиться  

— Как известно, Китай оберегает своих производителей от конкурентов. Какие сложности возникают у наших предпринимателей при попытках завоевать рынок Поднебесной?

— Каждая страна имеет список ограничений, сложностями их назвать нельзя. В терминологии участников внешнеэкономической деятельности это «экспортные барьеры», которые хорошо подготовленный экспортер обязательно возьмет. На некоторую продукцию страны ставят барьеры, и экспортеры не могут продавать ее, пока страны не договорятся и не снимут их. Так, сейчас российское мясо и молоко нельзя продавать в Корею и Китай (впрочем, китайское мясо завозить в Россию также нельзя). Каждое государство выставляет свои требования к разрешенной к импорту продукции, например продукция перерабатывающего производства (продукты питания) должна соответствовать ветеринарным требованиям этих государств. Если не пройти систему контроля качества и безопасности ХАССП, то попасть в реестр экспортеров «Цербер» (это аналог «Меркурия», который работает на внутреннем рынке) невозможно. Ее получение обходится в 15 тысяч рублей, занимает 3 недели. Это препоны? Россельхознадзор берет ответственность перед партнерами, выпуская эту продукцию из России. А как иначе гарантировать безопасность? Экспорт — это ответственность, лицо не только твоего производства, но и всей страны.

Кроме того, необходимо комплексно подготовить продукцию под запросы иностранного потребителя. То, что пользуется спросом здесь, может не найти покупателя за границей. Это мы привыкли к меду в дешевой пластиковой таре и трёхлитровых банках: главное — чтобы продукт был качественный. А в Китае, Корее, Японии, Европе важен внешний вид товара, там любят яркую, красочную упаковку. Нужно анализировать вкусы потенциальных потребителей: к примеру, для китайцев наши кондитерские изделия сильно сладкие — значит необходимо изменять рецептуру, адаптировать производство. Даже оформить маркировку нужно в соответствии со всеми требованиями КНР (а это целая книга). Если что-то не учесть, то весь остальной труд пропадет!

— Какую конкретно помощь вы оказываете экспортерам?

— Сразу скажу — денег мы никому не раздаем. Наш центр оплачивает вместо предпринимателя спектр услуг. Всего мы оказываем поддержку по 16 направлениям. Например, вы озадачиваетесь этикеткой, внешней упаковкой, начинаете искать рынки сбыта. Рассказать о своей продукции поможет презентация, и она должна быть такого уровня, чтобы потенциальный партнер захотел сотрудничать. И центр готов оплатить экспортерам услуги дизайнеров. Если нужно перевести информационные материалы, деловые письма на иностранный язык, мы подберем компанию, специализирующуюся на переводах, или займемся этим сами: наши сотрудники — со знанием английского языка, двое владеют китайским. Также центр поможет в создании сайта на иностранном языке, без которого в современном мире зарубежные партнеры с вами даже не будут работать. Мы можем оплатить разработчикам сайта до 150 тысяч рублей в рамках поддержки одного предпринимателя, но для малого бизнеса это ощутимая помощь! Сейчас бизнесмен, обратившийся к нам, заказал сайт общей стоимостью 200 тысяч рублей, то есть ему нужно внести только 50 тысяч.

260

миллионов долларов составил общий объем экспортных поставок Амурской области за январь — август этого года, по данным РЭЦ. В 2017 году — 308, 8 миллиона

Кроме того, каждая партия товара на выходе из таможни должна иметь разрешительные документы. И мы заключили соглашение с несколькими российскими лабораториями на сертификацию продукции экспортеров, оплачиваем половину суммы. Содействует центр в проведении маркетинговых и патентных исследований — тут ограничение до 450 тысяч рублей, софинансирование со стороны экспортера также обязательно. 

Центр частично берет на себя финансовые расходы на организацию бизнес-миссий, ярмарок и выставок в России и за рубежом. Оплачиваем регистрационный взнос, обустройство экспозиции, предоставляем переводчика, поможем подготовить презентационные материалы, сувенирную продукцию.   

— Какой у вас штат?

 — В центре работает 5 человек. Конечно, мы не все делаем сами, центр работает как координатор, привлекаем сторонние организации и экспертов. Экспортеры могут находить исполнителей самостоятельно, но тогда мы тщательно проверяем, чтобы стоимость услуг не была завышена.

