Венадий Токарев (в центре) проработал в «Амурской правде» тридцать лет.

Экс-губернатор Амурской области и «золотое перо» «Амурской правды» Леонид Коротков признается: его журналистский успех — во многом заслуга Токарева.

— Венадий Алексеевич был начальником отдела сельского хозяйства — и меня перевели к нему на должность старшего разъездного корреспондента, — вспоминает Леонид Викторович. — Помню, пришел к нему и спрашиваю: «Что у нас на повестке: уборочная? Заготовка кормов? Подготовка к зимне-стойловой? В какой район ехать?» А он: «Леня, какой тебе зимне-стойловой? Пиши о том, что нравится!» И тут-то я развернулся по-настоящему: должность, зарплата и руководитель, который горло за тебя перегрызет. И если что-то в моей журналисткой жизни получилось, это благодаря тому, что был у меня такой начальник, который побуждал и подталкивал.

Уважал, ценил и никогда «не ломал» — так говорит о Токареве журналист «Российской газеты», телеведущий и автор рубрики «Порядок слов» на сайте АП Александр Ярошенко.

— Когда я пришел в «Амурскую правду», главным редактором был Анатолий Дроздов, а вскоре стал Венадий Алексеевич. Он всегда очень бережно относился ко мне, как к журналисту. Ценил мой труд, помогал и никогда не ломал меня — что бывает редко. И я это ценю безмерно, — признается Александр Ярошенко. — Он всегда говорил журналистам: в газете постоянно рутина, рутина, но вы ищите что-то для души! Ищите какой-то воздух, творческую радость — иначе в рутине вы сгорите, перегорите и  выгорите.  

Многие журналисты «Амурки» того времени вспоминают: Токарев руководил в непростые перестроечные времена. Экономили на всем — но только не на командировках. При нем творческие маршруты редакции были самые дальние и интересные. 

— Помню, он отправил нас с фотокором Андреем Оглезневым в Москву за материалом о нашей землячке, герое СССР Нине Максимовне Распоповой. Мы летели ради одного газетного разворота! — говорит Александр Ярошенко. — Вот такой был Токарев — щедрый, как творческий человек. Наши коллеги ездили в Белоруссию — тогда тема союзного государства особо нигде не поднималась, а Токарев это понимал. И журналисты привозили интересные материалы, которые шли «на ура» — был информационный голод, амурчанам было интересно, как живут в братской республике. Помню, он даже летал на журналистский симпозиум в США. И, по моему, не привез себе оттуда ничего — только новый фотоаппарат для редакции. Он был разным, но я этого человека всегда буду вспоминать с благодарностью.

«Амурправдист» с 19-летним стажем, а ныне журналист томской газеты «Красное знамя» Юлия Климычева уверена: Венадий Алексеевич был очень ярким явлением в истории «Амурской правды».

— Я пришла в газету, когда он работал  заместителем главного редактора, в то время он ведал финансовой частью и, как мог, пытался спасать газету и коллектив, — говорит Юлия Борисовна. — Это было трудное и очень стрессовое время, середина 1990-х, то самое, когда журналистам  порой выдавали зарплату натурпродуктом, полученным в обмен на рекламу, были трудности с бумагой, печатанием и всем на свете. Но при этом Венадий Алексеевич умел воодушевить и зарядить коллектив, и это время вспоминается, как очень творческое. Венадий Алексеевич умел выискивать талантливых людей и привлекал их как в коллектив, так и к внештатному сотрудничеству. Он умел выкристаллизовать интересные идеи и поддерживать их. Во время его работы замредактором, а затем и главным редактором, родились проекты «Старая мельница», «Золотые купола» и другие. Всегда ему буду благодарна за поддержку, за возможность работать в профессии интересно и творчески.  

— Он все время просто фонтанировал какими-то безумными творческими идеями, — вспоминает бывший журналист, а затем начальник рекламной службы газеты Сергей Костюк. — Помню, предлагал вести мне рубрику «Дорогие мои Костюки»: готовить серию интервью с моими однофамильцами: от известного футболиста до директора цирка. Потом предлагал покорить горную вершину в Забайкалье, чтобы потом назвать ее в честь «Амурской правды». При Венадии Алексеевиче газета жила очень сложно, задерживали зарплату на месяцы и чуть ли не годы. Он давал возможность заработать копейку. У нас была торговая лавка АП: мы, журналисты, с радостью разгружали партии стирального порошка, а он нам платил. И первые платные материалы в «Амурской правде» появились именно при нем: помню, я делал репортажи с ликероводочного завода, кондитерской фабрики, мяскомбината. Венадий Алексеевич был очень сложным, непростым человеком, но очень ярким. Он очень многое сделал для газеты.  

— Он был нашим серым кардиналом, тяжелым и конфликтным… и тонким и понимающим, — признается руководитель службы выпуска «Амурской правды», а в прошлом — журналист издания Елена Казакова. —  Вдохновителем и пробивателем невероятных даже на сегодняшний взгляд журналистских командировок и материалов, создателем «Старой мельницы», совершенно по тем временам небывалого приложения к партийной газете, где можно было говорить о вечном, о людях и истории. И лавки АП, зарабатывавшей копеечку на книжках и тетрадках, которая, как мечталось, должна была в те годы безденежья перевести газету на хозрасчет. С ним можно было и вдрызг ругаться, выпрашивая зарплату, и говорить по душам. Он считал, что у каждого журналиста должна быть мечта — написать какой-то глубокий материал, съездить в необычную командировку, взять интервью у какого-нибудь нестандартного человека, раскопать интересную историю. А все остальное – текучка, эта гонка по кругу: зима-лето, посевная-уборочная, которую тоже надо делать хорошо. Но без мечты ты не журналист, а так….

Возрастная категория материалов: 18+