Фото: kosmetik.comФото: kosmetik.com

Меланома и базалиома

— Елена, почему известие о болезни известных артистов вызвало такой резонанс?   

— Думаю, причина в том, что в обществе мало информации о базально-клеточном раке, по-другому — базалиоме, о которой в данном случае идет речь. Про меланому, например, говорят много и открыто, и люди уже имеют представление об этой разновидности онкологического заболевания. А когда есть какое-то знание, уже не так страшно. Хотя меланома, по сравнению с базально-клеточным раком, вызывает более серьезные последствия — быстро дает метастазы, в том числе и в головной мозг. Что касается базалиомы, то она метастазы дает редко, она излечима. Но лечить эту болезнь обязательно надо, потому что это рак.

— То есть современные россияне стараются правильно питаться, следят за сердцем и сосудами, даже спортом многие начали заниматься, а по поводу рака кожи мало осведомлены?

— Именно так. К тому же не все осознают, что кожа — это самый большой орган нашего тела, который защищает весь организм. И кожа — это лакмусовая бумажка нашего внутреннего физического состояния и психоэмоционального фона. А многие из нас относятся к ней как к перчатке, которую поносил, выбросил и дальше пошел. Так нельзя,  хотя бы потому, что «новую» кожу не купишь. Поэтому к ней нужно относиться бережено и уважительно: кожа защищает нас, а мы должны защитить ее!

— Как проявляется базально-клеточный рак? И как он первоначально выглядит?

— Чаще всего он появляется на лице, шее, носу, потому что эти места больше всего подвержены солнечному излучению, так как они открыты. А вообще базалиома может появиться на любом участке тела. Выглядеть она может по-разному, так как есть разные формы базально-клеточного рака. Например, на веке, в уголке рта, где-то на теле может появиться розовый узелок с красными краями. Он может быть блестящим или матовым. Любая краснота — это уже ненормальная циркуляция крови, воспаление. Через какое-то время узелок преобразуется в язву, вокруг нее появляется сосудистая сетка, которая постепенно разрастается. Язвочка покрывается корочкой, но до конца не заживает, кровоточит. Так как опухоли нужно расти, она начинает прорастать вглубь. Что хорошо — метастазы базалиома дает редко. 

Кому вредит солнце

— Кто в группе риска?

— Чаще всего эта болезнь поражает мужское население после 40 лет. Причем подмечено, что представители монголоидной и негроидной расы не восприимчивы к данному виду рака, так как в их коже есть особый пигмент, который  защищает ее от ультрафиолета. А вот у тех, кто имеет белую кожу, от него нет никакой защиты. Особенно если это альбиносы и люди первого или второго фототипа, то есть те, кто при интенсивном солнечном облучении всегда получает ожог кожи.

Если на коже неожиданно появилось пятно, не поленитесь сходить к врачу.

— Значит, если говорить о профилактике, то в первую очередь нужно понимать, что у тебя за фототип, и если это первый или второй, то с солнцем нужно быть аккуратнее?

— Да, но это на словах легко дать такой совет, а вот придерживаться его непросто. Потому что россияне очень любят пляжные курорты, солнечные места. Мы все устаем от межсезонья, когда солнечная активность в дефиците, и с удовольствием нежимся на солнце весь световой день.

— Все понимают, что это вредно, но любовь к солнцу сильнее. Как тогда бороться с этой вредной привычкой?

— Не стоит забывать, что генетически каждому из нас отведено определенное количество часов, которые мы без вреда для здоровья можем провести на солнце. И это количество зависит от фототипа. Чем светлее кожа, волосы, глаза человека, тем меньше «пляжных» часов ему отведено. Чем темнее кожа, глаза, волосы — тем больше этих часов в запасе. Понятно, что невозможно на сто процентов спрятаться от солнца на экваторе. А у нас возможно. Но мы как-то не хотим понимать и учитывать, что если тебе дано жить в средней полосе, где есть зима, весна, лето и осень, то генетически тебе много солнца и не надо. Столько, сколько есть, его достаточно. И важное дополнение: генетически выделенное время — это не на сезон, не на месяц, а на всю жизнь. Поэтому если в планах жить долго, нужно очень аккуратно обращаться с ультрафиолетом. Если кожа регулярно дает солнечные ожоги, забудьте, что вы можете находиться под интенсивным солнечным излучением с 11 до 16—17 часов, а то и с пол-одиннадцатого, если это июль, например.

— В более раннее время солнце безопасно?

— Не настолько, чтобы забывать о солнцезащитном креме. Но загар «прилипнет» даже в таком случае. А вот лучи полуденного солнца как копьем пронзают кожу. Особенно нужно беречь от прямых солнечных лучей детей.

— А если человек работает на улице круглый год?

— Он тоже в группе риска по раку кожи. Людям таких профессий необходимо в летнее время работать в головных уборах и солнцезащитных очках. И пользоваться солнцезащитным кремом так же, как это делают те, кто загорает на пляже. Например, работники сельского хозяйства должны помнить об этом.

