Амурские архивисты совместно с региональными отделениями Союза ветеранов Афганистана и «Боевого братства» организовали проект «Эта память — наша совесть». Его цель — собрать у ветеранов боевых действий разных времен документальные реликвии, старые фотографии, письма, дневники. Многое из этого, скорее всего, уже требует реставрации.  И в силах реставраторов продлить историческим документам жизнь, сохранив их энергетику, информацию — не только текстовую, но и эмоциональную. «Мы стали готовиться к юбилейной дате — 30-летию вывода советских войск из Афганистана — и увидели: архивных дел более 200, но практически во всех папках только копии, подлинников очень мало», — констатирует главный архивист Ирина Попова.

По словам Ирины Поповой, по некоторым локальным войнам и военным конфликтам, например, по событиям на Даманском, вообще обнаружены белые пятна. «Хотелось бы пополнить фонды первоисточниками. Особенную ценность, конечно, представляют фотографии, воспоминания и дневники», — объясняет главный архивист.  

«Сегодня много попыток извратить память и правду о Великой Отечественной войне, оправдать геноцид, варварство преступников. Это может случиться и с участием нашего государства в локальных военных конфликтах. Память ветеранов боевых действий — это исторический аргумент», — говорит Валерий Вощевоз, награжденный за героизм и мужество орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды, а также медалью «За боевые заслуги».

Десять лет назад Александр Осипчук доверил мне, журналисту «Амурской правды», свое солдатское откровение, вмещающее восемь афганских месяцев, для подготовки статьи. Сегодня дневник утерян. Я училась в Благовещенском пединституте, когда моих ровесников отправляли в Афганистан. Почти весь первый курс студентов факультета ФВС Благовещенского пединститута в 1983-м призвали в армию. Двух Александров — Осипчука и Сливко — направили на службу в десантные войска. Они служили в Уссурийске в одной части. И в Афганистане оба Саши были рядом. Только там служили уже в разных ротах. Их батальон дислоцировался на границе с Пакистаном.  А что мы знали об этом? Ничего! Общие казенные фразы, когда доставляли на родину «черные тюльпаны». Настоящим откровением спустя годы для меня стал полевой дневник Александра Осипчука, поражавший своей реалистичностью и глубиной пережитого.  И где он сейчас?

— Несколько лет назад дома делали ремонт, пришлось выбросить множество старых ненужных вещей. Все памятное — документы, фотографии, полевой афганский дневник я сложил в отдельную коробку. И… она словно сквозь землю провалилась, — расстроен участник афганской войны.

«К сожалению, ничего не сохранилось»  — такую фразу ветераны боевых действий говорят нам часто. Люди отказываются отдавать свои подлинники: «Сохраню для внука».  А потом от них же слышишь: «Был переезд или ремонт —  потеряли».  У другого все сгорело,  третьего соседи сверху затопили —    письма и фотографии превратились в труху, — рассказывает известный амурский афганец Валерий Вощевоз. — Это наша современная история, часть которой, к сожалению, уже безвозвратно утеряна. Хотя некоторые события происходили не так давно. Я сам решил отдать на хранение все имеющие у меня документы и даже свои ордена».

Люди отказываются отдавать подлинники в архив. «Сохраню для внука», — надеются ветераны, но документы потом теряются.

По словам работников архива, им часто приходится сталкиваться с непониманием, когда они предлагают забрать на хранение «семейную память». «Отдадим фотографии, письма, их спустят в подвалы, будут они там годами пылиться никому не нужные», — рассуждают те, кто не знает, как в архиве «живут» документы. 

— Мы не только собираем, реставрируем  и храним материалы, мы их еще используем периодически  — проводим выставки, лекции, уроки для школьников и студентов, — посвятила в архивные тонкости Ирина Попова. — Многие сомневаются, что это может быть интересно: надо  не надо приносить.  Несите все! Письма, фотографии, наградные документы и сами награды, воспоминания и ваши дневники, статьи, если о вас писали журналисты, видеозаписи. Интересно все, что может достоверно рассказать потомкам о локальных войнах и военных конфликтах современности.

Архив обеспечит документам правильную температуру и влажность

Все, что вы принесете в архив, упакуют в специальные конверты, сформируют в архивное дело с порядковым номером вашего личного фонда. Видео и фото будут хранить в помещениях с определенным температурным режимом и уровнем влажности. Дома никто не сможет создать таких идеальных условий. Документы передаются в архив на безвозмездной основе. В любое время фондодержатель может не только пополнить дело новыми сведениями, но и взять что-либо на время. Это ваша собственность — права на эти документы не утрачиваются.  

Возрастная категория материалов: 18+