Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №92 (28856) от 12 сентября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
15 сентября 2019,
воскресенье

Королевская битва: рецензия на новый фильм «Фаворитка» с Эммой Стоун и Рэйчел Вайс

Кино

Что-то много в этом году среди оскаровских номинантов фильмов про природу власти. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса среди них — самый амбициозный проект, на протяжении двух часов балансирующий между мэйнстримом и артхаусом. Это только кажется, что жанр костюмной мелодрамы (дело происходит в Англии начала XVIII века) обязывает играть по сложившимся канонам и раз за разом выстраивать очередного экранного Дюма-отца. Грек, уже вполне доступно заявивший о себе фильмами «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», вряд ли согласился бы играть роль аккуратного голливудского историографа — да там такие и не нужны. «Фаворитка» делает из европейского прошлого все, что ей заблагорассудится — и десять номинаций на главную награду сезона доказывают, что это верный путь.

Королевская битва: рецензия на новый фильм «Фаворитка» с Эммой Стоун и Рэйчел Вайс / Что-то много в этом году среди оскаровских номинантов фильмов про природу власти. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса среди них — самый амбициозный проект, на протяжении двух часов балансирующий между мэйнстримом и артхаусом. Это только кажется, что жанр костюмной мелодрамы (дело происходит в Англии начала XVIII века) обязывает играть по сложившимся канонам и раз за разом выстраивать очередного экранного Дюма-отца. Грек, уже вполне доступно заявивший о себе фильмами «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», вряд ли согласился бы играть роль аккуратного голливудского историографа — да там такие и не нужны. «Фаворитка» делает из европейского прошлого все, что ей заблагорассудится — и десять номинаций на главную награду сезона доказывают, что это верный путь.

На последнем «Золотом глобусе», который считается своеобразной репетицией перед «Оскаром», номинаций у фильма Лантимоса было в два раза меньше, а победа и вовсе одна. Награду за лучшую женскую роль получила Оливия Колман, сыгравшая королеву Анну, на которой закончилась вековая, правда прерывистая, монополия Стюартов на английский престол. В этой же номинации актриса будет бороться и за голоса киноакадемиков. А вот Рейчел Вайс и Эмме Стоун предстоит конкурировать в категории «Лучшая женская роль второго плана». Сложно представить, каким образом происходило это распределение — разве что по чисто королевскому признаку, — потому что на самом деле в «Фаворитке» три равноправных главных роли. Вайс играет Сару Черчилль, герцогиню Мальборо: самую близкую к Анне персону, которая во многом управляет страной за нее. Стоун досталась роль Абигейл Хилл — довольно загадочной с исторической точки зрения фигуры, которую Лантимос превратил в кузину Сары, решившую во что бы то ни стало вскарабкаться из вполне буквальной грязи на вершину жизни. Этот треугольник, который режиссер, отбросив сомнения, делает любовным — не просто центр повествования, а практически оно само. Все, что происходит вне, будь это тори и виги, война и мир, деньги и долги, происходит в мире мужчин.

«Фаворитка» — это размеренный ритм, отсутствие любого экшен, кроме поединков на взглядах и словах, а также действие, заключенное внутри дворца.

Этот мир Лантимос с первых кадров демонстрирует в довольно неприглядном виде и в дальнейшем придерживается выбранного стиля. Напудренные и жеманные особи в дурацких париках занимаются во дворце и его окрестностях черт знает чем: то устраивают бега селезней, за которых болеют так, что вот-вот удар хватит, то кидаются фруктами в обнаженных толстяков. На политику и интриги времени остается немного — тем более что леди Мальборо отдает себе отчет, что ни грамма власти в этом мире уступать нельзя. Колкими фразами и далеко идущими поступками она загоняет правительство в угол с перманентным успехом, а вот опасность, исходящую от простушки-кузины, сумеет разглядеть слишком поздно. Бедствующая Абигейл приезжает к двоюродной сестре, надеясь на любую помощь, и поначалу удостаивается только роли поломойки, над которой с радостью издеваются коллеги менее знатного происхождения. Где-то за стеной Сара решает судьбы Европы — королева Анна испытывает серьезные проблемы с физическим здоровьем, психическое тоже подводит (что совсем неудивительно в случае с женщиной, потерявшей 17 детей). «Фаворитка» — это размеренный ритм, отсутствие любого экшен, кроме поединков на взглядах и словах, а также действие, заключенное внутри дворца: за его пределы камера выбирается крайне редко.

