Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №101 (28865) от 15 октября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
16 октября 2019,
среда

«Титаник» плывёт: рецензия на новый фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград»

Кино

«Рассуждать про кино все горазды», — заявил в интервью российский актер Гела Месхи, глубоко задетый отрицательными отзывами на художественный фильм «Спасти Ленинград». Охотно с ним соглашусь: давать оценку подобным шедеврам имеет право любой зритель. Во-первых, кино Алексея Козлова, пусть не на сто процентов, снято на бюджетные деньги. Во-вторых, оно рассказывает о событиях, которые (как нетрудно узнать из любой речи, приуроченной к любой связанной с Великой Отечественной войной дате) коснулись каждой семьи в стране. И вот мы глядим на эту феерическую смесь из «Титаника», «Спасти рядового Райана» и буйной фантазии режиссера и сценариста и даже не знаем, что сказать. Российский кинематограф всем этим точно не спасти.

«Титаник» плывёт: рецензия на новый фильм Алексея Козлова «Спасти Ленинград» / «Рассуждать про кино все горазды», — заявил в интервью российский актер Гела Месхи, глубоко задетый отрицательными отзывами на художественный фильм «Спасти Ленинград». Охотно с ним соглашусь: давать оценку подобным шедеврам имеет право любой зритель. Во-первых, кино Алексея Козлова, пусть не на сто процентов, снято на бюджетные деньги. Во-вторых, оно рассказывает о событиях, которые (как нетрудно узнать из любой речи, приуроченной к любой связанной с Великой Отечественной войной дате) коснулись каждой семьи в стране. И вот мы глядим на эту феерическую смесь из «Титаника», «Спасти рядового Райана» и буйной фантазии режиссера и сценариста и даже не знаем, что сказать. Российский кинематограф всем этим точно не спасти.

Кино, кстати, тоже приурочено к дате . Наверное, этой спешкой, а также привычным отсутствием денег объясняется его визуальное оформление. Режиссер Козлов охотно рассказывал о том, как до сих пор не получил зарплату, потому что власти города-героя смогли выделить лишь одну десятую бюджета, необходимого для создания полноценного фильма-катастрофы. И тут же добавлял, что вопреки всему снял сцены, которые «не стыдно показать Спилбергу». Что ж, верить в себя — дело хорошее, верить в Спилберга — тоже. Зрителю же предстоит разобраться с синопсисом, чтобы понять пафос названия: в конце концов, трагические события в водах Ладоги, описанные в фильме, произошли в сентябре 1941 года, а официальный конец блокаде наступил лишь в январе 1944-го. Впрочем, в сценарии учтены подобные претензии: помимо тех, кто всеми силами стремится покинуть окруженный город, в сюжете есть и бойцы, дающие отпор немецким захватчикам. Но главная линия — это все-таки гибель баржи 725 (в фильме — 752), на которой из Ленинграда пытались вывезти полторы тысячи человек, автомобиль, набитый делами из архивов местных органов НКВД, а еще рояль — чтобы «Титаник» был полноценным. Половину фильма герои на баржу попадают, потом немного плывут и идут на дно в холодных водах.

При просмотре фильма о настоящей трагедии лучше не вспоминать — связь между одним и другим чисто номинальна. Козлов, отчаявшись найти подходящих актеров на многочасовых кастингах, случайно обнаруживает их среди детей других актеров и отдает главные роли Марии Мельниковой (мама тоже в фильме имеется — в роли мамы) и Андрею Миронову-Удалову. Свою работу они делают с должным рвением, но опыт приходится заменять бьющим через край талантом, поэтому о попадании в историю говорить рановато. Вышеупомянутый актер Месхи бегает тут же, он гэбэшник в штатском, который сует всем в морду свое грозное удостоверение и требует от военных людей отчитываться перед ним и его щегольской шляпой. Особенно страдает главный герой Костя, которого высокопоставленный папа отправляет на барже подальше от Ленинграда в нарушение устава и здравого смысла. Впрочем, некоторым кажется, что юнец в чужой форме должен поднять дух других пассажиров. Молодой человек к этому готов, поэтому первым делом берет на борт подружку из семьи осужденного врага народа. Безумие набирает мощные обороты еще до отплытия баржи. Эта самая семья продолжает жить в огромной квартире, потом профессора отпускают, но с условием — чтоб пошел и умер на передовой. Он забегает домой за картофелинами (!), осуждающе смотрит на успевшую отречься жену и торопится под немецкие пули.

При просмотре фильма о настоящей трагедии лучше не вспоминать — связь между одним и другим чисто номинальна

Что? Почему? Зачем? Режиссер даже не пытается объяснять зрителю повороты своего фильма. Редкие войска, составленные из курсантов и вчерашних сидельцев по 58-й, упрямо идут под пулеметы (чего стоит только сцена форсирования реки, от которой Спилберг наверняка бы разрыдался) — захватчикам остается только подносить боеприпасы. Руководители в это время спасают своих и чужих сыновей, усаживая их на заведомо обреченную баржу: капитан буксира разве что с лозунгом вокруг них не ходит. Гэбэшник куда-то везет толстые папки с документами, как будто не знает, что в 1941 году даже заключенных из-под наступления вывозить не успевали, а уж архивы жгли повсеместно. Но кино снимается не про эсерку Марию Спиридонову, а про девушку Розу, то есть, конечно, не Розу, а Настю, которая пережила кораблекрушение и выступает как очевидец в наши дни — аккурат перед тем, как принять участие в шествии «Бессмертного полка». Поэтому Козлов вынужден упрямо бродить вокруг парочки основных персонажей и пытаться заставить их вступить в конфронтацию с гэбэшником: спасибо, хоть обнаженных портретов рисовать не додумались. На Невском пятачке тем временем все тот же режиссер играет в другое кино, радостно копируя сцены из «Спасти рядового Райана» и ежеминутно замедляя действие — кому это все не стыдно показать, мы уже в курсе.

