Фото: shutterstock.comФото: shutterstock.com

Первым делом игра

Как и многие пацаны, я любил погонять мяч во дворе. Родители записали меня в детско-юношескую спортивную школу. Ходил туда, просто потому, что нравилось общаться с ребятами. А потом стало получаться, меня заметили и пригласили в команду. Свой первый контракт я подписал, будучи школьником! Как только это сделал, ушел в футбол с головой. Учиться стало некогда, ходил в школу просто, чтобы отметиться.

То же самое продолжилось в университете. Моя группа уже вовсю сдавала экзамены, а я только догонял зачеты. Преподаватели старались войти в положение, особенно мужчины, кто любил футбол. Закрывали глаза на пропуски, помогали. Но в итоге меня все равно отчислили. Редко кто в команде и учился хорошо, и играл классно. Но родные всегда мной гордились, поддерживали в спортивных стремлениях. Папа ходил на все мои игры.

Даже был в жизни период, когда накрыла звездная болезнь! Я перестал здороваться первым. Думал, пусть сами подходят, если хотят мне руку пожать. Сейчас понимаю, что это такая глупость! Но, наверно, все через это проходят, когда ты молодой, красивый, все вокруг тебя бегают и прочат успешную карьеру.

Сборы и нервы

Вообще футболисты — это такие расслабленные люди. Тренировка занимает 2—3 часа в день. Вот и вся работа. Остальное время проводишь как хочешь: учишься, работаешь, отдыхаешь. Нас бесплатно кормят в ресторане.

Раз в год выдают экипировку. Это огромный мешок, в котором есть все — от носков до пуховика. Костюм на выход, тренировочный, дождевой, футболки поло, куртки и сумки всех размеров — много классных фирменных вещей. Еще у команды есть свой врач и массажист. Они следят за нашим здоровьем, дают витамины, перед игрой помогут разогреться, спинку помнут, ноги, руки.

«К нам не подходили после игры знакомиться или просить автографы, нас не узнавали на улице. Не тот уровень. Наши болельщики — обычные мужички, которые приходят с пивком отвлечься после работы и посмотреть живую игру».

Вот сборы — это тяжелый момент. Перед сезоном команда уезжает на два месяца и интенсивно готовится к предстоящим играм. Если денег у клуба много, едем в Турцию или Сочи. Если поменьше, то в Приморье. Когда совсем туго, остаемся в Благовещенске. Но лучше уезжать, чтобы от дела не отвлекали быт, работа, жена, дети. На сборах каждый день по две-три тренировки плюс пробежка. Это тяжело и физически, и психологически. Бывает, сдают нервы, случаются стычки с парнями. Конкуренция есть всегда. Но все понимают, кто сильнее, тот и должен играть.

Немало и веселых моментов. Однажды, возвращаясь со сборов, мы перепутали поезд. Он стоял на станции всего минуту, мы быстро залетели, начали рассаживаться, а места вдруг кончились. Когда сообразили, что поезд не наш, он уже тронулся. Похватали сумки и начали выпрыгивать из него на ходу, как парашютисты. В тамбуре вагона остался только наш тренер, который прыгать побоялся, так как весил за 120 килограммов. Так и уехал на чужом поезде, тряся кулаками и громко матерясь.

Диета футболиста

Главная наша задача — много тренироваться и не нарушать режим. Хотя на местном уровне все не так строго, как в первой лиге, например. Ребята могут выпивать на выходных, кому-то и курить здоровье позволяет. Но если тренер узнает, может оштрафовать. И еще подколет обязательно. Один наш наставник подрабатывал таксистом и увидел, как футболист дымил вечером у клуба. Утром во время пробежки предложил ему сигаретку: «Возьми, не парься! На десятом круге устанешь, перекуришь на ходу».

Еще нам нельзя толстеть. У каждого есть свой игровой вес, который позволяет быть легким и маневренным на поле. С этим у меня всегда были проблемы. Люблю покушать, особенно вредную пищу. Однажды встаю на весы перед тренировкой, а они вместо положенных 80 килограммов, показывают 88! Тренеры сразу накидываются: «Что с тобой случилось? Как так?!» А я вроде ничего не делал, просто ел все что хотел. Но когда видишь такую страшную цифру на весах, садишься на диету. Начинаешь питаться скромно — рис с куриной грудкой, овощи, яблоки. После шести — только вода.

Лишний вес уходит, но медленно. Чтобы не нервировать тренера, на ежедневном взвешивании вставал на носочки, тогда табло показывало немного меньше. Или просил доктора по-братски записать мне в карту хоть на кило поменьше.

Штрафы и премии

Еще штрафуют за опоздание на тренировку и несоответствие экипировке. Если наш бренд Nike, мы обязаны его носить, а не одеваться во что попало.

