• Кадр из к/ф «Наркокурьер»
  • Кадр из к/ф «Наркокурьер»

Главный герой «Наркокурьера» — престарелый ветеран Второй мировой (об этом он упоминает лишь единожды, зато увесисто), не теряющий надежды что-нибудь смастерить из принадлежащего ему разбитого корыта. Семья Эрла Стоуна давно живет отдельно и представляет из себя крепкий набор сильных и независимых женщин в трех поколениях, причем с душевной теплотой к персонажу Иствуда относится лишь внучка. Дочь тоже была настроена сравнительно позитивно, но за сколько-то там лет до описываемых событий Стоун не приехал на ее свадьбу, потому что отмечал в баре какую-то премию, полученную им от других стариков. Поведение героя объяснить трудно: он неистово любит уже потерянную семью, безмерно страдает из-за агрессивного поведения бывшей жены, но решает настроить против себя и дочурку в «самый важный день ее жизни». Манипулируя запредельными банальностями, Иствуд показывает, что у Эрла есть хобби — разведение цветочков, которое у него хочет отобрать злое государство за неуплату налогов. А еще он хорошо умеет водить автомобиль и знает пути-дороги в нескольких десятках штатов. Именно поэтому дедуля соглашается на работу перевозчика, упавшую с неба — несмотря на то, что от нее за несколько миль отчетливо несет крупными неприятностями.

С реалистичностью и здравым смыслом в «Наркокурьере» большие проблемы.

Зрителю лучше постоянно держать в голове тот факт, что перед ним полный сожалений рассказ старика — с реалистичностью и здравым смыслом в «Наркокурьере» большие проблемы. Кстати, на самом деле фильм называется «Мул», и в этом скрывается истина. Тут вам и пренебрежительный сленг, и отсылка к не самой разнообразной жизни простого работяги, и даже намек на некоторую недалекость главного героя. О том, что в его багажнике лежит кокаин, Эрл догадывается только в ходе третьей поездки. Даже интересно, что еще, по его мнению, туда могли положить наниматели — самого криминального вида мексиканцы, которые к тому же платят несколько тысяч долларов за один вояж. Наркоторговцы тоже хороши. Они собирались, как положено, соорудить в автомобиле Стоуна тайник (ну, речь как бы идет о миллионах и тяжком преступлении), но дед на молодежь наорал, и она согласилась на открытый провоз запрещенного груза. Такого в картине Иствуда навалом. Апофеоз наступает в концовке, когда старик на месяц (!) пропадает с наркотиками на 12 миллионов долларов, а всемогущий и смертельно опасный картель оказывается не в силах выяснить, где находится его бывшая семья. Все это безобразие выглядит еще более странно, если вспомнить, что авторы сценария гораздо моложе режиссера. 

Почему Эрла, в отличие от прочих курьеров, никто никогда не останавливает и не досматривает, постановщик предпочитает не рассказывать. Почему ни у кого не возникает вопросов к нищему старику, который в одночасье начинает выкупать заложенное имущество, приобретать дорогие автомобили и закатывать вечеринки с живой музыкой для тех, кому за — тоже остается за кадром. Колеса крутятся, деньги, простите за выражение, мутятся, а Эрл в паузах выступает бесплатным чтецом морали для окружающих. Иствуд изо всех сил старается сделать своего героя полным противоречий, но инструменты для этого использует поистине смехотворные. Помогая попавшим в беду чернокожим молодоженам, он на полном серьезе называет их тем самым словом на букву Н, а мексиканских бандитов именует «копчеными» и заразительно смеется при этом. Узнав о том, что в его машине кокаин, герой не испытывает никаких моральных терзаний (сценаристам следовало бы подсадить на наркотики любимую внучку, вот это был бы внутренний и внешний конфликт) — а продолжает проповедовать «жизнь здесь и сейчас на полную катушку». При этом дедуля не забывает ворчать, что молодежь ничего не видит, кроме своих гаджетов, и при любом случае вспоминать «старые времена». Фигурирующим в сценарии женщинам с пониженной социальной ответственностью он наверняка рассказывает что-то подобное.

Вся галиматья раздувает картину до двухчасового хронометража, и дожидаться главного монолога у смертного одра — занятие для очень терпеливых.

Пока фильм учит нас ценить время, любить близких и помнить о скоротечности жизни, в нем пытается развиваться детектив про отдел по борьбе с дурью. Иствуд натащил в свое кино звезд — тут вам и Лоуренс Фишбёрн, и Майкл Пенья, и вышеупомянутый Купер — которые растерянно оглядываются и искренне не понимают, зачем их сюда позвали. Сценарий то выдает шаблонную историю о вербовке преступника, то уверяет нас в полной неуязвимости картелей перед законом, а бравые его стражи раз за разом назначают какие-то спецоперации, которые заканчиваются неизвестно чем. На другой чаше сюжетных весов — будни наркоторговцев, на которые вообще сложно смотреть без слез. Скажем только, что совершенно постороннего старика, просто согласившегося поработать доставщиком, за высокие профессиональные заслуги привозят в дом к наркобарону, где ветеран пьет, веселится с девочками и знакомится со всей бандой. Наверное, чтобы детективам, которые будут допрашивать курьера в случае задержания, было не так скучно. Вся эта галиматья раздувает картину до двухчасового хронометража, и дожидаться главного монолога у смертного одра — занятие для очень терпеливых. Да, это душевная речь о цене раскаяния, а за речью приходит трогательная сцена всепрощения. Но к этому времени зрителю уже просто хочется титров.

Иствуд вряд ли мог обойтись без такого выступления. Более того, не исключено, что мы увидим еще несколько подобных фильмов. Еще совсем недавно режиссер привлекал внимание общественности историями, основанными на реальных событиях: «Чудо на Гудзоне» оценили высоко, «Поезд на Париж» — не очень. Но в случае с «Наркокурьером» ситуация совсем другая. Когда человек, родившийся между двумя мировыми войнами, принимается делиться житейской мудростью, время от времени сбиваясь на стариковское брюзжание, как-то глупо в ответ поднимать таблички с оценками. Именно поэтому выбранная тема выглядит особенно неудачно: начало выглядит как «Во все тяжкие» без должной мотивации, а дальше автор и вовсе сбрасывает все в один котел, но показать класс молодым коллегам не получается ни в одной из дисциплин. Эрл Стоун, так долго мучившийся угрызениями совести, так и не приходит к хеппи-энду, разве что таковым можно считать, что его дочь и внучка совсем не рассердились, узнав, чем вполне осознанно занимался родственничек на старости лет. А о том, что перед нами за герой-то, собственно, никто рассказать и не удосужился. Иствуд просто воспользовался случаем, чтобы передать привет близким.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+