Амурская общественность и власть обсудили, как улучшить качество жизни дальневосточников

Повысить доходы населения и снизить налоги, улучшить медицинское обслуживание и увеличить количество бюджетных мест в вузах, построить новые дороги и сделать доступным авиасообщение для дальневосточников — такие меры, по мнению амурчан, должны быть отражены в национальной программе развития Дальнего Востока. Формирование главного документа для Дальнего Востока вчера обсудили представители власти, бизнеса и общественности на внеочередном заседании Общественной палаты Амурской области. Для того чтобы принять в нем участие, в регион прилетел заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Точенов.

Создать национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года поручил президент РФ Владимир Путин. Причем сделать это необходимо с учетом мнения жителей. Работа над документом идет во всех регионах ДФО. В Амурской области она началась в декабре 2018 года. Проходили встречи с жителями и коллективами. Кроме того, дальневосточники могли оставить свои предложения на сайте dv2025.ru.

— Национальная программа развития Дальнего Востока должна быть представлена на следующем Восточном экономическом форуме в сентябре. Идет активное обсуждение предложений дальневосточников, голосование за предложения, поступившие на сайт. До 15 марта их обобщат и передадут на федеральный уровень, — рассказал на заседании губернатор Приамурья Василий Орлов. — Уверен, что Амурская область подготовит достойные предложения для включения в программу развития Дальнего Востока.

Дальний Восток обладает уникальными особенностями, которые осложняют и экономическое развитие, и жизнь простых граждан. 

Задачу собрать предложения от жителей взяла на себя Общественная палата. Как подчеркнул Александр Точенов, перед макрорегионом поставлены глобальные задачи: прекращение оттока населения, повышение качества жизни людей и социальное развитие регионов выше среднероссийского уровня.

— Задача общественности еще и в том, чтобы за высокими показателями, которые будут выстраивать министерство и ведомства, не потерялось как раз качество жизни. А так было в предыдущие годы, к сожалению, — заметил замсекретаря ОПРФ.

По словам руководителя амурского отделения «Опоры России» Бориса Белобородова, дальневосточный регион обладает уникальными особенностями, которые осложняют и экономическое развитие, и жизнь простых граждан.

— Это удаленность от федерального центра, большая площадь, большие расстояния, суровые климатические и погодные условия, неразвитость любой инфраструктуры, высокая стоимость энергоресурсов, большая себестоимость товаров и услуг по сравнению с аналогичными отраслями в остальной части России, дефицит почти всех региональных бюджетов, низкая плотность населения и существующая в сознании жителей «обида» на федеральный центр за нерешаемые годами проблемы, — перечислил он. — Мы считаем, для развития Дальнего Востока нужно введение особого режима государственного управления на всей территории ДФО, который должен предполагать дополнительное финансирование из федерального центра. Чтобы решить озвученные проблемы, как минимум должно быть дополнительное финансирование  развития инфраструктуры: дорог, связи, медицины, образования.

Еще одно предложение, которое озвучил Борис Белобородов: распространить схему работы территорий опережающего развития на весь Дальний Восток. «Это предложение не поддерживается дальневосточным полпредством, к сожалению, — заметил он. — Но на Дальнем Востоке живет чуть более 6 миллионов человек. Экономический потенциал крайне мал по сравнению с остальной территорией России. Мы считаем, что введение такого льготного режима не принесет значительных экономических минусов в плане сбора налога, но за счет общей системы льгот и преференций появится возможность развиваться у всей территории ДФО».

В регионе нужно развивать инфраструктуру, в том числе дорожную, и увеличивать доходы жителей.

Как отметили эксперты, большинство предложений, поступивших от жителей, касаются улучшения социальной сферы. В том числе поднималась тема увеличения количества бюджетных мест в вузах. По словам Александра Точенова, это действительно наболевшая проблема. По данным полпредства ДФО, с Дальнего Востока уезжают в первую очередь 17‑летние жители. Молодые люди поступают в вузы в других регионах и не возвращаются назад. «В том числе потому, что мало бюджетных мест, и потому, что платное образование у нас дороже, чем на западе страны. Проблема серьезнейшая. Если мы хотим, чтобы молодежь оставалась, систему нужно пересматривать», — отметил Александр Сергеевич.