Героизм — одного героизма ради, гибель сотен людей — чтобы конкретного военного завтра не расстреляли. Все это очень подходит к названию фильма о городе, который так долго держался и в итоге не сдался. Разбираться, кто виноват в жертвах, режиссеру Козлову лень. А ведь вскоре после трагедии на Ладоге перевозку людей на баржах запретили, а в командовании флотилией произошли перестановки. «Спасти Ленинград» показывает все так, будто без того, чтобы отправить ко дну множество людей вместе с домашними животными и чемоданами, город вообще остался бы без связи с остальной страной. Более того, баржа, у которой «летят заклепки», в итоге оказывается вполне способной перевезти эвакуируемых, и тогда в дело вступают обязательные немецкие летчики. К ним, равно как и к плохой погоде, никто не готовился (посадка вообще выглядела как нечто мирное и расслабленное), поэтому морячки-курсанты палят по истребителям из винтовок что твой Вася Теркин. Главный герой мечется между обязанностями, не зная, спасать девушку, всех пассажиров сразу или Ленинград. К тому времени, как начинаются существенные проблемы, картина окончательно теряет конфликт и принимается за любимое занятие отечественных фильмов — топтание на месте. Перед титрами Козлов вынимает из рукава заготовленный козырь, и за психическое здоровье некоторых персонажей становится совсем тревожно.

Сюжет без логики, персонажи без отношений, кастинг без актеров, история без историию

Добежав до финиша с парой удачных сцен в арсенале, картина как бы вопрошает зрителя, готов ли он заплатить за это зрелище хотя бы столько же, сколько за идущий в соседнем зале сиквел «Бабушки легкого поведения»? Сюжет без логики, персонажи без отношений, кастинг без актеров, история без истории — зато, если цитировать некоторые воодушевленные СМИ, «мы научились снимать настоящие фильмы-катастрофы». Это заявление комментировать не хочется: в «Титанике» Кэмерона персонажи и то, что с ними происходят, не менее значимы, чем одно из самых знаменитых крушений в истории. Иначе никакого кассового рекорда бы не вышло, а Алексею Козлову пришлось обрабатывать карандашом и калькой что-нибудь другое. Но у нас есть массовый героизм, жуткий враг и заградотряды за спиной. Люди как индивидуальности в эту цепочку не укладываются. И режиссер из того, что было, лепит фальшивый хеппи-энд, чтобы потом ликвидировать выживших закадровым голосом. Публике остается только пожать плечами: отечественный кинематограф снова тратил деньги, строил конструкции и заставлял актеров бултыхаться в воде. И все для того, чтобы совершенно недосягаемый Спилберг заочно (и не подозревая об этом) кого-то похвалил за страсть к пародиям. А про войну — это совсем другое кино.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

3
11.02.2019, 14:00

«Картина» настолько бредовая, что даже как-то неловко за отечественный кинематограф. Хотя. Чувство неловкости не покидает уже лет 20. Всё, что можно было нарыть про «страшных совков» — нарыто. Тут тебе и тупые военные, и не менее тупой, но при этом злобный энкавэдэшник. И безумные советские граждане, делающие нелогичные поступки и принимающие идиотские решения. В общем весь набор штампов из листовок отделов пропаганды третьего рейха. В чём смысл поступков героев фильма вообще сложно понять. Сценарий, походу писали на коленке в коридоре фонда кино, периодически вырывая и подклеивая страницы из дичи, которую успели навалить кирпичами в перестроечный период и 90-е годы. Не хватает для полноты картины гадящего из самолёта фрица или лучше стреляющего г....м из пушки.

— Ленин (гость)
2
07.02.2019, 00:50

Надо сходить

— Мартина (гость)
1
07.02.2019, 00:36

Неплохой должен быть фильм

— Рустам (гость)
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»
Джон Леннон и пустота: рецензия на новый фильм Дэнни Бойла YesterdayДжон Леннон и пустота: рецензия на новый фильм Дэнни Бойла Yesterday
Идеальный «Шторм»: новый сериал Бориса Хлебникова добрался до зрителей
Приходите в мой дом: рецензия на новый боевик «Рэмбо: Последняя кровь» с Сильвестром Сталлоне
Кстати о птичках: рецензия на экранизацию фильма «Щегол» с Николь Кидман и Энселом Элгортом
Смежный возраст: рецензия на новый фильм ужасов «Оно 2» с Джессикой Честейн и Джеймсом МакЭвоем
Ограниченно годен: рецензия на новый боевик «Падение ангела» с Джерардом Батлером
Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном

Спасатели вызволили пса из каменной ловушки на пирсе ЗеиЖивотные
Поджег собутыльницу и сбежал: в Прогрессе задержали подозреваемого в убийствеПроисшествия
Жителя Тынды приговорили к исправительным работам за убийство косулиОбщество
Биробиджанский театр покажет спектакль в БелогорскеОбщество
Затопленную котельную восстановили в Мазановском районеПаводок—2019
В амурских заказниках стало больше медведейЖивотные

Читать все новости

Кино

У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие» У каждого свой «Путь»: в свет вышло полнометражное продолжение культового сериала «Во все тяжкие»
Дорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом Смитом
Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом
Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом
Система Orphus