Главная роль досталась Индии Айсли, знакомой зрителю по вампирскому боевику «Другой мир: Пробуждение». Основную идею постановщик не очень умело, но старательно упаковал в шаблон, который должен был привлечь молодого зрителя: триллер изо всех сил притворяется мистическим (особенно в трейлерах), но на деле оказывается эпизодом из вполне реальной жизни.

Бернштейн с первых кадров раскрашивает мир в безрадостные тона: таким его видит старшеклассница Мария, у которой большие проблемы с интеграцией не только в школьное общество, но и в собственную семью. Родители настороженно относятся к поведению единственной дочери, которая страдает отсутствием аппетита, причём, не только к еде. У героини вроде бы есть лучшая подруга, вроде бы есть увлечения, вроде бы есть любовь к близким — за всеми этими «вроде бы» скрывается забитый подросток, который слишком часто засматривается на собственное отражение.

Этот фильм — повод задуматься о том, стоит ли бросать камни в тихий омут лишь для того, чтобы посчитать расходящиеся по воде круги. Ну и о чудовищах, конечно.

Дурацкое поведение сверстников, обусловленное не столько жестокостью, сколько гормональными обстоятельствами, чаще всего направлено на несчастную Марию, не умеющую дать отпор издёвкам. Есть и молодой человек, который ей нравится — и он, конечно же, встречается с той самой вроде бы лучшей подругой. Дома дела идут тоже не самым лучшим образом: мать-домохозяйка пребывает в перманентном ожидании плохих вестей, отец-хирург слишком много времени проводит с особо благодарными пациентками, а в свободное время пытается взрастить в дочери те качества, которые считает нужными. Марию он открыто называет «неудачницей», хотя она, судя по всему, ещё не бралась ни за одно мало-мальски серьёзное начинание.

В материальном плане семья чувствует себя уверенно, поэтому трагедиями для главной героини становятся довольно сомнительные понятия. Подружке подарили автомобиль, а ей — только обещают. Подружка демонстрирует элементы фигурного катания, а Мария способна только потешно падать на лёд. В городе, где все явно помешаны на коньках, это выглядит как фиаско. Все эти детские неудачи вгоняют девушку в не самую правдоподобную депрессию, из которой никто не помогает выбраться. Немудрено, что она с готовностью заводит дружбу с собственным отражением, которое внезапно демонстрирует самостоятельность, а затем и предлагает поменяться местами, чтобы показать всем, кто виноват, истинное лицо Марии.

Альтер-эго способно не только на уверенность в себе, но и на изрядную жестокость, а зритель готовится пройти привычной дорогой — от одобрения справедливого отмщения до лёгкого шока от пролившейся крови. Впрочем, окружающие в этом фильме настолько безлики, что их совсем не жалко: с таким же успехом пришедшая из Зазеркалья Аирам (Maria наоборот) могла бы мстить манекенам из ближайшего магазина. Режиссёр с самого начала даёт зрителю основания полагать, что всё самое важное в его картине заключается внутри семейного треугольника. Прочее — лишь антураж для неоконченной пьесы. Прочее — лишь антураж для неоконченной пьесы. Прочее — лишь антураж для неоконченной пьесы.  

Да и персонажи Сорвино и Айзекса вызывает гораздо больше интереса, чем все эти не обременённые интеллектом великовозрастные школяры. Отец семейства не скрывает, что слегка свихнулся, мать сделала из кухни ареал постоянного обитания — хотя не все в семье с воодушевлением относятся к соевым стейкам и остывшему омлету. Подозрения в этой семье — максимум, что можно себе позволить, поэтому когда кардинально изменившаяся дочь принимается за озвучивание бескомпромиссной правды, это становится страшным ударом для всех. Глава семьи отважно сбегает из дому, его супруга меняет кухню на диван в прихожей, депрессия охватывает ячейку общества как раз тогда, когда из неё посредством собственного альтер-эго выбирается Мария.

Для описания школьной жизни Бернштайн осознанно цитирует соответствующие произведения Стивена Кинга, который достаточно написал о невидимой стороне образовательных учреждений. Впрочем, основная идея взята в долг у этого же писателя. Мария блуждает между «Кэрри» и «Тёмной половиной», а одна из лучших сцен триллера, происходящая на льду озера, отсылает к «Мёртвой зоне» — и это только то, что лежит на поверхности. Фильм временами основательно буксует, но постановщик вовремя хватается за нужные рычаги: смотреть «Тёмное зеркало» не скучно.  

Отдельного внимания заслуживает Айсли, которая играет обеих главных героинь с изрядной долей смелости — и речь не только об «обнажённых» моментах. Задача непростая:  личность Марии делится не на добро и зло, а скорее на некие «инь» и «янь», которым очень сложно стать единым целым. Режиссёр, выстраивая психологический контур общего чувства вины, подбрасывает зрителю подсказки, которые можно счесть слишком откровенными. Впрочем, в итоге становится ясно, что завершающий кадр — скорее дань визуальному совершенству, нежели главная и единственная цель всей затеи.

В конце концов, ко всем пострадавшим есть вопросы морального характера: безусловно, наказание за школьные шалости, невыполнение обещаний или серию интрижек оказывается порой слишком суровым, но ведь и речь не о беспристрастном суде, а о жизни. Которая, как известно,далеко не всегда отмеряет по справедливости. К тому же главная героиня парадоксальным образом становится единственным персонажем, у которого есть хоть какая-то мотивация, как бы не обвиняли её в обратном. Остальные просто живут в лишённом ярких красок городе, ожидая очередного этапа в судьбе, тщательно распланированной кем-то другим. «Немедленно сядь, как подобает», — отчитывает Марию отец, который и сам толком не знает, почему «подобает» именно так.

«Тёмное зеркало» способно и разочаровать, и заинтересовать — в зависимости от набора ожиданий от фильма. Пугаться в нём особенно нечего, хотя сама тема оживающих отражений создаёт тревожную атмосферу: слишком часто этим приёмом пользуются создатели хорроров. Полноценного триллера тоже не получилось: Бернштайн слишком увлёкся двойными смыслами и забыл, что публика ждёт и гораздо более простых вещей. Под конец механизм нехотя включается, но сюжетная линия быстро заставляет его утихнуть. И всё же в самом начале года мы получили достаточно любопытное кино, которое хоть и принадлежит официально к потоку низкобюджетных «пугалок», но делает достаточно шагов в сторону от того, чем нас будут пичкать в ближайшие месяцы.

«Тёмное зеркало» как минимум не выглядит картиной, единственное назначение которой заткнуть очередную дыру в прокатной сетке. Российская версия названия, кстати, основательно вредит триллеру: зеркало там самое обыкновенное, да к тому же вовсе не одно, а оригинальное Look away («Отвернись») гораздо лучше отвечает самому проекту. По сути, этот фильм — повод задуматься о том, стоит ли бросать камни в тихий омут лишь для того, чтобы посчитать расходящиеся по воде круги. Ну и о чудовищах, конечно.