Предоставлено пресс-службой фестиваля «Движение» / Источник: rg.ruПредоставлено пресс-службой фестиваля «Движение» / Источник: rg.ru

Несмотря на то что две эти истории разнятся и основным посылом, и местом действия, и цветовой гаммой, и не только этим, у них довольно много общего. Загадочное убийство в первой же серии заставляет персонажей изменить своим планам, поставить крест на привычном образе жизни и, что не подлежит сомнению, впоследствии оказаться в смертельной опасности. Оба проекта претендуют на интерес зарубежных зрителей, оба сделаны с оглядкой на последние достижения и общепризнанные успехи прошлых лет. А еще оба сериала про нас и про то, какими разными мы можем быть в зависимости от того, где находимся, а где прописаны.

«Мертвое озеро»: Лора Палмер, северный вариант

Следователь по имени Максим Покровский, которого сыграл в новом проекте Романа Прыгунова Евгений Цыганов, конечно, никакой не агент Дейл Купер из знаменитого сериала «Твин Пикс». Тем не менее создатели «Мертвого озера» явно брали ориентир на детище Дэвида: маленький городок с множеством скрытых от посторонних глаз секретов, убитая при загадочных обстоятельствах девушка, которую знали все, шаманские заморочки и тайные знаки. Главному герою приходится сменить теплую московскую ванную, в которой он собирался то ли покончить с собой, то ли немного поднять себе настроение кровопусканием, на недружелюбную атмосферу вымышленного Чангадана. Погибшая — дочь самого влиятельного человека в этих краях, который очень хочет знать, что послужило причиной произошедшего и кто виновен. Местная полиция столичному специалисту, мягко говоря, не рада. Его манера отбрасывать в сторону устоявшиеся в городке «этические» нормы ради дела вскоре начинает раздражать даже тех, кто добился участия Максима в расследовании. К исходным данным следует добавить и тот факт, что персонаж Цыганова страдает галлюцинациями, из-за чего зрителю (и самому следователю) будет непросто разобраться, где тут мистика, а где симптомы. Так или иначе, первоначальная и самая удобная версия оказывается неверной — и поиски убийцы становятся проблемой.

Прыгунов, более всего известный по дилогии «Духless», снял пилотную серию так, чтобы ни у кого не оставалось вопросов — российские кинематографисты держат руку на пульсе, знают толк и в не выходящем из моды скандинавском нуаре, и в американских криминальных многосерийных хитах. В «Мертвом озере» стерты все яркие краски, а вместе с ними и многие эмоции. Так что если они все-таки проявляются, то в весьма концентрированном состоянии. Главную роль, видимо, заведомо писали под Цыганова, или хотя бы рассматривали его как одного из основных претендентов. Покровский, в отличие от упомянутого Купера, вовсе не излучает дружелюбие, рассчитывая таким образом стать «своим».

Здесь старые добрые приемы вроде непроизвольно двигающихся конечностей погибших людей и явлений этих людей героям, и неожиданные решения.

Напряженность сюжета достигается в том числе и этим фактором — местные жители тоже отбрасывают излишнюю вежливость по отношению к гостю, а публика ждет открытой конфронтации. Олигарха Кобрина играет Андрей Смоляков, который будто не выходил из образа, который воплотил в недавнем «Заводе». Остается надеяться, что в следующих сериях ему будет что играть, помимо слишком хорошо скрываемого горя. Рядом в кадре и Кирилл Полухин, «доросший» к этому моменту до начальника службы безопасности, очевидно замешанного если не в самом убийстве, то в чем-то нехорошем уж точно.       

В «Мертвом озере» можно увидеть и старые добрые приемы вроде непроизвольно двигающихся конечностей погибших людей и явлений этих людей героям, и неожиданные решения — например, актрис-близнецов Полину и Ксению Кутеповых превратили в близнецов сиамских. Александра Ребенок сыграла администратора гостиницы, которая, как и все киношные администраторы провинциальных гостиниц, страдает от дефицита мужского внимания. Но подобные шаблоны, как и сугубо телевизионные перестрелки, не слишком бросаются в глаза.

 Создатели сериала ограничивают себя в юморе, стараясь выдержать общую безысходную тональность, среди которой тягу к жизни рассмотреть довольно непросто.

