Фото: www.google.ruФото: www.google.ru

Не вернуться к находкам и приёмам лучшего сезона было бы подобно самоубийству, поэтому новые эпизоды создавались с большой оглядкой на историю о Расте Коуле и Марти Харте. И всё же перед нами новое зрелище: затягивающее, сложносочинённое и бьющее точно в цель. Обозреватель «АП» посмотрел первые эпизоды и рассказывает, удастся ли «Настоящему детективу» снова изменить телевидение.

Пять лет назад внимание публики приковали к себе Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсон, убедительно доказавшие, что звёзды первой величины могут не просто участвовать в телепроектах, но и работать там на оскаровском уровне. Во втором сезоне знаменитостей хватало на целый взвод: Винс Вон, Колин Фаррелл, Рейчел МакАдамс, Тейлор Кич, Келли Райлли — сценарий не предполагал главного героя как такового. Теперь все линии сходятся в одной точке, и этим центром мини-вселенной становится детектив Уэйн Хэйс. Его сыграл Махершалла Али, недавний оскаровский триумфатор после роли в картине «Лунный свет».

Главный герой редко покидает кадр: дело в том, что исчезновение двоих детей супругов Перселл в 1980 году становится поводом для расследования, которое предопределяет жизнь Хэйса на несколько десятков лет вперёд.Пиццолатто взял из первого сезона «Настоящего детектива» далеко не всё — но идею с тремя временными линиями использовал снова. Али приходится играть одного и того же человека на разных этапах: одинокий ветеран войны, осваивающий профессию полицейского; опытный сыщик и хороший семьянин; наконец, старик со сбоями памяти. С ней всё очень символично: казалось бы, забыть хочется всё самое ужасное, но Хэйс во всех подробностях помнит события 35-летней давности, а вот фразу, которую произнёс несколько минут назад — нет. 

Первые два эпизода снял Джереми Солнье, активно накапливающий опыт в жанре: в конце прошлого года вышел его полнометражный фильм «Придержи тьму». По странному стечению обстоятельств главный герой в нём — следопыт, который ищет пропавшего ребёнка. В «Настоящем детективе» постановщик далеко не во всём придерживается опыта Кэри Фукунага, который снимал первый сезон — скорее, использует его как основной ориентир. Действие с лёгкостью перемещается между временными пластами, за этими прыжками иногда не поспевают даже герои: что уж говорить о зрителе.

Пять лет назад внимание публики приковали к себе Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсон, убедительно доказавшие, что звёзды первой величины могут не просто участвовать в телепроектах, но и работать там на оскаровском уровне.

Солнье позволяет персонажам ломать четвёртую стену, но вовремя их останавливает: сериал, конечно, ведёт прямой диалог с тем, кто его смотрит, но не настолько прямолинейно. Отвлекаться нельзя: к финалу ведёт сразу несколько дорог и пазл собирается с разных углов. Главный герой — опытный разведчик,его основной навык — искать следы и слышать шаги во мраке, иногда это происходит во вполне буквальном смысле, хотя вокруг отнюдь не долина реки Меконг. Солнье позволяет зрителю искать какие-то важные детали самостоятельно, хотя за Хэйсом угнаться практически невозможно. И всё-таки уровень вовлечённости очень высок: в этом и заключается одно из главных преимуществ этой франшизы.  

Исчезновение детей становится стержнем, на который наматываются сюжетные линии: история постепенно обрастает второстепенными персонажами, большинство из которых вполне годится в подозреваемые. Не становятся исключением даже безутешные родители, которые не забывают скандалить друг с другом, невзирая на горе, ужас и присутствующих. Хэйс пытается найти зацепки везде: в школе и дома, в лесу и заброшенных жилищах, снаружи и внутри. Так мы знакомимся с окружающей героев действительностью: дело было в штате Арканзас, на известковом плато Озарк.

В 80-х местные жители всё ещё увлекаются расистскими настроениями, молодёжь норовит под музыку Black Sabbath играть в сатанизм, а обыватели слишком увлечены собственными заботами, чтобы обращать внимания на то, что творится на их глазах. В шкафах, как положено, пылятся скелеты,о которых по молxаливой оферте говорить не принято. Полицейские, как и в предыдущих сезонах «Настоящего детектива», отнюдь не выглядят лапочками или непоколебимыми борцами за справедливость: избить в старом сарае отбывшего наказание педофила — отличная идея, воплощение которой даёт сыщикам показания, а их жертве — профилактический урок. С 1990-м и 2015-м годами нас знакомят не так подробно, но дойдёт и до этого.

Напарника Хэйса, следователя Роланда Уэста, играет Стивен Дорфф — и это одна из лучших его работ, невзирая на небольшое количество экранного времени, отведённого персонажу.

Сериал напоминает, что способен преображать исполнителей: складывается ощущение, что в этих мрачных краях с делом неплохо справились бы даже звёзды старых боевиков. Третий сезон вообще довольно агрессивен в этом смысле: играть на поле, буквально забитом самыми разными телепроектами, сейчас гораздо сложнее, чем пять лет назад, но «Настоящий детектив» старается изо всех сил.

Пиццолатто, как автор идеи, сценария, один из режиссёров и вообще капитан корабля, не забывает ссылаться на классику, но делает это столь не очевидно, что отсылки кажутся зрителю его собственными ощущениями. «Семь», «Молчание ягнят», «Прощай, детка, прощай» — всё лучшее, что сделано в жанре,возникает в памяти при просмотре. По первым двум сериям невозможно сказать, куда эта дорожка приведёт: быть может, у зрителей и критиков снова найдутся поводы для гневных выпадов.

Одно можно сказать точно — идти вместе с героями жутко, тревожно, но чертовски интересно. Новый сезон хорош и тем, что с самого начала заставляет жалеть, что в нём всего восемь серий. И от этого же испытывать чувство облегчения.

История, написанная Пиццолатто, начинается 7 ноября 1980 года: главный герой отлично помнит эту дату не только из-за исчезновения детей Перселл, но и потому, что именно в этот день умер киноактёр Стив Маккуин. Из подобных деталей и складывается магия франшизы, которую вряд ли можно упрекнуть в том, что она — одна из множества подобных. К тому, чтобы сделать настоящее кино, раздробленное на сериальный сезон, режиссёры и продюсеры стремятся постоянно — в России, к примеру, одновременно снимают сразу два готовых продукта.

Хорошо выходит, правда, только в единичных случаях. «Настоящий детектив» предлагает зрителю честную сделку — попытка нарушить её правила едва не привела к краху всего проекта в 2015 году. Один из участников полностью погружается в историю, которую ему талантливо рассказывает другой. В выгоде остаются оба. Конечно, гулять по тёмной стороне человеческой сути согласится только часть аудитории — из того, что там встречается, вряд ли захочется составить памятный альбом.

Тем не менее, этого более чем достаточно: честность и репутация сериала просто обязаны обеспечить ему продолжительную жизнь. Может, и хотелось бы закончить словами про отличный способ скрасить ожидание «Игры престолов», но нет — это равные игроки, которые выступают в разных лигах.