— Есть ли другие профессиональные риски, связанные с базально-клеточным раком кожи?

— Это достаточно большой пул людей, работа которых связана с каменноугольной смолой, сланцами, сажей. К сожалению, полициклические ароматические смолы тоже могут вызывать развитие этого заболевания. Об этом нужно знать людям, которые задействованы в этих отраслях промышленности. И врачи должны их об этом предупреждать, назначать регулярные осмотры.

Рак кожи и гормоны

— Какие наследственные заболевания делают людей уязвимыми?

— Например, такая наследственная патология, как альбинизм — это полное отсутствие меланина в организме, когда у человека белые волосы, белоснежная кожа и даже глаза  без пигмента. Таким людям солнце вообще противопоказано. Есть еще одно серьезное заболевание: пигментная ксеродерма. Таких пациентов врачи обязаны предупреждать, что у них есть риск развития рака кожи.

Елена Ковтунова, врач-дерматовенеролог:

 

«Аутоимунные заболевания требуют постоянного приема иммунодепрессантов. Длительный прием таких препаратов тоже повышает риски развития рака кожи, и этим людям тоже нужно хотя бы раз в год посещать дерматовенеролога или дерматоонколога».

— Прием гормональных препаратов может спровоцировать появления базалиомы?

— Длительный прием гормональных препаратов дает иммуносупрессию. Но речь не о противозачаточных средствах, а о тех, которые принимают при бронхиальной астме, например глюкокортикостероидах. Вот они дают иммуносупрессию, то есть подавляют иммунитет.

— Старые раны, места ожогов — насколько они опасны в этом плане?

—Хронические, долго не заживающие раны серьезно повышают риск развития рака кожи. Как и термические ожоги. Не важно, как получен ожог — водой, паром, огнем и так далее — в любом случае происходит повреждение кожи, и клетки могут начать вести себя непредсказуемо. А ведь этот рак носит название: базально-клеточный, то есть он развивается из базального, самого нижнего слоя эпидермиса.

— В норме сколько по времени должна заживать рана?

— Это зависит от глубины поражения. На заживление глубокой раны необходимо максимум две-три недели. Если рана на ногах и у человека при этом плохой венозный отток — около месяца.

«Откровенный рассказ артистов остановит кого-то от солярия»

— Виктор Рыбин и Наталья Сенчукова признались, что они активно пользовались домашним солярием. Что медицина говорит о подобных процедурах?

— Медицина и статистика говорят, что человеку, который серьезно относится к своему здоровью, нечего делать в солярии. Это один из серьезнейших рисков по возникновению рака кожи.

— Почему же их не запрещают и не предупреждают об опасности, как в случае с сигаретами, например?

— Потому что это серьезный бизнес, построенный на том, что светлокожие люди хотят иметь кожу смуглую. И больше ничего.

«Если в ваших планах жить долго, нужно очень аккуратно обращаться с ультрафиолетом».

— Как вы думаете, в случае с Виктором Рыбиным и Натальей Сенчуковой — это стечение обстоятельств, что они заболели одним видом рака?

— Супруги со стажем, как правило, ведут одинаковый образ жизни, они постоянно вместе и отдыхают, загорают, например. Думаю, что в этом и кроется причина их совместного диагноза. То есть тут мог повлиять одинаковый образ жизни. Грубый пример: если несколько человек с утра до вечера будут дружно есть чипсы и запивать их газировкой — у всех у них вскоре будут гастриты. Это тоже результат образа жизни, а не случайность.

— Вы как специалист, как отнеслись к тому, что известные артисты рассказали о серьезном, достаточно интимном диагнозе с экрана телевизора?

—Я хочу сказать огромное спасибо Виктору и Наталье, потому что они привлекли внимание к заболеванию, которое, увы, довольно часто встречается. Это заявление — проявление воли и желание помочь другим. Может быть, откровенный рассказ популярных артистов о личной ситуации остановит кого-то от загара в солярии. И вообще — от излишнего загара. Это напоминание о том, что нужно быть внимательным к своему здоровью. Бойтесь меланомы, бойтесь базально-клеточного рака! Не думайте, что вы неприкосновенны и сколько бы ни загорали, уж с вами-то ничего не случится. И уж тем более не нужно думать, что эту болезнь можно не лечить, «само пройдет». Если обратиться к врачу на начальных стадиях и грамотно лечиться — человек обязательно выздоровеет и будет жить.

— Но бояться — не значит падать в обморок от каждой ранки на коже?

— Конечно же, нет! Появилось что-то новое, непонятное на коже — не поленитесь сходить к врачу. Пусть он вам скажет, что ничего страшного нет,  и живите дальше спокойно. А если не можете жить без моря, без пляжа, заведите правило: регулярно устраивать себе диспансеризацию. Вот сейчас — самое время!

Возрастная категория материалов: 18+