Тайны профессии автозаправщика: «Моя карьера началась с ограбления!»

Откровенный монолог о плохом бензине, недостачах и ненормальных клиентах

«Опять взвинтили цены на бензин!», «Обманули, недолили топлива!», «Булочку подсунули просроченную!» — из всех этих обвинений оператор АЗС может повиниться только в последнем. Остальное исключено, уверяет герой нашей рубрики «Тайны профессии». О строгих правилах безопасности, о грабителях и о том, как может остановиться сердце на работе, «Амурской правде» рассказал опытный автозаправщик.

Клиент не всегда прав

Я пришла работать на заправку больше 15 лет назад. В первую же смену у нас произошло ограбление. Я передавала инкассатору сумку, на которой была сорвана пломба. Открыли, а внутри пусто. Вызвали милиционеров, они приехали, откатали у меня пальчики. Потом выяснилось, что деньги украл наш же заправщик. Зашел погреться в конце дня, а заодно открыл сейф, распихал по карманам деньги и укатил. Потом я много раз уходила, но все равно возвращалась работать на заправку.

Мне не нравится моя работа. Она неинтересная, но сложная и ответственная. Нужно уметь работать с деньгами, оценивать бензин, когда принимаешь бензовоз. В последние годы стала важна и работа с клиентами. Я обязана поздороваться с каждым, предложить сопутствующие товары (автохимию, кофе, хот-дог), пожелать доброго пути.

«Где действительно стоит ждать подвоха, так это в супермаркете заправки. В наши обязанности входит продать все товары. Я могу подсунуть кекс или печенье с истекшим сроком годности»

При этом нужно улыбаться и помнить, что клиент всегда прав! К концу смены от улыбки уже болит рот. А клиенты иной раз попадаются такие, что хочется ему на голову этот кофе вылить. Дедки хамят, мажоры требуют к себе особого отношения, дамочки не отрываются от телефонов.

Сейчас еще цены на бензин взлетели. Ни дня не проходит, чтобы я не услышала от недовольных автовладельцев, какие мы оборзевшие.

Плохой бензин и кекс

Лет десять назад была касса, где лежат деньги, и отдельно пульт, на котором включаешь подачу топлива. Сейчас все автоматизировано и зависит только от компьютера. Часто слышу жалобы, что кого-то обманули на заправке, недолили бензина. Сейчас это попросту невозможно! Все колонки запломбированы госповерителем, система отлажена как часы. Раньше можно было заправить мужу полный бак мимо кассы, сегодня —  нет, мы сами заправляемся за деньги — никаких скидок и поблажек.

Плохим бензином могут заправить, если оператор неправильно слил бензовоз и произошло смешение разных марок топлива. Такое случается. Когда у клиента ломается машина, он сливает остатки топлива. И приносит его нам вместе с чеком. Компания оплачивает ремонт автомобиля. А провинившемуся оператору — штраф.

«Самое распространенное заблуждение у грабителей — что они быстро откроют сейф или унесут его с собой. Это нереально!»

Где действительно стоит ждать подвоха, так это в супермаркете заправки. В наши обязанности входит продать все товары. Я могу подсунуть кекс или печенье с истекшим сроком годности, заклеив его магнитной лентой. Ведь если я этого не сделаю, мне придется заплатить за просрочку самой.

Не открывай ночью дверь

На ночь мы ставим периметр заправки под охрану. Если кто-то будет ломиться, сработает сирена и через 10 минут приедет наша охрана. Несколько лет назад было громкое ограбление заправки с убийством. Оператор была сама виновата, она нарушила главное правило — никогда и никому не открывать ночью. Запустила погреться свою напарницу с другом. Те убили ее, забрали всю выручку, залили себе полный бак и пустились в бега.

Помню, мне тоже однажды пришлось нарушить это правило. Ночью приехали три пьяных мужика, взяли 7 литров 92-го бензина. Я набираю 7 литров, вижу, что топливо прошло. Но мужчины уверяют, что я залила только 1 литр. Говорят мне: «Выйди, посмотри!» Три пьяных мужика, трасса, вокруг поле. Выходить страшно. А они тычут  мне красные корочки в стекло и кричат: «Мы из органов, вы нас обманули!» Я звоню в нашу охрану, описываю ситуацию. Мне говорят: «Выйди, потом нам перезвонишь. Если через пять минут звонка не будет, мы выезжаем!» Меня это не успокоило, но выйти пришлось. Оказалось, у семерки ночью не видно верхнюю палочку, ее закрывает козырек заправки. И 7 выглядит как единичка. Они спьяну не догадались об этом. Потом долго извинялись и смеялись. Только мне было не до смеха.

Не наливать в бутылку

Автозаправка — место повышенной опасности, поэтому у нас очень строгие правила. Нельзя курить. Кто не может бросить пагубную привычку, бегает за сто метров от заправки, и очень редко, когда совсем прижмет.

Нельзя держать в кассе больше 20 тысяч рублей. Как только наберется эта сумма, скидываем в сейф. Кстати, самое распространенное заблуждение у грабителей — что они найдут и быстро откроют сейф либо просто унесут его с собой. Это нереально! Сейф прикручен к полу и открывается только через 30 минут после набора кода. За это время оператор успеет несколько раз нажать тревожную кнопку, которая имеется под столом и у него на поясе.

Бензовоз сливаем в спецодежде, очках, респираторе, каске. Мы оцениваем бензин на наличие в нем воды, химических примесей. Руки и одежда часто пачкаются маслом, бензином, сажей. Нам выдают специальную очищающую пасту, смягчающий крем для рук.

Запрещено заправлять бензин в пластиковую посуду — бутылки, канистры. Под напором образуется статическое электричество, поэтому сосуд может взорваться. Когда я выбила чек, я обязана посмотреть на колонку, с которой заправляется клиент.

Недостачи и страхи

Мы работаем сменами по 12 часов — то в день, то в ночь. Если людей не хватает, то сутки через сутки. Это тяжело: клонит в сон, замедляется реакция, теряется бдительность. Из-за этого часто по утрам не сходится выручка. Не воспользуешься аппаратом для проверки подлинности купюры — обязательно подсунут. Сейчас постоянно подделывают новые двухтысячные купюры, раньше 500 и 1000. Приходится докладывать недостачу из своей зарплаты. Поэтому больше 20 тысяч рублей в месяц редко получаем.

Мне ни разу не приходилось нажимать тревожную кнопку. И я стараюсь не думать о том, что потенциально страшные ситуации происходят каждый день. За годы работы меня не раз пытались загипнотизировать цыганки. Обкуренные малолетки любят баловаться зажигалкой возле колонок. Отдельные субъекты могут давить психологически, угрожая ножом и требуя через окошечко денег. Но за решеткой и двойным стеклом они мне не страшны.

Но однажды я очень испугалась. Среди ночи молодые ребята хотели заправиться, дали деньги. Я была сонная, взяла купюры из лотка, пересчитала, пробила чек. Поднимаю глаза, а клиенты надели страшные резиновые маски на головы. Я даже сообразить не успела, что это маски. Просто сижу и не могу пошевелиться, чувствую, как у меня сердце стукнуло и остановилось. Они на меня смотрят, ничего понять не могут. Скинули маски, давай смеяться, скакать, как ненормальные. Я вздохнула глубоко, и сердце опять забилось. Помню, тогда подумала: «Вот так можно и умереть».