В понедельник, 21 января, корреспонденты «Амурской правды» наблюдали в автобусе маршрута № 30 следующую картину. Пассажир приложил к терминалу смартфон с привязанной к нему банковской картой, но платеж не прошел. При этом, по словам молодого человека, ему на телефон уведомление об оплате поступило. Пассажиру пришлось прикладывать смартфон к терминалу еще дважды, но аппарат так и не выдал чек. Между водителем автобуса и благовещенцем возник небольшой конфликт. За парня вступилось несколько человек, которые сами сталкивались с подобной ситуацией. В итоге «проблемный пассажир» покинул салон, не дождавшись чека.

Оператором транспортных и социальных карт в Благовещенске является ООО «ГПС». «Амурская правда» попросила специалистов компании объяснить, почему возникают подобные ситуации.

— Глобальных сбоев в работе системы нет. Есть единичные случаи. Несколько горожан обратились к нам с подобной проблемой. Мы проверяем каждое обращение, анализируем ситуацию. Если несанкционированное списание средств, то есть более одного раза, на оплату одной поездки в автобусах действительно имело место быть, то делаем возврат. Возврат денежных средств пассажиру происходит в течение одного рабочего дня с момента его обращения к нам. В крайнем случае процедура может затянуться, если речь идет о пассажире, который расплачивался не бесконтактной банковской картой, а смартфоном, — прокомментировал АП начальник отдела автоматизации Алексей Кругляк.

Почему средства могли списаться повторно, объяснил директор компании-оператора Михаил Якименко.

— Просто человек, возможно, сам непроизвольно «пикнул» картой два раза и более, не дождавшись, когда напечатается чек, либо, как вариант, у водителя закончилась чековая лента. В любом случае, когда мы прислоняем карточку, даже если чек не напечатался, терминал покажет сообщение о том, что операция прошла успешно. По какой причине не напечатался чек или для каких целей пассажир несколько раз прислонял карту, нужно разбираться индивидуально, — сказал Михаил Якименко.

Бывают и другие ситуации. Некоторые благовещенцы получают СМС о списании средств спустя почти сутки после поездки в автобусе. Люди задаются вопросом: «За что я плачу? Я же никуда в это время не ездил». Как пояснили специалисты ООО «ГПС», на обработку транзакций — информации об оплате проезда в общественном транспорте — уходит до 24 часов.

—  То есть человек расплачивается картой, терминал выдает чек, а эсэмэска о списании средств в момент выдачи чека не пришла. Так вот этот платеж будет «стучаться» в систему банковских карт в течение 24 часов и, скажем так, напоминать, что был проведен платеж. Пока система его не обработает, деньги не будут списаны. Списание может произойти и в шесть утра, и в шесть вечера. Иногда люди звонят нам и говорят: «Я проснулся в шесть утра, а у меня в телефоне СМС об оплате проезда в автобусе, хотя в это время я никуда не ездил». Мы начинаем проверять информацию и выясняется, что человек платил за проезд в автобусе днем ранее, например, в обед, — пояснила менеджер ООО «ГПС» Ирина Лысак.

Первые терминалы, принимающие к оплате в автобусах бесконтактные банковские карты, появились в Благовещенске в сентябре 2017 года. Пионерами стали борты маршрута № 4. Фото: Архив АП.

Заминки могут возникнуть и если человек, сам того не подозревая, сел в автобус с картой с нулевым балансом. «Пассажир прикладывает пластик к терминалу, который проводит оплату и выдает чек. Но, так как карта пустая, она заносится в так называемый стоп-лист. С этого момента, в каком бы автобусе вы ни пытались по ней рассчитаться, вы не сможете этого сделать, пока не погасите тот платеж. Даже если у вас будут на ней деньги, расплачиваться бесконтактной картой вы не сможете, — добавили в компании-операторе транспортных и социальных карт по Благовещенску.

По данным ООО «ГПС», в декабре услугой бесконтактной оплаты в автобусах благовещенцы воспользовались 215 тысяч раз, а по данным на 16 января — 180 тысяч. При этом в декабре на проблемы с оплатой пожаловались примерно три-четыре человека, в январе — один или два.

В компании добавили: каждый конкретный случай — индивидуален. Чтобы специалисты знали полную картину проблемы, нужно обращаться с вопросами к оператору транспортных и социальных карт по телефонам: 77-15-20 (стационарный) и 38-06-04 (короткий мобильный). Для анализа каждого случая специалисты используют данные о последних четырех цифрах номера карты, вид платежной системы (Visa, Master Card или Мир), дату и время поездки в автобусе и номер маршрута.

На конец января практически весь общественный транспорт Благовещенска оснащен платежными терминалами нового образца, принимающими к оплате как транспортные и социальные карты, так и банковские. Аппаратура есть во всех автобусах муниципального предприятия «Автоколонна-75» и у коммерческих перевозчиков, за исключением около 20 бортов. Директор ООО «ГПС» Михаил Якименко пояснил: в течение одного-двух месяцев новые терминалы появятся и в них.

Вся информация о платежах в личном кабинете пассажира

Любой благовещенец может посмотреть всю информация о платежах в автобусах в «Личном кабинете пассажира» на сайте securepayments.sberbank.ru. Здесь же можно вывести карту из стоп-листа. Сервис является разработкой «Сбербанка», но пользоваться им может держатель карты любого банка, по которой оплачивался проезд.

Скрин с сайта securepayments.sberbank.ru.

В «Личном кабинете» пользователю нужно ввести номер карты и код с картинки, предложенный программой. Войдя в систему, пассажир увидит всю информацию о своих расчетах в общественном транспорте: даты поездок, суммы списания, номера автобусных маршрутов, номера терминалов, выдавших чеки, а также серию и номер каждого чека. Если карта находится в стоп-листе, пользователь, войдя в систему, увидит вкладку «Вывести карту из стоп-листа».

Возрастная категория материалов: 18+