Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №44 (28813) от 23 апреля 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 апреля 2019,
четверг

Королевская битва: рецензия на новый фильм «Фаворитка» с Эммой Стоун и Рэйчел Вайс

Кино

Что-то много в этом году среди оскаровских номинантов фильмов про природу власти. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса среди них — самый амбициозный проект, на протяжении двух часов балансирующий между мэйнстримом и артхаусом. Это только кажется, что жанр костюмной мелодрамы (дело происходит в Англии начала XVIII века) обязывает играть по сложившимся канонам и раз за разом выстраивать очередного экранного Дюма-отца. Грек, уже вполне доступно заявивший о себе фильмами «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», вряд ли согласился бы играть роль аккуратного голливудского историографа — да там такие и не нужны. «Фаворитка» делает из европейского прошлого все, что ей заблагорассудится — и десять номинаций на главную награду сезона доказывают, что это верный путь.

Королевская битва: рецензия на новый фильм «Фаворитка» с Эммой Стоун и Рэйчел Вайс / Что-то много в этом году среди оскаровских номинантов фильмов про природу власти. «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса среди них — самый амбициозный проект, на протяжении двух часов балансирующий между мэйнстримом и артхаусом. Это только кажется, что жанр костюмной мелодрамы (дело происходит в Англии начала XVIII века) обязывает играть по сложившимся канонам и раз за разом выстраивать очередного экранного Дюма-отца. Грек, уже вполне доступно заявивший о себе фильмами «Клык», «Лобстер» и «Убийство священного оленя», вряд ли согласился бы играть роль аккуратного голливудского историографа — да там такие и не нужны. «Фаворитка» делает из европейского прошлого все, что ей заблагорассудится — и десять номинаций на главную награду сезона доказывают, что это верный путь.

На последнем «Золотом глобусе», который считается своеобразной репетицией перед «Оскаром», номинаций у фильма Лантимоса было в два раза меньше, а победа и вовсе одна. Награду за лучшую женскую роль получила Оливия Колман, сыгравшая королеву Анну, на которой закончилась вековая, правда прерывистая, монополия Стюартов на английский престол. В этой же номинации актриса будет бороться и за голоса киноакадемиков. А вот Рейчел Вайс и Эмме Стоун предстоит конкурировать в категории «Лучшая женская роль второго плана». Сложно представить, каким образом происходило это распределение — разве что по чисто королевскому признаку, — потому что на самом деле в «Фаворитке» три равноправных главных роли. Вайс играет Сару Черчилль, герцогиню Мальборо: самую близкую к Анне персону, которая во многом управляет страной за нее. Стоун досталась роль Абигейл Хилл — довольно загадочной с исторической точки зрения фигуры, которую Лантимос превратил в кузину Сары, решившую во что бы то ни стало вскарабкаться из вполне буквальной грязи на вершину жизни. Этот треугольник, который режиссер, отбросив сомнения, делает любовным — не просто центр повествования, а практически оно само. Все, что происходит вне, будь это тори и виги, война и мир, деньги и долги, происходит в мире мужчин.

«Фаворитка» — это размеренный ритм, отсутствие любого экшен, кроме поединков на взглядах и словах, а также действие, заключенное внутри дворца.

Этот мир Лантимос с первых кадров демонстрирует в довольно неприглядном виде и в дальнейшем придерживается выбранного стиля. Напудренные и жеманные особи в дурацких париках занимаются во дворце и его окрестностях черт знает чем: то устраивают бега селезней, за которых болеют так, что вот-вот удар хватит, то кидаются фруктами в обнаженных толстяков. На политику и интриги времени остается немного — тем более что леди Мальборо отдает себе отчет, что ни грамма власти в этом мире уступать нельзя. Колкими фразами и далеко идущими поступками она загоняет правительство в угол с перманентным успехом, а вот опасность, исходящую от простушки-кузины, сумеет разглядеть слишком поздно. Бедствующая Абигейл приезжает к двоюродной сестре, надеясь на любую помощь, и поначалу удостаивается только роли поломойки, над которой с радостью издеваются коллеги менее знатного происхождения. Где-то за стеной Сара решает судьбы Европы — королева Анна испытывает серьезные проблемы с физическим здоровьем, психическое тоже подводит (что совсем неудивительно в случае с женщиной, потерявшей 17 детей). «Фаворитка» — это размеренный ритм, отсутствие любого экшен, кроме поединков на взглядах и словах, а также действие, заключенное внутри дворца: за его пределы камера выбирается крайне редко.

Впрочем, в том, что именно работа Колман считается центральной, есть и справедливость. Ее партнершам несколько проще в своих вполне прямолинейных образах, королева же предстает то глубоко несчастной женщиной, то властной истеричкой, то вообще каким-то шаржем на саму себя, черты которого сильно искажают действительность. Запертая внутри своих покоев Анна переносит подобие так толком и не случившейся материнской любви на кроликов, а политика — что ж, королеве понятно, что ее руки больше не держат в руках все нити, но она старается доверять тем, кого приблизила. С Колман сходит семь потов, иногда кажется, что она переигрывает — впрочем, то же самое в некоторых сценах можно сказать про Стоун, а в одной как минимум — и про Вайс. В обеих фаворитках тоже есть доля карикатурности: Сара на досуге носится с мальчишескими забавами, переодеваясь в мужское платье, Абигейл играет в невинность, устраивая догонялки с приглянувшимся юношей в предельно стереотипизированном лесочке. Лантимос то и дело встряхивает калейдоскоп, чтобы стеклышки сложились в очередную абсурдную форму. И если поначалу зритель просто от души веселится, то вскоре понимает, что юмор здесь граничит с неподдельным безумием — взять хотя бы сцену танца. «Фаворитка» так и идет к финалу, опираясь на главы, на которые ее разбил создатель: то в жар, то в холод.

