• Кадр из к/ф «Клаустрофобы»
  • Кадр из к/ф «Клаустрофобы»
  • Кадр из к/ф «Клаустрофобы»

Робител — режиссер, который пока не может похвастаться внушительным послужным списком, зато то, что уже снято под его руководством, нельзя записать в проходные проекты. Вышедшие в свет в 2014 году «Демоны Деборы Логан» исследовали природу человеческих страхов перед вполне естественными процессами — демоны так и остались только в названии. Четырьмя годами позднее постановщику доверили ключ от вселенной «Астрала», и хотя четвертую часть одной из наиболее известных хоррор-франшиз современности ругали критики, зрители позволили ей окупиться больше 16 раз. Робител научился главному в жанре на сегодняшний день — как тратить мало, а зарабатывать много. «Клаустрофобы» во многом отвечают этому заветному продюсерскому запросу, но и не скатываются на уровень последней «Пилы». Создатели фильма выбрали практически беспроигрышный жанр: кинематографистам пока лень возиться с «начинкой» квест-комнат, проще загримировать под призраков пару актеров и сделать вид, что они ползают по потолку. Учитывая низкие оценки, полученные предшественниками в 2017-м, оставалось только сделать работу над ошибками, добавить небольшую порцию юмора — а в остальном просто не давать публике перевести дух. Робител не заморачивается долгими и подробными вступлениями — знакомиться с героями придется уже в игре.

Персонажи — вовсе никакие не клаустрофобы, а именно такие люди, за которыми особенно интересно наблюдать.

Персонажи, впрочем, достаточно просты и отвечают общим целям: работяга, неудачник, ботаник, очень сильная девушка, очень умная девушка, а также успешный брокер — впрочем, такого уровня, чтоб заинтересоваться небольшим призом за победу в игре. Режиссер зачем-то цитирует «Восставшего из ада», хотя зрители и так заранее в курсе, что не все герои выйдут из комнаты живыми, а затем отправляет молодых людей в последний бой. Тут же выясняется, что о правилах и принципе устройства подобных аттракционов осведомлен только персонаж в очках, а остальные просто очень верят в себя и нуждаются в деньгах. Комната встречает их холодным безразличием. Но потом становится понятно, что ее масштабы выходят за рамки обычных представлений, а ловушки способны убить. После этого героям уже некогда даже толком выяснить отношения. Ближе к титрам будет вполне классическая схватка сомнительного добра с явным злом, а потом, почти без перерыва, еще одна, но к этому моменту негритят на подносе станет гораздо меньше. Робител уверенно строит экшен в замкнутом помещении, его персонажи — вовсе никакие не клаустрофобы, а именно такие люди, за которыми особенно интересно наблюдать. В том числе и тем, кто все это затеял.

Режиссер явно взял на вооружение опыт сотрудничества с создателями «Пилы» Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом. Именно они убедительнее всего продемонстрировали, что такое идеальный хоррор или триллер наших дней. Минимум затрат, минимум разнообразия, замкнутые локации и никаких знаменитостей в кадре, а дальше убавляем до минимума эрос и выкручиваем танатос в обратную сторону. Зритель даже толком не может поучаствовать в разгадывании загадок. Фильму гораздо интереснее создавать саспенс (состояние тревожного ожидания, беспокойства. — Прим. ред.) вокруг смертельной опасности, нежели делать паузы на разглядывание шарад. В итоге выходит, что у самих героев нет времени на раскачку: им то слишком жарко, то слишком холодно, то колодец, то маятник. Как нормальные представители рода человеческого, персонажи с большим энтузиазмом орут друг на друга, но все-таки искренне сокрушаются, когда кто-нибудь остается на том уровне, откуда уже не возвращаются. «Клаустрофобы» быстро набирают темп еще в самом начале и потом ему не изменяют: этому неплохо бы способствовала и заходная сцена, не будь она совершенно неоправданным спойлером. Так или иначе, фильм оказывается на голову большинства сходных картин, в которых какие-то плохие люди охотятся на несчастную и паникующую молодежь. Участники квеста в фильме Робитела учатся жить в новых условиях и жертвуют собой, если надо.

Эти образы вряд ли оставят хоть какой-то след в истории кинематографа, но речь идет об аттракционе в чистом виде, а кто и когда запоминал аниматоров на таких аттракционах? 

Это, конечно, все обман: и денежный приз, и принцип отбора испытуемых (опять же отсылающий к «Пилам»), и тому подобное. Потом приедут копы, которым останется только констатировать полное отсутствие следов какого-либо смертельного квеста, и выжившим по старой доброй традиции никто не поверит. Робител после этого умудрится достать из рукава скромный, зато честно заработанный козырь, а еще и проложить дорожку в сиквел, у которого все с каждым днем все больше шансов на появление. Тем более что на смену одним слегка примелькавшимся сериальным и комедийным актерам совсем нетрудно подыскать замену, разве что Тайлер Лабин, Дейл из «Убойных каникул» — один на свете такой. Исполнители в «Клаустрофобах» отрабатывают ровно настолько, чтобы зал не отвлекался. И этого оказывается вполне достаточно. Да, эти образы вряд ли оставят хоть какой-то след в истории кинематографа, но речь идет об аттракционе в чистом виде, а кто и когда запоминал аниматоров на таких аттракционах? В любом случае следить, как люди на экране проходят квест в реальности, гораздо увлекательнее, чем из года в год гонять призраков по подвалам или находить в тех же подвалах следы деятельности Джона Крамера. 

«Клаустрофобы» не читают моралей и не заставляют смотреть в бездну. Зрителю вообще не обязательно испытывать какие-либо чувства по отношению к незнакомым людям, оказавшимся в беде не в последнюю очередь из-за собственной глупости. В фильме удивительно мало истерики, учитывая обстоятельства, в которых вынуждены действовать персонажи. И из этого действительно может выйти полноценная франшиза, которая неминуемо будет раз за разом снижать качество, подчиняясь законам маркетинга. К тому же приходится выдерживать возрастной рейтинг, позволяющий привлечь подростковую аудиторию — а это правила пожестче, чем в квестах на выживание. Кассовый успех, впрочем, станет действенным утешением. Фильмы, номинированные на «Оскар» — это, конечно, хорошо, но люди требуют зрелищ попроще. И тогда история про переворачивающиеся помещения, опасный лед и сдвигающиеся стены заходит на ура. Тем более что у нее есть простой, понятный и доступный посыл, который звучит гораздо убедительнее, чем нелепая мудрость про мышеловку и бесплатный сыр.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+