Медовики получили карт-бланш

— На ВЭФ-2018 впервые свою продукцию привезли амурские экспортеры меда. Дегустация первых лиц России и Китая обеспечила им мощный пиар. Что это принесло?

— Мы были единственным регионом, который представил экспортеров отдельной экспозицией. Сразу после посещения Владимира Путина и Си Цзиньпина в нашем «медовом домике» выстроились участники и гости форума из КНР. Спрашивали, какой мед взял их лидер, покупали по 10 баночек на сувениры. Для амурских медовиков ВЭФ имел большой эффект. Увеличилось количество обращений с китайской стороны, появились контракты из южных провинций. После форума даже мелкие пасечники звонили, хотят продавать мед в Поднебесную.

— В Китае любят копировать бренды, как экспортерам себя обезопасить?

— Защита интеллектуальных прав — это тоже задача нашего центра. Китай сейчас более серьезно относится к контрафактной продукции, штрафы солидные, но нужно зарегистрировать торговые марки именно в Поднебесной. Помните, в 2016 году, когда наш президент подарил ящик пломбира Си Цзиньпину, в КНР активно начали завозить российское мороженое. Тогда был всплеск экспорта, но в 2017 году поставки мороженого из Амурской области, Хабаровского и Приморского краев упали на 60 процентов. Хотя по качеству наш продукт значительно лучше китайского. Российское мороженое стоило 12 юаней, китайское — 3, и на рынке появилось местное в упаковке, сильно похожей на нашу, но за 7 юаней. Мы готовы содействовать в регистрации торговых знаков и патентов за границей —  оплатить до 1 миллиона рублей, но со стороны экспортера должно быть софинансирование 50 %.

Картинка увеличивается по клику.

Виртуальный канал сбыта

— Центр предлагает предприятиям помощь в продвижении продукции на электронной торговой площадке Alibaba. Что может появиться там из Приамурья?

— Мы приняли заявки от 5 компаний, которые хотят продавать продовольственные товары — мед, соевое масло, экопеченье и гранолу, пряники. Зарегистрироваться на международной платформе для оптовой торговли Alibaba.com может любой бизнесмен бесплатно. Мы помогаем получить статус Gold Supplier — «Золотой поставщик», что подтвердит надежность компании. На сегодня это стоит 1899 $. Центр заключил соглашение с сервисным партнером Alibaba Group в России, который перечислит эту сумму, обучит экспортера работе на площадке, поможет оформить страничку, завести дополнительный аккаунт для сотрудника, который будет взаимодействовать напрямую с потенциальными клиентами. Эта площадка очень востребована, здесь миллионы покупателей и поставщиков по всему миру. Наши производители смогут найти не только партнеров в Китае, но и в Европе, Америке, Белоруссии. В этом году мы готовы принять еще три заявки. Не у всех предпринимателей, которые интересовались, есть демонстрационные материалы, фотографии товаров, сотрудники, готовые общаться на английском языке. Поэтому некоторым мы сначала поможем подготовиться. 

Ирина Палаева:

 

— Выход компании на экспорт всегда заставляет бизнесменов пересмотреть свои подходы к организации  менеджмента и маркетинга бизнеса: приходится ломать свои представления о системе планирования в компании (если такая вообще существует), менять привычные подходы к упаковке, этикетке, неймингу, защите интеллектуальных прав, рекламе и вообще о способах продвижения своей продукции. Предпринимателям нужно учиться вести переговоры с иностранными партнерами — в общем, выходить из зоны комфорта, а это для бизнеса чаще всего полезно и повышает конкурентоспособность.

Производителей повезут в Сеул

—  На долю КНР сегодня приходится до 90 % экспортных поставок Приамурья. Какие перспективы у нас на рынках других стран?

— Когда страна с такой растущей экономикой через 800 метров — это естественно. Но мы ставим задачу и расширения географии. Помимо Китая, интересны Южная Корея, Япония. 30 ноября — 2 декабря в Сеуле на международной выставке продуктов питания World Food Expo Korea будут презентованы амурский мед и продукция из меда, гранола, кондитерские изделия. Центр оплатил регистрационный взнос за участие предприятий 5 тысяч долларов, подготовил яркие презентации. Кроме того, в планах организация бизнес-миссии в Японию.

