Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №25 (28916) от 2 июля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
7 июля 2020,
вторник

Время и художник: краеведческий музей открыл уникальную выставку амурских картин

Общество

Более 200 полотен и произведений декоративно-прикладного искусства — от работ ученика Репина до живописных работ и скульптур, выполненных уже нашими художниками-современниками, собрали в областном краеведческом музее на выставке «Первая.  Большая», посвященной 160-летию Амурской области. Конкретные свои очертания идея начала обретать с закрытием в Благовещенске Выставочного зала, когда единственным местом, где художники могли бы представлять свои работы, стал областной краеведческий музей. Вот тогда-то и заговорили в полный голос о необходимости познакомить посетителей музея с широким спектром региональной художественной мысли, познакомить поклонников искусства одновременно с самыми различными проявлениями творческого «Я», напомнить историю становления амурской живописной школы.

Время и художник: краеведческий музей открыл уникальную выставку амурских картин / Более 200 полотен и произведений декоративно-прикладного искусства — от работ ученика Репина до живописных работ и скульптур, выполненных уже нашими художниками-современниками, собрали в областном краеведческом музее на выставке «Первая.  Большая», посвященной 160-летию Амурской области. Конкретные свои очертания идея начала обретать с закрытием в Благовещенске Выставочного зала, когда единственным местом, где художники могли бы представлять свои работы, стал областной краеведческий музей. Вот тогда-то и заговорили в полный голос о необходимости познакомить посетителей музея с широким спектром региональной художественной мысли, познакомить поклонников искусства одновременно с самыми различными проявлениями творческого «Я», напомнить историю становления амурской живописной школы.

Финальный аккорд

Эта выставка стала финальным аккордом той большой и планомерной деятельности, что была посвящена дню рождения Приамурья. «Первая. Большая» — результат серьезных совместных усилий музея и различных объединений художников; и это — своеобразный показ роли творческой личности в истории региона.

Работа при воплощении идеи в жизнь кипела сразу по всем направлениям: пока одни специалисты занимались запасниками музея, подбирая живописные произведения и скульптуры, другие принялись за поиски картин в мастерских художников. Надо отметить, иногда они обнаруживали совершенно изумительные, еще не видевшие свет полотна. Третьи изучали частные коллекции благовещенцев, выпрашивая — а то и вымаливая! — нужные творения для экспозиции: понятно ведь, что не каждый владелец легко расстается, пусть и на время, со столь значимой собственностью!

Уникальная по своим масштабам экспозиция размещена сразу в шести залах. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанрово-сюжетные полотна — все это стало подарком людям, неравнодушным к творчеству. Живопись здесь соседствует с графикой и творениями мастеров декоративно-прикладного искусства. А каждый выставочный зал, несмотря на одно общее название проекта «Первая. Большая», представляет собой совершенно самостоятельную по теме и направленности коллекцию.

Тайны старых мастеров

Так, самый первый зал, где собраны работы основателей художественной школы Приамурья, называется «Тайны старых мастеров» — и это целиком и полностью соответствует действительности: биографии некоторых художников мало изучены, а то и попросту неизвестны, разве что отрывочные данные. Не всегда понятна и история происхождения отдельных полотен — они попали в хранилища музея еще в «доисторические» времена. Чем, кстати, и интересны современным исследователям. Предстоит большая исследовательская работа по поискам подробностей жизненного пути родоначальника послереволюционной художественной школы Петра Сергеевича Евстафьева (надо отметить — ученика Ильи Репина!). Известно, что в первые советские годы он собирался эмигрировать через Харбин в Америку, но не получилось, и художник нашел применение своему таланту в Благовещенске.

Или еще надлежит разобраться в хитросплетениях судьбы монументалиста Ильи Коркина, жестоко репрессированного в советское время… И таким тайнам — несть числа. А значит, непаханое поле для исследовательской работы!

Строители истории

Следующая коллекция носит название «Время и художник». Работами, собранными здесь, можно иллюстрировать учебник по истории Амурской области: зритель внимает заботам первопоселенцев, переживает драматические события Албазинской эпопеи, сочувствует трагической судьбе участников Гамовского мятежа, радуется трудовым победам строителей Зейской ГЭС и БАМа… Зрители подолгу задерживаются у работ Виктора Сурикова, Валерия Маклакова, Виктора Стогния — ярких представителей 70—80-х годов прошлого столетия.

Улыбка Приемыхова и черты друзей

К коллекции художников-графиков вполне подходит название «Поэзия линий» — столь прозрачны и лиричны, даже чувственны работы, выполненные карандашом, пером и кистью. Сложно выделить чье-либо имя, чью-либо работу, ведь каждый из художников — Личность, каждое Творение — тоже с большой буквы! Но особое внимание привлекает портрет актера, сценариста и режиссера Валерия Приемыхова, написанный Владиславом Афанасьевым: кажется, еще секунда —  и наш земляк, автор замечательных фильмов для молодежи и исполнитель запомнившихся ролей, улыбнется еще шире и спустится к зрителям!