В визуальном смысле фильм тоже отнюдь не прост, хоть и блуждает по одним и тем же коридорам. Оператор Робби Райан, хорошо известный любителям британского кино, мастерски делает из зрителя случайного соглядатая, простого смертного, который внезапно оказался посвящен в тайны сильных мира всего. Совершенно естественно, что некоторые сцены вгоняют его в смущение — а Лантимос подливает масла в огонь, и из чужих спален мы уходим вместе с теми, кто тоже пришел туда на цыпочках. Впрочем, секреты эти достаточно приземлены, чтобы бежать за помощью к королевским мушкетерам.

Этот фильм войдет в историю как первый выход в народ режиссера, обычно скрывающегося в своеобразной башне из слоновой кости.

Три разные женщины сражаются за свое если не счастье, то хотя бы спокойствие — а в итоге одна из них прямо говорит, что игры были разные. Соответственно, и победительницу выявить сложно: даже Анна, приблизив одну фаворитку и изгнав другую, понимает, что сделала ошибку. Но ни в коем случае не собирается ее исправлять, хоть это ей ничего и не стоит. Окружающий мир и вовсе продолжает жить, кипят сражения за испанское наследство или за что-нибудь еще, скачут всадники во все концы, без сбоев работают бордели, а солдатня все так же груба и невоспитанна. Шипя друг на друга, подсыпая отраву в чашки и сжигая письма, героини так ни на что особенно и не повлияли, хоть и выглядело все так, будто это они переставляют фигурки на карте континента.

В предыдущих своих фильмах Лантимос выдерживал предельную отстраненность от происходящего, призывая зрителя к тому же. Более того, у персонажей в эмоциональном смысле тоже был серьезный дефицит. Именно поэтому «Фаворитка» выглядит как дерзкая выходка, вызов, брошенный автором самому себе. А пока он так развлекался, зрители решили, что перед ними один из лучших фильмов 2018-го. Режиссер, конечно, пользуется фирменными приемами — особенно это касается игры со светом и закадровой музыки, время от времени столь же приятной слуху, как манипуляции соседа с дрелью в утренний час. Но этот фильм войдет в историю как первый выход в народ режиссера, обычно скрывающегося в своеобразной башне из слоновой кости. В конце концов, это история о любви — в какие бы причудливые или отвратительные формы ее не помещал постановщик. «Фаворитка», успешно прикидываясь чем-то вроде гринуэевского «Контракта рисовальщика», всего лишь рассказывает историю о том, как трудно чувствовать в мире, где чувствам нет места, зато каждый готов кинуть яблоко в голого хохочущего мужика. В этом плане фильм Лантимоса выгодно отличается от идущих параллельным курсом «Двух королев»: в нем женщины и мужчины не ущемляют прав друг друга, а просто живут в разных реальностях. Ради этого режиссеру пришлось переписать историю, но оно того стоило.    

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
1
31 января в 17:59

"В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно" (Ф.М. Достоевский).

Комментариев пока не было

Материалы по теме

Сыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром МашковымСыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром Машковым
Близкие контакты: рецензия на новый фантастический фильм «Сверхъестественное»Близкие контакты: рецензия на новый фантастический фильм «Сверхъестественное»
Все, что бродит по Европе: рецензия на кинокомикс «Хеллбой» с Дэвидом Харбором и Миллой Йовович
Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге
А за ними кот: рецензия на новый фильм ужасов «Кладбище домашних животных» по роману Стивена Кинга
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Проверенным курсом: Первый канал показал сериал «Подкидыш» про эпоху НЭПа
Так не бывает на свете: рецензия на новый фильм Тима Бёртона «Дамбо» с Колином Фарреллом и Евой Грин
Мастер-класс по взрослой жизни: рецензия на новый фильм ужасов «Другой»
Что хорошо кончается: рецензия на новый боевик «Закатать в асфальт» с Мэлом Гибсоном и Винсом Воном
«Мертвое озеро» и «Содержанки»: телевизионные премьеры не для телевизора

Гороскоп на 25 апреля: Тельцы выберут ненужное в своей жизни, а Львы изменят мнение о собеседникеСоветы
Старики из благовещенского приюта «Надежда» живут в страхе перед школьникамиПроисшествия
Бычки из Приамурья массово сдают тесты «на отцовство»Общество
«Мусорный» штраф в четверть миллиона грозит девяти тысячам благовещенских предпринимателейОбщество
После двух недель поиска подростка в Благовещенске следователи возбудили дело об убийствеПроисшествия
Парад в Белогорске впервые пройдет с участием тяжелых огнеметов «Солнцепек»Общество

Читать все новости

Кино

Наталья Андрейченко удочерила Юлию Пересильд: как «Наследники» породнили двух ярких актрис Наталья Андрейченко удочерила Юлию Пересильд: как «Наследники» породнили двух ярких актрис
Сыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром Машковым
Близкие контакты: рецензия на новый фантастический фильм «Сверхъестественное»
Все, что бродит по Европе: рецензия на кинокомикс «Хеллбой» с Дэвидом Харбором и Миллой Йовович
Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге
Система Orphus