— Может ли Приамурье предложить на экспорт что-то новое?

— В конце года будет понимание, можно ли считать экспортом, когда компания оказывает услуги частным лицам. Это перспективно для нас в сфере туристических и образовательных услуг. В амурских вузах много лет обучаются иностранные студенты. Китайцы изучают русский язык в БГПУ, учатся на дизайнеров и даже юристов российского права в АмГУ, африканские юноши — в ДВОКУ, девушка с Афганистана получает профессию врача в АГМА, это помимо СНГ. В Благовещенской частной балетной школе занимаются дети граждан КНР. Все это тоже экспорт услуг. Сейчас экспортные поставки — контракты между юридическими лицами. Когда Минэкономразвития РФ примет решение, можно будет оценить объем этого рынка. 

— Знаю, что есть идея продавать амурскую продукцию под единым брендом. На ваш взгляд, какой символ достоин того, чтобы попасть на упаковку?

278

тысяч тонн сои вывезли в Китай за 8 месяцев 2018 года, за весь прошлый год экспортировано 236 тысяч, по информации минсельхоза

— Да, бренд будет. На упаковке продукции наших производителей он необходим. Это нужно для идентификации, узнавания: покупатель попробовал одно — понравилось, увидев товар с таким же лейблом, захочет купить и его. Но бренд создается не быстро. Коммерческий бренд — это ведь не только средоточие функциональных характеристик, это значения, знаки, смыслы и ценности, которые несет коммерческий бренд. А региональный бренд — это вообще целая философия, идеология.  Никаких собственных идей я даже озвучивать не буду, потому что до принятия регионом своего бренда должна быть проведена комплексная работа. Арка — как туристический бренд вполне может быть, а вот товарный — почему? Для определения регионального бренда (который будет однозначно «зонтичным») нужно провести большую аналитическую работу, узнать мнение экспертов, организовать опрос жителей Амурской области, чтобы бренд имел отклик. Один из самых успешных примеров на международном рынке — бренд Нью-Йорка, на российском рынке мне нравится бренд «Душа русского Севера», который Вологодская область использует в сервисе и для продуктов. 

Из учителей в руководители

—  Вы работали преподавателем в БГПУ. Как попали в эту структуру?

—  Первое образование у меня педагогическое — я учитель английского и русского языков. Но помимо преподавания, всегда параллельно занималась бизнесом, консультированием ребрендингов амурских предприятий, среди них — «Товары для дома», клиника «Доктор Ци», агентство недвижимости «Астера». Обучалась маркетингу в Russian American School of Business Administration Портлендского университета. Два года занимала должность заместителя министра экономического развития Сахалинской области, курировала международную и выставочно-ярмарочную деятельность. Вернулась в Приамурье по семейным обстоятельствам — из-за болезни близкого родственника.  

 

Кстати, знаменитая елка из корюшки на ВЭФ-2015 — идея Ирины Палаевой, которая тогда работала заместителем министра экономического развития Сахалинской области. 

 

Лучшим экспортерам проведут маркетинговое исследование за границей

15 заявок уже поступило на конкурс «Лучший экспортер года — 2018», который впервые проводится в Приамурье. В нем смогут принять участие экспортно ориентированные компании, зарегистрированные в регионе. Лучшие экспортеры, помимо призового фонда, получат возможность заявить о себе на региональном и национальном уровнях, а также установить новые деловые связи. Победителям обещают маркетинговое исследование их продукции за рубежом. Подать заявку на участие можно до 30 ноября, заполнив анкету.

Расскажи о выставке своей мечты

— До конца ноября мы ждем предложения предпринимателей — на какие выставки, форумы в России и за рубежом им интересно съездить в 2019 году. Рассмотрим пожелания и представителей творческих профессий. Если будет трое потенциальных участников  (это минимум, при котором центр готов взять на себя оплату участия), то шансы на то, что мероприятие попадет в смету, возрастают.

Предприниматели могут получить консультацию и оставить заявки на услуги в Центре поддержки экспорта по адресу: г. Благовещенск, ул. Шевченко, 46/2, телефон: +7 924 670-31-30.

Возрастная категория материалов: 18+