Газовая угроза: об изношенности сетей, безответственности управляек и цене на газ в Приамурье

Только за сутки специалисты газовой службы в Благовещенске выезжают на 10—30 экстренных вызова. «Как телевизор ни включишь — всюду взрываются баллоны в жилых домах. Соседка-старушка периодически забывает конфорку выключать. Ложусь спать и думаю: проснемся живыми или нет?!» — поделилась переживаниями читательница АП. Сколько в Приамурье газифицированных домов, кто следит за техническим оснащением газовых сетей, каков их износ и как найти управу на соседей, которые отказываются пускать в квартиру газовиков, создавая опасность себе и другим? На вопросы «Амурской правды» ответил генеральный директор ООО «Амургаз» Николай Устиновский.

«Зимой ежедневно заполняем газом 200—300 баллонов, а летом, когда нет печного отопления, — от 400 до 600», — говорит наполнитель баллонов Вера Калинина.

Газовая коммерция как угроза безопасности

— Николай Васильевич, сколько в Благовещенске всего газифицировано жилых домов?

— На обслуживании Амургаза только в амурской столице находится 441 многоквартирный жилой дом. Кроме Благовещенска, централизованное газоснабжение налажено только в трех райцентрах — Ивановке, Тамбовке и Константиновке. В частном секторе, как и по всей остальной территории Амурской области, газоснабжение осуществляется за счет индивидуальных газобаллонных установок. Поставщики — предприниматели разных форм собственности. В большинстве своем это наши партнеры, которые берут газ у нас в баллонах, а потом его перепродают.

— Сколько жителей амурской столицы используют газовые баллоны, и главное — как их используют, вы этим интересуетесь?

— У нас более 6 тысяч жителей частного сектора пользуются индивидуальными газобаллонными устройствами. Это непосредственно наши абоненты. То есть наш работник доставил по конкретному адресу газовый баллон, подключил его и проверил, нет ли утечки. Затем еще раз в год мы приходим в этот дом, чтобы провести техническое обслуживание и убедиться, что все исправно. Здесь вопросов нет. Но сегодня есть еще и такая услуга, как коммерческий газ: газовые баллоны — в свободной продаже. Конечно, мы проводим с каждым покупателем инструктаж, напоминаем, как правильно пользоваться газом. А что происходит дальше: для каких целей собственник покупает два или пять баллонов, куда он их повезет — в гараж или на дачу хот-доги греть, как он там газ подключает, мы не знаем. Здесь в отношении безопасности ответственность ложится уже на самого покупателя.

— Полторы недели назад из‑за взрыва газа в кафе под Саратовом пострадали 35 человек, а до этого во время свадьбы во Владикавказе взорвался баллон, и ранило 55 человек. Как выяснилось, причина трагедий — в жадности: при заправке баллоны переполнили газом. У нас такое возможно?

37

многоэтажных жилых домов в Благовещенске не имеют договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования

— В Амургазе — нет! У нас специальный цех с универсальной карусельной установкой по наполнению баллонов — она работает в автоматическом режиме. Соблюдается технология с учетом температуры окружающего воздуха, температуры баллона, который мы взвешиваем дважды: при заполнении и еще после того, как сойдет с карусели. Затем проверяем заглушки на наличие всевозможных утечек газа. Контроль — 100 процентов! Наши баллоны не могут быть переполнены однозначно — технологически больше не нальешь. Другое дело — частники, которые регистрируют пункты наполнения. Грубо говоря, стоит машина на улице, из пистолетов заполняют баллоны газом. Подъезжает человек и просит «поддать ему больше газку». Вдобавок еще экономят на редукторе: специальном предохранителе, который автоматически регулирует давление в баллоне. Это, конечно, не от большого ума. Существуют строгие нормативы наполнения баллона в зависимости от его вместимости и литража. Например, в 50‑литровый можно заливать не более 20 килограммов — сжиженный газ измеряется именно в килограммах.

— Чем грозит перезаправка баллона?

— Может случиться беда. Особенно опасно, если емкость старая и у нее имеются слабые места в корпусе. Перезаправил на килограмм больше, в тепле или на солнце газ расширится и баллон разорвется. Нас такие ситуации миновали, потому что в Приамурье на сегодняшний день практикуется пока только заправка газом автомобилей с машин — баллоны еще никто не заправляет. Но это до поры до времени — пока не найдется какой‑нибудь частник, не зарегистрирует наполнительную установку и не начнет самостоятельно заправлять баллоны.