В начале двухтысячных, когда команду финансировали за счет энергетики области, дела у клуба шли отлично. В составе играли несколько чернокожих футболистов, зарплаты у всех были большие. Но потом разгорелся скандал, и нам пришлось искать спонсоров.

Приезжим игрокам всегда платили больше. Надо же было их чем-то сюда завлекать. Благовещенск — не самый перспективный город для продолжения спортивной карьеры. Футболисты зарабатывали от 50 до 100 тысяч рублей в месяц в зависимости от личных достижений и портфолио. Еще по 15 тысяч мы получали, если выигрывали матч. Причем не важно, кто именно закатил мяч в ворота. Победа делилась на всех поровну. У команд первой лиги, которые находились в шаге от нас, зарплаты были уже по 300—700 тысяч рублей.

Полупустые трибуны

Никогда не забуду свою первую игру. Шел дождь, видимость никакая, мяч и покрытие скользкие. Мы проиграли 5:1. Я много налажал из-за волнения. Те негативные эмоции запомнились на всю жизнь. Но уже в следующем матче показал себя неплохо. И тогда понял, что нельзя всегда выступать хорошо. Игра игре рознь. Бывают встречи обычные, без чувств. Отбегали, по рукам ударили и разошлись. А бывают сложные матчи, после победы в которых, действительно, накрывает эйфория. Вратарь бежит через все поле к своим, валимся в кучу, обнимаемся.

У нас такое бывало нечасто. Обычно вообще играли с полупустыми трибунами. Обидно, конечно, что нет накала страстей. Тогда просто переключаешься на игру, делаешь свою работу, не обращая внимания на зрителей. Даже успокаиваешься, ведь, когда людей много, играть становится страшнее!

Один раз, помню, была домашняя игра с полным стадионом болельщиков. Это был кубковый матч с Хабаровском в 2012 году. Стоял такой гул! Казалось, гудит весь город. Мы ехали на игру на клубном автобусе, смотрели в окна, а кругом сигналили машины с флагами. Народ скандировал названия команд. Чувствовалась такая атмосфера, мурашки бежали по всему телу. Думал, выйду на поле, со страху упаду в обморок!

Амурские болельщики

Ярого фанатского движения у нас тут никогда не было. К нам не подходили после игры знакомиться или просить автографы, нас не узнавали на улице. Не тот уровень. Наши болельщики — обычные мужички, которые приходят с пивком отвлечься после работы и посмотреть живую игру. Если им что-то не нравится, не стесняются в выражениях. Лично я стараюсь не обращать внимания на оскорбления, пропускаю их мимо ушей. А есть игроки, которые не терпят насмешек. Могут в ответ громко послать куда подальше прямо во время игры.

«У команд первой лиги, которые находились в шаге от нас, зарплаты были уже по 300—700 тысяч рублей».

Футбол — один из самых травмоопасных видов спорта. Чаще всего страдают колени, «ахиллы», голеностоп. А у вратарей, ко всему прочему, плечевые суставы повреждаются и ломаются пальцы на руках. Многие заканчивают спортивную карьеру как раз из-за травм.

Я уже несколько лет не играю в футбол, но дома до сих пор есть моя «стена славы». На ней медали, кубки, грамоты, победный мяч и даже моя первая тренировочная форма. У нее уже такой непотребный вид, что подумываю положить ее под стекло, как реликвию. Выкинуть рука не поднимется.

Жизнь после футбола

Сейчас у нас в области нет профессиональной футбольной команды, ее просто некому спонсировать. Чтобы содержать команду второй лиги, нужно порядка 60—90 миллионов рублей в год. В нынешние времена финансового кризиса такой суммы просто так не собрать. Все перспективные ребята разъехались по другим клубам страны. Они там получают не огромные деньги, а стандартные зарплаты в 40—50 тысяч рублей, зато занимаются любимым делом.

Кто-то ушел в тренеры и открыл свои секции для детей. Многие начали жизнь с чистого листа, освоили другие профессии. Я всегда был готов к тому, что рано или поздно закончу с футболом и займусь чем-то другим. Наставники говорили нам: «Футбол — это не вся жизнь! Сегодня он есть, завтра — нет. Когда для вас он закончится, впереди будет еще целая жизнь. Вы сможете стать хорошими инженерами, менеджерами, полицейскими».

Мы часто обсуждаем с друзьями, почему наши футболисты не такие успешные, как могли бы быть. Наверно, дело в русском менталитете. Если здесь платят хорошие деньги, зачем куда-то уезжать, учить язык, подстраиваться под чужую команду? Кто живет этой мечтой, тот ее добивается. Но таких единицы. Основной массе хорошо там, где попроще.

Возрастная категория материалов: 18+