Сюжет строится вокруг нескольких процессов, и гибель местной Лоры Палмер, вероятно, не самый важный из них. Это обнадеживает, потому что современного зрителя трудно по-настоящему увлечь одним только фактом преступления, пусть даже и самого таинственного. Создатели сериала ограничивают себя в юморе, стараясь выдержать общую безысходную тональность, среди которой тягу к жизни рассмотреть довольно непросто. Это подтверждает и сама убиенная Дина Кобрина во флешбеке. И если уж дочери одного из богатейших людей страны в Чангадане скучно, то страшно представить, как устраивают свой досуг все остальные. Скоро узнаем: в первом сезоне нового сериала восемь эпизодов, показывают их по четвергам.

«Содержанки»: Третий Рим на пороге упадка

Театральный режиссер Константин Богомолов дебютировал на телевизионном поле с целым набором авансовых преимуществ: репутация провокационного постановщика, крепкий актерский состав, заявленная смесь криминала и гламура в качестве главной сюжетной составляющей «Содержанок». В первой же серии зритель увидит столько постельных сцен, сколько на «России 1» не показывают и за год. При этом сняты они на границе фола (а то и за ней), но несут в себе особенный смысл. Тем, кто умеет считывать особенности характера и темперамента персонажей, пребывающих в подобных обстоятельствах, повезло. Название сериала довольно точно описывает образ жизни его многочисленных героинь, только вот нуждаются они далеко не только в деньгах.

В круговороте адюльтеров зритель быстро запутывается, но Богомолов уже в первой серии рушит установленные им же связи.

Помимо обычных начинающих светских львиц, путешествующих по постелям, здесь есть и обуреваемая страстями сотрудница полиции, и таинственная незнакомка, и сражающаяся за свое счастье провинциалка, и неверная жена. Впрочем, мужьям в этой картине вообще не очень везет со спутницами жизни в плане соблюдения клятв, данных Гименею. А они в большинстве своем тоже готовы к мимолетным и многолетним интрижкам. В круговороте адюльтеров зритель быстро запутывается, но Богомолов начинает рушить установленные им же связи уже в первой серии.    

«Содержанки» мгновенно увлекают зрителя мельканием образов, которые ему, собственно, совсем не близки. В том числе и потому, что режиссер не столько переносит светскую жизнь столицы на экран, сколько изображает ее в гипертрофированных и не самых приглядных тонах. Часть происходящего мы уже видели в «Изменах», другую — в «Обычной женщине», но Богомолов и не собирался пропускать через конвейер оригинальные идеи — для этого у него есть театр.

Привычные нормы старательно извращены, но гламурная окраска позволяет с этим быстро примириться.

Мы видим не живых людей, а оболочки, способные на самые жестокие поступки: сначала в моральном смысле, а потом и до физического доходит. Убийство оказывается неожиданным ходом лишь потому, что все происходящее выглядело давно и хорошо отрепетированным циклом, разновидностью быстрых свиданий, в которых никто на самом деле ни на кого не держит зла. Погибшая выглядит сломанной куклой, которая даже не успела понять, что за несколько часов до рокового выстрела ее уже сломали. Следователи брезгливо осматривают и место преступления, и квартиру жертвы, а потом ходят в ее одежде и пьют ее алкоголь. Привычные нормы старательно извращены, но гламурная окраска позволяет с этим примириться гораздо быстрее, чем при просмотре какого-нибудь «Груза 200».

Дарья Мороз, Софья Эрнст, Александра Ревенко, Александр Кузнецов, Сергей Бурунов, Ирина Старшенбаум — перечислять знаменитые имена, причастные к «Содержанкам», можно очень долго. Говорят, там даже Ксения Собчак появится в эпизоде. Насколько долго можно за всем этим тотальным безобразием следить — большой вопрос, пилотная серия позволяет возмутиться, улыбнуться, похохотать, но вот сочувствия зритель не испытывает ни к одному из героев. Они этого, впрочем, и не требуют.

Пилотная серия позволяет возмутиться, улыбнуться, похохотать, но вот сочувствия зритель не испытывает ни к одному из героев.

Странные люди, проводящие время либо в стерильных жилых помещениях, либо в ресторанах, где «нет камер из-за статуса гостей», перебрасываются ничего не значащими фразами, никого и никогда не стесняются и всегда готовы к страсти, пусть она в большинстве случаев и фальшива. Остается наблюдать разве что за тем, как Богомолов работает с примелькавшимися на экране исполнителями. Бурунов, к примеру, в кои-то веки не предпенсионный мент, Мороз — не равнодушная ко всему домохозяйка, а один из самых перспективных российских актеров современности Кузнецов играет бездарность, которую никуда не берут. Относиться к «Содержанкам» всерьез вряд ли у кого-то получится: кто-то плюнет сразу, кто-то будет веселиться до конца. Наверное, предельно затянутые шутки тоже нужны публике.