Горгаз, «управляйка» и собственник: кто за что отвечает

— Газификация в Приамурье началась еще в 60‑е годы прошлого столетия, а закончилась в 90‑е, когда к централизованной системе газоснабжения в Благовещенске подключили последний дом. Каково состояние газовых сетей и можно ли быть уверенным, что где‑то не рванет?

— Есть такое понятие — техническое диагностирование. Мы очень долго сотрудничали с экспертными организациями Хабаровска, а в прошлом году приглашали для диагностики специалистов саратовского института ГипроНИИгаз. Заранее готовим емкости, эксперты их проверяют, тестируют все наши газовые сосуды и дают заключение о продлении срока эксплуатации, которое мы регистрируем в Ростехнадзоре. Что касается наружных газовых объектов, тут можно быть спокойным. Как показывает жизнь, взрывается не то оборудование, за которое отвечают газоснабжающие организации, а квартиры и кафе, где собственники нарушают правила эксплуатации баллонов и газовых плит. Одна из самых распространенных причин трагедий с газом у нас — человеческий фактор! Потому что законодательство сегодня настолько ослабили, все отдано на откуп эксплуатирующей организации.

— Что конкретно отдано?

— Помните, раньше газовики сами ходили по квартирам и проверяли плиты, краны и трубы? Человек не заморачивался заключением каких‑то договоров. Потому что раньше техническое обслуживание и аварийное обеспечение сразу входили в стоимость услуги газообеспечения. Собственник однажды заключил договор поставки газа — и все! И газовикам работать было проще. Есть, допустим, у нас 26 тысяч абонентов — за год мы обязаны были в каждую квартиру попасть и все проверить. Было четкое планирование поквартирных и подомовых обходов, повторных посещений, потому что не всегда хозяева бывают дома. Но хотели мы этого или нет, а попасть в каждую квартиру и проверить раз в год состояние газовой плиты, заглушек и труб — это была наша обязанность.

«Мы выезжаем не только на запах газа в квартире, подъезде или от газгольдера во дворе жилых домов, но и на пожары, особенно в частном секторе, — говорят в Амургазе. — Иногда сигналы поступают даже из негазифицированных домов. Спустился человек в подвал, а там запах пропан-бутана. Откуда? Выясняем».

Сейчас ситуация совершенно иная. Законодатель вывел техобслуживание из стоимости газа в отдельную строку, что вы видите по своим платежкам. За техобслуживание собственники теперь платят отдельно. Теперь за состояние общедомового газового оборудования (это все, что в подъезде) по новым правилам предоставления коммунальных услуг отвечает управляющая компания. У них может быть в штате свой специалист-газовщик, а если такого нет, то УК обязана заключить с Горгазом договор на техническое обслуживание. Все точно по той же схеме, что и с другими ресурсоснабжающими организациями, поставляющими электроэнергию, воду, тепло. Так как управляющая компания является для жильца поставщиком данных услуг, она обязана обеспечить безопасность общедомовых газовых сетей в виде проведения технического обслуживания. Они должны быть инициаторами заключения с нами договоров.

— Все ли многоквартирные дома в Благовещенске имеют договоры на техобслуживание общедомовых газовых сетей?

— Сейчас в областном центре 37 многоэтажных жилых домов, где нет договоров технического обслуживания внутридомового газового оборудования. Если это обязанность управляющих компаний, то за состояние внутридомового квартирного газового оборудования отвечает собственник жилья — это состояние плиты, водонагревателя, всей газовой сети от розеток газовых приборов до ввода трубы в подъезд. И здесь уже каждый владелец квартиры обязан лично прийти в Горгаз и заключить договор на техническое обслуживание. Только 85 процентов всех владельцев газифицированных квартир в городе это сделали.

Сотрудник МЧС Раиса Копырина: «Мало кто знает, что в газифицированных домах при перепланировке нельзя сносить стену, разделяющую кухню и жилое помещение».

Отключенный стояк — действенное средство

— Выходит, остальные горожане потенциально создают угрозу себе и соседям многоэтажек, не проверяя состояние газовых труб, заглушек и печей в своих квартирах?