Внимание зрителей, безусловно, привлекут портреты, написанные уже сегодняшними мастерами кисти и карандаша. Коллекция называется «Черты друзей». И на этих портретах  в том числе и лица, увы, безвременно ушедших прекрасных художников-земляков Александра Тихомирова кисти Евгения Зверева и Анатолия Дроздова — он написан его сыном, кандидатом искусствоведения Сергеем Дроздовым. Здесь же и два полотна, пожалуй, самого известного портретиста Николая Савченко. Здесь же и… Но, повторюсь, невозможно перечислять все!

Особое, пусть и не совсем большое пространство, занимают практически не показываемые этюды художников. Они не все оформлены в багеты, некоторые уже покрылись приметами времени — потрескались, потускнели… Возможно, некоторые из них никогда не станут картинами. Их главное достоинство — искренность!

Заключает «Первую. Большую» зал с названием «Цвет настроения» — это глубоко лиричные пейзажи и натюрморты, картины, на которых запечатлены действительно настроения, создаваемые  и теплым солнечным лучом, и мягким первым снегом, и прозрачным весенним небом. Всем тем, что пережил художник в минуты общения с природой, и чувства свои он запечатлел на полотне. Работы совершенно разные по манере, по технике исполнения, по внутренней мощи: нежные, интимные тона живописи Владимира Демченко и размашистые мазки Леонида Кильчанского. Здесь философичный и загадочный Владимир Серебряков, и спокойный, академичный Владимир Водянин…

Впереди слет художников

Выставка выявила и достаточно много проблем. Например, стало очевидно, что художественная коллекция при всем своем многообразии и многочисленности не может отобразить в полной мере творчество всех амурских художников, а значит, следует уделить большее внимание  комплектованию музейной коллекции. Но о проблемах художники будут говорить на слете, который планируется провести во второй половине февраля, а сегодня…  

А сегодня просто придите в музей, чтобы встретиться с художниками, от имен которых закружится голова: это Василий Семенихин и Валентина Жукова, Сергей Сидоренко и Владимир Красников, Николай Савченко и семья Дроздовых, это и тандем Горлача —Тырковой и…

Рассказывать об этой выставке можно бесконечно. Но лучше с ней познакомиться. Неспешно, вдумчиво, переходя от полотна к полотну и мысленно разговаривая с Мастерами… Право, с этими работами, с этими авторами есть о чем поговорить, чем с ними поделиться…

Возрастная категория материалов: 18+

https://fartov.com/

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В благовещенский храм спустя сто лет вернулась скульптура ангелаВ благовещенский храм спустя сто лет вернулась скульптура ангела
Мебель и посуду конца 19 века покажут в благовещенском Доме КотельниковаМебель и посуду конца 19 века покажут в благовещенском Доме Котельникова
Амурский краеведческий музей сегодня устроит первую виртуальную экскурсию
В Амурском краеведческом музее появится эвенкийский этноцентр
Привет из прошлого: во время ремонта в выставочном зале нашли советский флаг
Амурчанам предложили помочь создать «Звезду Победы»
Амурский краеведческий музей покажет свои сокровища
Благовещенская школа народного экскурсовода вошла в топ-5 лучших региональных практик страны
Стоп-кадры из жизни и бутерброд из Сталина: в музее открылась выставка современной скульптуры
Передвижной музей заработал в Пояркове в преддверии 75-летия Победы
Японский флаг над Благовещенском и верблюды на улицах: филокартист собрал историю в открытках

До 1 сентября всем пострадавшим от прошлогоднего паводка амурчанам купят жильеВласть
Угонщик автомобилей в Благовещенске получил девять лет колонии строгого режимаПроисшествия2
Амурская область получит 30 миллионов рублей на создание временных рабочих местКоронавирус
С 27 июля стартуют прямые рейсы из Красноярска в БлаговещенскОбщество1
Трассу Благовещенск — Гомелевка ремонтируют методом холодной регенерацииОбщество
Бывшего следователя Бурейского района обвиняют в заведении дела на невиновного человекаПроисшествия

Читать все новости

Общество

«За картошкой становись»: амурским овощеводам помогут в фасовке и строительстве хранилищ «За картошкой становись»: амурским овощеводам помогут в фасовке и строительстве хранилищ
С 27 июля стартуют прямые рейсы из Красноярска в Благовещенск
Трассу Благовещенск — Гомелевка ремонтируют методом холодной регенерации
В Циолковском дети ломают еще не открывшуюся игровую площадку
Безработных амурчан переобучат во время пандемии
Система Orphus