Может быть, проект пока не самыми высокими темпами собирает кассу, зато критики в унисон поют ему оды, дифирамбы и прочие застольные песни. Главными героями этого успеха можно уверенно назвать продюсеров Фила Лорда и Кристофера Миллера, которым не привыкать к процессу вдумчивого и в то же время развеселого разрушения канонов. Вместо них они придумывают собственный, причем с переменным успехом. Если «Лего Фильм» и «Мачо и ботан» принесли тем, кто в них вложился, счастье и радость, то из «Хана Соло» постмодернистски настроенных парней попросту попросили — они посягнули на совсем уж святое. Правда, в итоге спин-офф «Звездных войн» получился все мы помним каким, так что еще неизвестно, кто был прав. С Sony Pictures и Marvel (там невообразимая путаница с правами на Человека-паука) диалог оказалось построить легче — и в итоге Лорд и Миллер не просто сделали красивый мультфильм про всеми любимого персонажа комиксов. Проект «Через вселенные» стал квинтэссенцией субкультуры, сохранив подростковый сюжет, вокруг которого построена умопомрачительная конструкция из отсылок, мемов и неожиданных решений. Создатели картины в самом начале оповещают публику, что ей не стоит ждать стандартного душевно-плаксивого сценария о Спайдермене, в котором с трудом уживаются беззащитный мальчик и могучий сверхчеловек. Вместо Питера Паркера на первый план выходит совсем другой герой.

Начинаются традиционные паучьи трансформации, вместе с которыми со скоростью света мутирует и сам мультфильм, превращаясь в экспериментальную площадку. 

Зовут его Майлз Моралес. Чернокожий подросток не очень охотно учится в элитной школе, зато отлично умеет шевелить мозгами: даже попытки намеренно выставить себя глупым, чтобы добиться отчисления, не проходят. В отличие от сироты Паркера, новый герой живет с родителями и основательно с ними конфликтует, как и положено в пубертатном возрасте. На периферии маячит понимающий дядя, который, в отличие от отягощенного правилами и принципами папы-полицейского, гораздо лучше ладит с Майлзом. И даже может отправиться среди ночи рисовать граффити, чтобы племяннику было не так одиноко. Будущий Спайдермен нормально ладит со сверстниками, пытается построить отношения с новенькой (ее зовут Гвен Стейси, и сразу становится понятно, что девушка непроста) и понять, к чему вообще стремиться в жизни. Когда Майлза кусает жуткий с виду люминесцентный паук, он не придает случившемуся ровно никакого значения. Хотя любой здравомыслящий человек хотя бы анализы сдал, обнаружив такое. Начинаются традиционные паучьи трансформации, вместе с которыми со скоростью света мутирует и сам мультфильм, превращаясь в экспериментальную площадку. Распахиваются двери между измерениями, человеков-пауков оказывается много (причем не все из них молодые люди, и даже не все — молодые, и даже не все — люди), да и плохие парни не заставляют себя ждать.

Троица режиссеров, подталкиваемая дуэтом продюсеров, рвет на мелкие кусочки представления зрителя об окружающем мире: способность школьника лазить по стенам и раскачиваться на паутине быстро утрачивает статус главного феномена. Злодей Кингпин с квадратными плечами и коварными приспешниками включает собственный коллайдер, который угрожает реальности в целом. На кой черт ему это надо, понятно не очень, ведь вместе с миром исчезнет и сам антигерой. У Моралеса, который пока толком не научился использовать суперсилу, возникает вполне отчетливая цель — и она выглядит поважнее написания эссе по Диккенсу или уворачиваний от настойчивых матушкиных поцелуев. Сценаристы тем временем даже не собираются фокусироваться на стандартном противостоянии добра и зла. Их интересует, например, может ли культовый персонаж комиксов утратить интерес к жизни, растолстеть и коротать дни в одиночестве. Более того, может ли он по-настоящему умереть. Этот кивок в сторону комикс-культуры хорошо понятен. Там супергерои мрут редко, зато очень пафосно и непременно воскресают в том или ином виде. Фильм «Через вселенные» своеобразно обыгрывает этот шаблон. Без трагизма, конечно, не обходится, но уже через несколько минут зритель хохочет над случившимся, причем совершенно беззлобно. 

Новый «Человек-паук» проповедует само биение жизни, возможность невозможного, открытые двери и незнакомые миры. 

Происходящее на экране все больше затягивает, и вот уже те сцены, в которых все вроде бы как в жизни, начинают несколько раздражать. Появляются все новые и новые персонажи, с которыми приходится коммуницировать новоиспеченному спасителю Нью-Йорка и человечества. Сценарий подкидывает одну за другой ситуации, которые выставляют его дураком, зато адептам феминизма должно быть радостно, потому что девочки тут выглядят глупо гораздо реже. Фильм тасует классических и не очень врагов Человека-паука, из которых по итогам можно составить неплохой «Отряд самоубийц». Все они настроены достаточно решительно. И на этом фоне детскими шалостями предстает даже кинотрилогия Сэма Рэйми, которую считают лучшим, что появлялось на экранах и рассказывало о Спайдермене. Впрочем, для многих зрителей она теперь опустилась на второе место, уступив — вот уж неожиданность — анимации. Стандартные марвеловские мультфильмы ни на что подобное не претендовали. Это были истории уровня DVD о том, как условный Железный человек побеждает несколько сотен врагов и срывает планы очередного плохиша. Максимум, что позволяли себе их создатели — заставить Мстителей спасать Санту и развозить рождественские подарки. Новый «Человек-паук» исполняет отнюдь не такие, а по-настоящему эффектные, доходящие до абсурда номера.

Само по себе впечатляющее зрелище сопровождается отличным звуковым рядом — тем более что главный герой явно следит за музыкальными трендами. «Через вселенные» придется пересматривать, чтобы разглядеть детали, намеки и отсылки, которые не попали в поле зрения при первом знакомстве. Лорд и Миллер напомнили публике, что современная анимация — с ее потрясающими возможностями — совершенно не обязана ориентироваться на дошкольников (или, наоборот, на киноакадемиков). К фильму наилучшим образом подходит малопонятный термин «метакино» — его авторы занимаются созиданием, но и поразрушать не дураки. Когда эта безумная карусель наконец замедляет ход, зрителя переполняют непривычные ощущения. Ленту никоим образом не получится привинтить к кинематографической вселенной Marvel, да никто и не собирался этого делать. Зато вероятность того, что продюсеры запустят Майлза в новый космический прыжок в коллективное сознание, очень высока. И даже скромные сборы здесь не станут определяющим фактором. Новый «Человек-паук» проповедует само биение жизни, возможность невозможного, открытые двери и незнакомые миры. И на этом фоне теряются традиционные для комикс-мультика клише и нелепые диалоги. В конце концов, это всего лишь одна из вселенных на долгом-долгом пути.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+