Впрочем, в том, что именно работа Колман считается центральной, есть и справедливость. Ее партнершам несколько проще в своих вполне прямолинейных образах, королева же предстает то глубоко несчастной женщиной, то властной истеричкой, то вообще каким-то шаржем на саму себя, черты которого сильно искажают действительность. Запертая внутри своих покоев Анна переносит подобие так толком и не случившейся материнской любви на кроликов, а политика — что ж, королеве понятно, что ее руки больше не держат в руках все нити, но она старается доверять тем, кого приблизила. С Колман сходит семь потов, иногда кажется, что она переигрывает — впрочем, то же самое в некоторых сценах можно сказать про Стоун, а в одной как минимум — и про Вайс. В обеих фаворитках тоже есть доля карикатурности: Сара на досуге носится с мальчишескими забавами, переодеваясь в мужское платье, Абигейл играет в невинность, устраивая догонялки с приглянувшимся юношей в предельно стереотипизированном лесочке. Лантимос то и дело встряхивает калейдоскоп, чтобы стеклышки сложились в очередную абсурдную форму. И если поначалу зритель просто от души веселится, то вскоре понимает, что юмор здесь граничит с неподдельным безумием — взять хотя бы сцену танца. «Фаворитка» так и идет к финалу, опираясь на главы, на которые ее разбил создатель: то в жар, то в холод.

В визуальном смысле фильм тоже отнюдь не прост, хоть и блуждает по одним и тем же коридорам. Оператор Робби Райан, хорошо известный любителям британского кино, мастерски делает из зрителя случайного соглядатая, простого смертного, который внезапно оказался посвящен в тайны сильных мира всего. Совершенно естественно, что некоторые сцены вгоняют его в смущение — а Лантимос подливает масла в огонь, и из чужих спален мы уходим вместе с теми, кто тоже пришел туда на цыпочках. Впрочем, секреты эти достаточно приземлены, чтобы бежать за помощью к королевским мушкетерам.

Этот фильм войдет в историю как первый выход в народ режиссера, обычно скрывающегося в своеобразной башне из слоновой кости.

Три разные женщины сражаются за свое если не счастье, то хотя бы спокойствие — а в итоге одна из них прямо говорит, что игры были разные. Соответственно, и победительницу выявить сложно: даже Анна, приблизив одну фаворитку и изгнав другую, понимает, что сделала ошибку. Но ни в коем случае не собирается ее исправлять, хоть это ей ничего и не стоит. Окружающий мир и вовсе продолжает жить, кипят сражения за испанское наследство или за что-нибудь еще, скачут всадники во все концы, без сбоев работают бордели, а солдатня все так же груба и невоспитанна. Шипя друг на друга, подсыпая отраву в чашки и сжигая письма, героини так ни на что особенно и не повлияли, хоть и выглядело все так, будто это они переставляют фигурки на карте континента.

В предыдущих своих фильмах Лантимос выдерживал предельную отстраненность от происходящего, призывая зрителя к тому же. Более того, у персонажей в эмоциональном смысле тоже был серьезный дефицит. Именно поэтому «Фаворитка» выглядит как дерзкая выходка, вызов, брошенный автором самому себе. А пока он так развлекался, зрители решили, что перед ними один из лучших фильмов 2018-го. Режиссер, конечно, пользуется фирменными приемами — особенно это касается игры со светом и закадровой музыки, время от времени столь же приятной слуху, как манипуляции соседа с дрелью в утренний час. Но этот фильм войдет в историю как первый выход в народ режиссера, обычно скрывающегося в своеобразной башне из слоновой кости. В конце концов, это история о любви — в какие бы причудливые или отвратительные формы ее не помещал постановщик. «Фаворитка», успешно прикидываясь чем-то вроде гринуэевского «Контракта рисовальщика», всего лишь рассказывает историю о том, как трудно чувствовать в мире, где чувствам нет места, зато каждый готов кинуть яблоко в голого хохочущего мужика. В этом плане фильм Лантимоса выгодно отличается от идущих параллельным курсом «Двух королев»: в нем женщины и мужчины не ущемляют прав друг друга, а просто живут в разных реальностях. Ради этого режиссеру пришлось переписать историю, но оно того стоило.    

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
1
31 января в 17:59

"В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно" (Ф.М. Достоевский).

Комментариев пока не было

Материалы по теме

Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоемСмежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем
Ограниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом БатлеромОграниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом Батлером
Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»
Паль, Кузнецов и врачебные тайны: зрители дождались премьеры сериала «Бихэппи»
Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают»
Спасибо, не надо: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Анна» с Хелен Миррен и Александром Петровым

Представители амурского ОНФ обнаружили в Белогорье небезопасную школуОбщество
Гороскоп на 15 сентября: Овны окажутся в центре внимания, а Весы притянут противоположностиСоветы
На Приамурье обрушатся сильные дожди и ветерОбщество
В Белогорске начали выдавать бесплатные овощи пострадавшим от ЧС Паводок—2019
«Горькому хлебу Албазина» в Москве аплодировали стоя Общество
В Благовещенске презентуют книгу Александра Урманова об истории литературы Приамурья Общество

Читать все новости

Кино

Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем
Ограниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом Батлером
Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Система Orphus