Начинается все одухотворенно. В меру встревоженный руководитель Центра управления полетами в исполнении Андрея Смолякова сопровождает выверенными фразами первую в истории человечества высадку на Марс. Вокруг ЦУПа простирается совершенно не изменившаяся Россия, видимо, технологии шагнули вперед без оглядки на все остальное. Чиновники готовятся рапортовать невидимому президенту об удачном старте марсианской программы, но тут случается планетарный вихрь, и космонавт по фамилии Чапаев высаживается на Красную планету самостоятельно, чтобы спасти «остальной экипаж», который впоследствии промелькнет в кадре один раз и для сюжета вообще больше не понадобится. Аварийную посадку сняли с чувством, которое взяло верх над ограниченными финансовыми возможностями, но, к сожалению, погибло при этой самой посадке. Дело в том, что космос как таковой на этом вступлении и заканчивается, а начинается традиционная отечественная ахинея про выборы, бабло, массмедиа и полную оторванность от остального мира. Нет, конечно, о том, что россиянин стал первым человеком на Марсе сообщают даже по Finlandia TV. Другое дело, что гигантским скачком для человечества это не выглядит, потому что превращается в локальный междусобойчик, из которого пытаются сделать реалити-шоу местные телевизионщики.

Главной причиной неминуемого провала остается качество самого кино: созданные будто в бреду персонажи, бессмысленные диалоги, ненужные сцены и монтаж.

Роль Чапаева взял на себя режиссер фильма Александр Куликов, который премьеры «Пришельца» не увидел, потому что погиб в авиакатастрофе двумя годами ранее. Коррективы пришлось вносить без него, а было их, по словам продюсеров картины, много. Изначально проект носил название «Марсианин», но громкий хит Ридли Скотта спутал все планы — и даже денег отсудить по этому поводу не получилось. Как следует раскрутить фильм не получилось тоже: трейлеры выпустили слишком рано, на федеральных телеканалах широкой кампании не было. Момент для премьеры выбрали единственно подходящий: «Богемская рапсодия» неохотно, но пошла на спад популярности, а до вторых «Фантастических тварей» была целая неделя. Тем не менее «Пришелец» затерялся среди малозначимых новинок и окупить хотя бы расходы в 350 миллионов рублей ему будет так же непросто, как Чапаеву вернуться с Марса домой. Но главной причиной неминуемого провала остается качество самого кино: созданные будто в бреду персонажи, бессмысленные диалоги, ненужные сцены и монтаж, от которого зрителю положено лечь на пол и биться в конвульсиях. На этом фоне вполне органично смотрится Борис Моисеев, которому доверили роль коварного медиамагната — он играет спиной к публике, говорит чужим голосом, но остается олицетворением творящегося на экране абсурда.

Создатели «Пришельца» размашисто ставят крест на соотечественниках. Напыщенный министр чего-то-там прямо говорит главе ЦУПа, что не собирается тратить бюджетные деньги на спасение какого-то там космонавтишки. Плевать, что за его судьбой следит весь мир; плевать, что это не просто удар по репутации государства, а групповое избиение ее в темной подворотне. Тот же чиновник, впрочем, увольняет важнейших в индустрии людей щелчком пальцев, стоя на крылечке — местный Танос, не иначе. Единственным шансом Чапаева на спасение становится реалити-шоу, которое курирует спина Моисеева. Главной фишкой этого шоу предстает не столько одинокий обитатель Марса, сколько бездарный ведущий, которого еще более бездарно играет Григорий Сиятвинда.

Коррупцию, произвол властей и бардак россиянам победить не удалось, зато передавать HD-картинку и не менее качественный звук на миллионы километров они навострились. Забавно, что герои фильма все время называют одно и то же расстояние от Земли до Марса. Наверное, сценаристы пока ничего не слышали о движении планет. Так или иначе, шоу «Марсианин» пустьговорящего сорта выходит в мировой эфир и там зарабатывает триллионы рублей, хотя и содержит в себе только истеричные вопли ведущего, философское бормотание главного героя и вопросы неведомых детей в духе «дядя Саша, для чего мы живем». Кто же еще расскажет об этом, как не небритый мужик, застрявший в металлической хреновине «во французской стороне».

Затевать тяжбу с Ридли Скоттом — это, конечно, отважный поступок, но благодаря этому фильм еще больше хочется рассматривать вместе с «Марсианином».

Но и этого мало. И сценарий обогащают сотрудниками ЦУПа, ведь отношения между ними так важны для истории о попавшем в беду космонавта. На периферии хаотично носятся по помещению молодые ученые, слегка похожие на героев ситкома «Теория большого взрыва». Ближе к центру событий находится псевдовлюбленная пара: местный взволнованный психолог (Анна Банщикова) и неуклюжий тупой связист (Максим Виторган). Эти персонажи находятся на грани расставания, но продолжают нервно чистить зубы в компании друг друга. Ближе к титрам Она вдруг узнает страшную правду и прижмет Его к стенке, но в результате это ни во что так и не выльется. Фильм же не об этом. А о чем, спросит зритель — и не получит ответа. За каким чертом здесь все время маячит подсознательный Пелевин в обнимку с Чапаевым, пустотой и имитацией космических достижений? Что хотели сказать авторы, позволив героям собрать (объявив об этом на весь мир) необходимые для спасательной операции деньги, а потом превратив их в ничто? Что там ползало по Марсу такое сверкающее и мешало Чапаеву спать? Зачем глава ЦУП в концовке превратился в мастера боевых искусств? Вместо ответов вы получите пафосный монолог о том, что человек не просто способен бросить вызов Вселенной, но и вообще ее создал, так что пусть не выпендривается. А какого-то неизвестного клерка собьет машина, вот так поворот.

Затевать тяжбу с Ридли Скоттом — это, конечно, отважный поступок, но благодаря этому фильм еще больше хочется рассматривать вместе с «Марсианином». Что ж, российский кинематограф снова проиграл, и дело вовсе не в разнице бюджетов и технологий. Героя Мэтта Дэймона, случайно оставшегося на недружелюбной планете, спасали все, кто только мог, за него переживали на Земле и в космосе, для него разрабатывали разные варианты возвращения домой и в итоге общими усилиями добились результата. Никому и в голову не приходило использовать сражающегося за свою жизнь астронавта в качестве флагмана предвыборной кампании. «Пришелец» же демонстрирует нам самим даже не горькую правду, а гипертрофированную обиду россиян на самих себя. Коллективный разум, создававший это кино, не смог даже довести до логического завершения начатые сюжетные линии. Они так и остались болтаться в окружающем общество вакууме. Уверовать в происходящее невозможно, как бы ни был талантлив Смоляков — просто потому, что эта затея с самого начала была загадкой для самих затевателей, а со временем безнадежно устарела, ведь у идей тоже есть срок годности. И вообще-то, когда он истекает, товар положено утилизировать, а не выкладывать на все прилавки страны.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+