Многие амурчане просят добиться снижения тарифов. «Но мы с вами взрослые люди, 25 лет живем при капитализме и понимаем, что никогда еще не случалось снижения тарифов, и значит — не случится, — прокомментировал Андрей Конюшок. — Нужно подумать о том, чтобы дать возможность людям больше зарабатывать. И тогда, как в скандинавских странах, они не будут против и 50% своих доходов отдавать, если того, что у них остается, хватит для нормальной жизни». Предложение экспертов — максимально снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, дав предпринимателям возможность развиваться и зарабатывать.

— Качество жизни — это не только деньги, которые можно заработать, но и то, куда их можно потратить. Нужна организация досуга, — добавил Андрей Конюшок. — У нас есть предложение: в каждом районе или на границе районов строить оздоровительно-спортивные комплексы: с бассейнами, тренажерными залами, кафе, чтобы люди могли приходить туда семьями и отдыхать. Тогда они не будут чувствовать себя оторванными от цивилизации.

Идеи, поступившие от общественников, бизнеса, ученых и просто жителей, теперь соберут в единый документ, который передадут губернатору Амурской области Василию Орлову. Предложения амурчан главе региона предстоит отстаивать на федеральном уровне.

Области нужны дороги и берег Амура

По словам эксперта Общественной палаты и главы амурского научного центра РАН Андрея Конюшка, поступило очень много жалоб на транспортную оторванность бамовских поселков. «При строительстве Байкало-Амурской магистрали появилось около 60 новых населенных пунктов. Сейчас там нет дорог, нет больниц, интернета, нет инфраструктуры, и люди оттуда уезжают. Нам нужны новые дороги вдоль трассы БАМа. Тогда там появится бизнес и будет развиваться как вдоль трассы «Амур», — рассказал эксперт. — Также нужно развивать региональные направления. Я посчитал, что от Благовещенска до Экимчана можно было бы проехать за 5 часов, если бы была хорошая дорога. По пути — горячие источники, где можно построить дома отдыха, туристы бы туда поехали отдыхать с удовольствием. Дороги помогут вдохнуть жизнь в регион».

Ученый также заметил, что нужно разрешить жителям пользоваться берегом Амура для отдыха и занятия бизнесом. Сейчас пограничная река отгорожена от жителей колючей проволокой. «Я считаю, что в XXI веке достаточно электронных средств охраны границ, для того, чтобы убрать проволоку в каждом селе и городе, — отметил Андрей Алексеевич. — Когда область начали осваивать, Амур был главной транспортной артерией. Давайте вернем это».

МНЕНИЕ

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— При реализации программы надо делать акцент на экономическом блоке. Но мы хотим получить максимальное количество умных идей от профессионалов, которые зачастую лучше понимают проблемы отрасли. Например, в Серышевском районе представители агробизнеса озвучили перспективную идею. У Минстроя России есть ряд готовых типовых проектов и документация для различных объектов социальной сферы: школ, медучреждений. Серышевцы предлагают разработать подобные проекты для бизнеса на государственном уровне. Например, сделать проекты типовых животноводческих или молочных ферм, рассчитать не только архитектурную часть, но и экономику. Тогда фермеру не нужно будет учиться на своих ошибках, он получит готовую модель, которая уже работает.

Самые популярные идеи амурчан

✔ Снижение платы за электроэнергию и услуги ЖКХ для населения и малого бизнеса

✔ Снижение розничных цен на ГСМ

✔  Субсидирование авиабилетов в центральную часть страны и внутри региона всем жителям Дальнего Востока раз в 2 года

✔ Льготная ипотека со ставкой 5–6 %

✔ Сохранение прежнего возраста выхода на пенсию для жителей ДВ

Возрастная категория материалов: 18+