— Выходит — так. Проблема еще в том, что многие собственники квартир в Благовещенске вообще не проживают: уехали в Москву, Краснодар или на Сахалин — куда угодно, а жилплощадь свою сдают. И договора на техобслуживание газовиками нет. Мы приходим с проверкой, а нам даже дверь не открывают. Арендатор говорит: «Извините, владельца дома нет, а без его согласия никого в квартиру не запустим». При этом газ поставляется, оборудование используется, а в каком состоянии плита, проверить не можем. Частная собственность! И ничего поделать мы с этим не можем — у нас нет административного механизма.

— Почему чаще всего газовиков не пускают в дом?

— У кого‑то плита в таком состоянии, что ее уже выкинуть давно пора. Люди понимают, что если зайдем, то мы газ сразу отключим. Бывают случаи самовольного подключения. Соседи чувствуют, что газом пахнет, нас вызывают. А мы даже в такой ситуации попасть в квартиру без личного согласия собственника не можем. Даже в присутствии сотрудника полиции! Это можно сделать только по решению суда.

— И что делаете в таких ситуациях?

— Пишем жалобу в жилищную инспекцию на злосчастных абонентов, которых потом штрафуют. Или когда нет доступа к оборудованию, отключаем весь стояк. И здесь возникают опять сложности. Мы же ограничиваем в услуге нормальных абонентов. Кому интересно, что из‑за Васи он не может приготовить себе обед? Конечно, люди возмущаются. Приходится убеждать, что мы не можем гарантировать безопасность поставки газа по этому стояку. Жильцы начинают давить на нерадивых жильцов. Иногда возмущение соседей имеет большее воздействие, чем штраф.

— Николай Васильевич, за двадцать лет, что вы работаете в газовой службе, много было каких‑то экстремальных ситуаций, когда беда была рядом, но все обошлось?

— Не скажу, что много, но такие моменты были. Один случай никогда не забуду. В газовую службу позвонил старший подъезда многоэтажного дома в тревоге: «В подъезде запах газа!» Приезжаем, заходим в квартиру, а там сидит мужик на кухне и пилит ножовкой газовую трубу! Встречаются люди просто неадекватные. Сейчас многие делают перепланировки в квартирах. Приглашают рабочих из‑за Амура, а те не задумываясь начинают резать трубы все подряд. В Благовещенске были случаи, когда китайские рабочие болгаркой газопровод перерезали. Потом чувствуют по запаху, что отрезали не ту трубу, начинают заматывать ее скотчем, изолентой или пластилином. Люди вверяют свою квартиру ремонтникам, не убедившись в их профессионализме и не контролируя процесс. Это чревато последствиями. Страшно даже представить, если бы в это время кто‑то закурил на площадке или зашел и включил свет.

«Приборы безопасности амурчане покупать отказываются»

Практически все современные газовые плиты снабжены системой «газ-контроль». Если вдруг по какой‑то причине пламя потухло, а хозяйка этого не увидела, то автоматически срабатывает клапан и подача газа останавливается. Но такие плиты далеко не у всех. Производители придумали приборы загазованности, которые устанавливают на газовые трубы. При определенной концентрации пропан-бутана в помещении умный автомат сначала подает сигнал, а потом заглушкой перекрывает газ. Два года назад Амургаз закупил такие приборы безопасности, но спросом они не пользовались. «Сегодня не каждый абонент может установить себе даже прибор учета стоимостью 6—9 тысяч рублей. А средняя цена прибора загазованности составляла 5 тысяч рублей, — говорят газовики. — Люди отказывались их покупать: считают, что это дорого».

МНЕНИЕ

 Николай Устиновский, генеральный директор Амургаза: 

— Управляющая компания должна проследить, чтобы в доме было заключено 100% договоров собственников с Горгазом. Если хотя бы одна квартира не обслуживается, советовал бы перекрыть газ по стояку. Лучше посидеть какое-то время без газа, чем взлететь всем подъездом на воздух. Порой это единственный способ заставить жильцов обезопасить себя от возможной трагедии.

50-литровые баллоны под запретом

Сотрудники МЧС — об ужесточении правил пользования бытовым газом

«При пожаре в сельском доме взорвался газ. Взрывная волна была такой силы, что разорвавшийся горящий баллон перелетел через дорогу и поджег соседскую усадьбу. Огонь перекинулся на другие постройки, и в результате сгорела вся улица, — вспомнил случай государственный инспектор Амурской области по пожарному надзору майор внутренней службы Роман Белоруков. — Я привел этот пример, чтобы люди понимали, насколько мощным может быть взрыв большого 50‑литрового газового баллона».

