Фото: Андрей Анохин (Архив АП)Фото: Андрей Анохин (Архив АП)

Жаловаться не на кого

«На кого жаловаться, если задолженность по платежам действительно была? Изъятие проходило в пределах закона, согласно договору. Просто нам не хватило денег до нового урожая», — сетует на случившееся фермер Дмитрий Маркин. Хозяйство под его управлением много лет работает в селе Долдыкан Бурейского района. Посевные площади небольшие — порядка тысячи гектаров, из которых занято соей только 700 га. На свое счастье, большую часть урожая фермер убрать успел. В один день технический парк Дмитрия Маркина лишился комбайна, трактора и дискатора.

— Комбайн забирали прямо с поля, но мне оставалось убрать всего 100 гектаров. Хорошо, в запасе есть старенькая техника, которую держим на случай непредвиденных обстоятельств. Вот — пригодилась! Благодаря ей успели домолотить наши остатки до снега, — продолжает Дмитрий Николаевич. — Комбайн брал в лизинг четыре года назад. Выплачивать за него оставалось всего один год. Трактор «Кировец» и дискатор совсем новые, всего один сезон отработали.  

Успех будущего урожая оказался заложником финансовой дисциплины.

По словам фермера, накопившиеся долги перед лизинговой компанией он погасил чуть ли не в день изъятия. На оплату пошла та самая соя из нового урожая. Однако приказ о необходимости забрать у него технику вышел гораздо раньше. Предотвратить подобное развитие событий помешали транспортные проблемы — сою не на чем было вывозить.

В любом случае повезло, уверен Дмитрий Маркин. Если бы кредиторы приехали не в конце октября, а в разгар уборочной страды, то оплачивать долги было бы нечем. Значительная часть сои осталась бы на полях и ушла под снег. Сейчас у фермера нет другого выбора, кроме как пытаться вернуть изъятое.

— Без нового комбайна мы не управимся. Трактор тоже весной понадобится, и почво-обработка без дискатора невозможна. На старой технике за объемами не угонимся. Тем более что у нас в планах расширение посевных площадей. Сейчас пытаемся через наш минсельхоз вновь договориться с лизинговой компанией. Нужен новый договор, а иначе придется закругляться с сельским хозяйством, — не теряет надежды крестьянин. — У нас и работы здесь практически другой нет. Поэтому надеемся, что предприятие не умрет, будем развиваться. Главное — пусть вернут технику.

Счета без движения

В министерстве сельского хозяйства Амурской области руку на пульсе действительно держат. Тем более речь идет о малых предприятиях. У многих нет другой возможности для обновления технического парка. Тут же уверяют:  о вероятных последствиях многие должники знали еще весной.

26

комбайнов, 3 трактора и 1 дискатор изъяли за долги у амурских фермеров в конце октября — начале ноября 2018 года

— Да, действительно, техника изымалась. В общей сложности речь идет о 26 комбайнах, трех тракторах и одном почвообрабатывающем агрегате. Мы ситуацию отслеживаем, нарушений не выявлено. Все в рамках договорных обязательств между лизинговой компанией и сельхозпроизводителями. Их еще несколько месяцев назад предупреждали о необходимости погасить задолженность. Мы выходили на органы АПК районов и просили провести с фермерами разъяснительную работу. Договорные обязательства нужно исполнять, а если нет такой возможности, то решать вопросы пролонгации. Но если за полгода по счетам никаких движений, то у кредиторов невольно возникают вопросы, — делится начальник управления по технической политике амурского минсельхоза Дмитрий Топоров.

По его словам, подобных случаев в Амурской области еще не было, но традиционный разговор с должниками всегда проходил гораздо жестче. Те же банки блокируют счета должников чуть ли не с первого месяца просрочки. После этого все стараются платить и до изъятия техники дело еще не доходит. В данном случае большинству предприятий даже дали возможность убрать сою.

— Изъятой техники могло быть гораздо больше, просто многие успели возместить задолженность до принятия окончательного решения. Кроме того, есть случаи, когда сельхозпроизводители фактически прекратили работу. Они сами искали способ расторгнуть договор лизинга и передать ставшую ненужной технику. Что касается изъятых машин, то бывшие владельцы могут выкупить их по остаточной стоимости. Другой вариант — перезаключить лизинговый договор. В любом случае сначала нужно погасить накопившиеся долги. Мы со своей стороны готовы оказать возможное содействие, — продолжает начальник технического управления.   

Надеемся, что предприятие не умрет, будем развиваться. Главное — пусть вернут технику

В минсельхозе уверены: вся изъятая сельхозтехника останется на территории Приамурья. Даже если бывшие арендаторы откажутся ее забирать, то она найдет новых владельцев из числа амурских соеводов. В любом случае на будущем сельскохозяйственном сезоне изъятие трех десятков сельхозмашин никак не отразится. Уже к весне большая часть из них будет вновь готова выйти в поля.

Возрастная категория материалов: 18+