• Кадр из фильма «Другой» // kinodryg.com
  • Кадр из фильма «Другой»

Оригинальное название фильма — «Дыра в земле», и это никакая не аллегория. Здоровенная и неприятная на вид воронка в лесу действительно выступает центром притяжения в сюжете. Но начинает Кронин с фальшивых знаков, используя сразу несколько жанровых шаблонов, чтобы сбить зрителя с толку. Сначала режиссер обозначает в качестве главных героев мать-одиночку и ее не очень послушного сына-школьника, затем помещает парочку в традиционный дом с мрачным подвалом и облезлыми стенами, да и без безумной соседки тоже не обходится. Пока сопутствующие детали мелькают перед глазами, Сара отчаянно работает шпателем, напоминая про фильм Даррена Аронофски «Мама!», и пытается удержать на плаву отношения с Крисом, переживающим из-за переезда, в котором отец семейства по неизвестным причинам участия решил не принимать. Старый дом, как выясняется, не таит в себе никаких угроз, кроме разве что изредка прогуливающихся по комнатам небольших пауков. Да и с полоумной соседкой все встанет на свои места довольно быстро. После очередной размолвки (настоящей ссорой это назвать трудно), Крис сбегает в близлежащий лес, где и натыкается на локальный кратер. Высота его стенок и полное отсутствие хотя бы предупреждающих знаков говорят нам о том, что местные власти плевать хотели на безопасность населения. Ночью мальчик исчезает из дома, а возвращается уже другим.

Зрителю предлагают выбрать, что реально: разительные перемены, происходящие с капризным, но любящим мальчиком, или секреты самой Сары, которые явно отражаются на ее душевном состоянии.

Постановщик не собирался сосредотачиваться на одном только первостепенном повествовании — зрителя нужно было и дальше водить за нос. Поэтому растущие подозрения Сары насчет собственного ребенка все время вызывают подозрения и у публики — а нет ли у одинокой женщины проблем с психикой? Намеки то и дело попадаются на глаза. Тут вам и неизвестно куда подевавшийся «папочка», и разговоры о том, как главной героине «пришлось уволиться», и смешивание сна с реальностью. Кронин не копирует удачный «Бабадук», где нарастающее общее безумие матери и ребенка превращалось во вполне материальное чудовище, которое нужно было только покрепче запереть. В «Другом» зрителю предлагают выбрать, что реально: разительные перемены, происходящие с капризным, но любящим мальчиком, или секреты самой Сары, которые остаются за кадром, но явно отражаются на ее душевном состоянии. Масла в огонь подливают соседи — та самая странная пожилая женщина успевает сообщить главной героине, что Крис вовсе не ее сын, а потом подтверждает свою решительность кровью, прежде чем встревоженный муж успевает ее увести. Старик, кстати, тоже хранит в шкафу скелет, только совсем не хочет открывать его дверцы. Сара остается с проблемой наедине. Немногочисленным знакомым ее поведение кажется странным, а сын тем временем совершает все больше подозрительных деяний.

«Другой» в меру медлителен, но и не стремится выходить далеко за рамки минимального театрального хронометража. Все, что в этом смысле позволяет себе постановщик — вырезать пару важных для сюжета, но отягощающих его кусков. Вместо этого приходится вставлять самоповторы и немного потоптаться на месте, но на общее восприятие картины это, пожалуй, оказывает минимальное влияние. Несмотря на ограничения в пространстве и количестве персонажей, фильм затягивает — при том что вместо привычных зрителю скримеров (от англ. scream — крик, он же «кричалка», «пугач», видеопугалка — разновидность шок-контента, основанная на элементе неожиданности, призванная запугать зрителя до смерти. — Прим. ред.) в сюжете только их подобия, а напряжение достигается совершенно иными способами. Конечно, Кронин не отказывает себе в удовольствии скормить ребенку паука, но из ниш в стенах никто не выпрыгивает с криками, а когда дело доходит до подлинных монстров, публика уже и так достаточно напугана, чтобы добивать ее внезапными и громкими эпизодами. Режиссер старается работать с деталями, выходя за рамки современного жанра. Ему явно больше по душе книги Кинга и фильмы типа старого доброго «Омена». Иногда получается очень неплохо, пусть за это и приходится расплачиваться недовольством аудитории. Например, то, что сняла в комнате изменившегося Криса тайно установленная видеокамера, так и останется за кадром. Мы узнаем лишь о том, что на записи происходило нечто ужасное.

Даже показанное в финале можно списать на разгул больного воображения главной героини, которая не то излечилась, не то купировала недуг столь неординарным образом.

Кронин идет еще дальше, выпуская подозрительного мальчика в большой мир, в то время как в округе объявляется первый покойник. Участие в обычной школьной постановке оборачивается последовательными отсылками к Гитлеру, а Сара окончательно разрушает свою репутацию в глазах окружающих. Кульминация приходится на последнюю треть «Другого»: режиссер расставляет нужные акценты, подбрасывает еще несколько недосказанностей и подводит сделанному своеобразный итог. Конечно, это кино не только о том, как важно беречь друг друга и не держать в себе тёемные мысли,  хотя без еще одного реверанса в сторону «Бабадука» в конце не обойдется. Адаптированный слоган фильма — «Мы здесь не одни» — наталкивает российского зрителя на размышления о потустороннем и скрытом, в то время как на оригинальном постере написано «Бойся близких». Выбирать нам. В конце концов, даже показанное в финале можно списать на разгул больного воображения главной героини, которая не то излечилась, не то купировала недуг столь неординарным образом. С другой стороны, всегда остается лазейка для безликих чудищ, дремлющих в бездонных и темных пещерах — кто, как не одинокая женщина и ее растерянный сын, лучше всего годятся им в жертвы? Создатели фильма вспахали и удобрили поле для размышлений — в эпоху «Астралов» и «Заклятий» это крайне щедрый подарок.

Немаловажную роль в сюжете играют зеркала, которые Кронин намеренно не вытаскивает на первый план, если это действительно не важно. Они помогают отличить человека от монстра, пока остаются сомнения. И когда Сара прибегает к этому способу, ей, наверное, страшнее всего. Окончательно убедиться — значит утратить последние надежды, а представить себе что-то хуже этого довольно трудно. Сама героиня в начале фильма говорит с сыном о взрослой жизни, которая не оправдывает предварительных о ней представлений. В итоге сражаться за себя и за собственного ребенка с безжалостными монстрами (вымышленные они или реальные — не имеет значения) Саре приходится в одиночку: любимый человек ретируется заранее, более опытные бойцы захлопывают двери и бормочут что-то про собственное благополучие. Остальным еще проще — они просто тайком крутят пальцем у виска, ровно до тех пор, пока чудовища не добираются и до них. «Другой», выдерживая жанровую принадлежность, пугает публику проверенными и оригинальными методами, но в то же время разговаривает с ней о том, что немного важнее добровольного чувства страха. Если все сложится по традиционному, скоро ирландец Ли Кронин сменит рабочую прописку и таких вольностей ему уже не позволят.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.