Именно такими 50‑литровыми баллонами пользуется большинство амурчан, не только живущих в частном секторе Благовещенска и в целом по области, но даже жители некоторых трехэтажек. Хотя по требованиям безопасности установка индивидуальных газобаллонных установок в многоквартирных жилых домах выше двух этажей запрещена.

Если собственник решил отключить в своей квартире газ и установить электроплиту, в любом случае за техническое обслуживание общедомовых газовых сетей ему платить придется. Потому что в паспорте многоквартирного дома написано, что он газифицированный. За газ и техобслуживание плиты с вас денег брать не будут, но от платы за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования собственник не освобождается. 

За последние четыре года в Амурской области произошло 19 пожаров, связанных с нарушениями правил эксплуатации газового оборудования, в которых пострадало 19 человек. Где‑то хозяева не обратили внимания на утечку газа, вовремя не вызвали аварийную службу. Иногда загораются шторы от стоящей рядом с окном и оставленной включенной газовой плиты. Одно из самых опасных нарушений, когда газовый баллон стоит близко к печке, создавая угрозу взрыва.

— Сегодня правила противопожарного режима в России ужесточились. Хранить дома и использовать 50‑литровые баллоны запрещено — только объемом не более 5 литров, — рассказал Роман Белоруков. — Если подключаете к печи большой баллон, то его нужно вывести за пределы дома в пристройку либо укрыть верхнюю часть баллона и редуктор специальным кожухом и поместить в запираемый шкаф. К любому газовому оборудованию нужно относиться как к чрезвычайно опасным предметам. Я сам живу в доме с газом и соблюдаю все рекомендации, которые дают сотрудники газовой службы. В этом вопросе не может быть права на проявление халатности.

Если почувствовали запах газа

Срочно перекройте кран газовой трубы, откройте настежь окна и уйдите из квартиры.

Звонить в загазованной квартире нельзя — звонок с мобильного может привести к взрыву. Сначала выйдите на улицу, затем позвоните в аварийную газовую службу: 04 — с городского телефона, 104 — с мобильного.

Не курите, не пользуйтесь спичками, не включайте свет и другие электроприборы, если есть малейшее подозрение, что течет газ, — даже маленькая искра может вызвать взрыв.

 

Вопрос — ответ: почему в Приамурье газ дорогой

Многие благовещенцы из‑за дороговизны рады отказаться от газового снабжения. «Мои родственники живут в Краснодарском крае и платят за газ копейки. Почему во всем мире считается, что газоснабжение в домах гораздо дешевле, чем электроэнергия, а у нас в Благовещенске газ такой дорогой?» — спрашивает Ольга Викторовна Лескова.

— Газ бывает разный, — пояснил генеральный директор Амургаза Николай Устиновский. — Есть природный газ, который поставляется по газопроводу в некоторые регионы России, сейчас как раз через Приамурье тянут ветку природного газа в Китай. А есть сжиженный углеводородный газ — именно такой мы поставляем в регион. Этот газ не идет по трубе — он транспортируется в жидком виде по железной дороге из центральной полосы России. И цена складывается из стоимости самого газа плюс транспортные расходы. А территориально мы находимся от заводов-производителей очень далеко. Если нам кубометр сжиженного газа обходится в 174 рубля, то кубометр природного газа стоит меньше 6 рублей. Разница, как видим, несопоставимая. Поэтому в регионах, где есть природный газ, все газифицировано — от газовых плит для приготовления пищи до отопления коттеджей. Надеяться, что после завершения строительства газопровода природный газ дойдет до каждого района Приамурья, не стоит. Отдаленные районы вряд ли будут газифицировать централизованно — это определенные затраты, которые лягут на муниципалитеты. Да и в этом нет целесообразности для малонаселенных сел. Поэтому сжиженный газ в любом случае будут поставлять в область, мы без работы не останемся.



 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тайны профессии газовщика: «Моя работа — сплошное нарушение техники безопасности!» (Откровения о сумасшедших старушках, вреде спичек, профессиональных приметах и травмах)

Возрастная категория материалов: 18+