Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Не самый грязный город

— Благовещенск — далеко не самый грязный из дальневосточных городов. Хотя, конечно, уровень загрязнения постепенно растет и связано это, в первую очередь, с автомобильным транспортом. Только за прошлый год чуть ли не в полтора раза в городе увеличилось количество автомобилей.

Сейчас у нас больше 120 тысяч машин на 220 тысяч жителей. Конечно, надо усиливать и контроль ГАИ за состоянием автомобильного транспорта. Есть разница — или вы 20 лет назад прогуливались по городу, или сейчас — непрерывный поток машин. Естественно, функционирование этого транспорта, особенно дизельного, не очень свежего, сопровождается выбросом большого количества микрочастиц, которые загрязняют воздух. Частицы примерно до 10 микрометров и выше глубоко проникают в дыхательные пути — чем мельче, тем глубже. И там начинают вызывать воспаление, прорастать соединительной тканью. В разных районах Благовещенска степень этой респерабельной, то есть вдыхаемой фракции микрочастиц разная. Автомобили выбрасывают в воздух порядка 140 тысяч тонн частиц в год. Стационарные объекты, такие как наша ТЭЦ (основной источник загрязнения в городе) и больше десятка разнообразных котельных — выбрасывают в год около 100 тысяч тонн разных частиц. Мы всем этим дышим. Но благодаря тому, что город расположен на равнине и имеет классическую структуру с прямыми параллельными друг другу улицами, легко продуваемыми, в областном центре смога почти не бывает. И это жителей Благовещенска, в общем-то, спасает.

В районах с печным отоплением риск заболеть выше

— Почти столько же частиц, сколько котельные, у нас выбрасывают дома с печным отоплением. А продукты сгорания органического топлива крайне вредоносны. Мы сотрудничаем с нашими киргизскими коллегами, которые работают в высокогорье. Там до сих пор топят кизяками глинобитные дома. Прямо в домах готовят пищу на открытом огне. Используют высохшие коровьи лепешки. И там хроническая обструктивная болезнь легких — так называемая болезнь курильщиков, которая во всем мире начинается у людей после 40 лет, спустя 15—20 лет курения — начинается уже с 20 лет. Потому что эти люди с детства дышат таким воздухом, находятся в помещениях, которые так отапливаются. У тех, кто живет в районах с печным отоплением, вероятность развития различной патологии выше.

Также в этом смысле крайне вредоносными являются дымы лесных пожаров, которые периодически преследуют нашу область и Хабаровский край на протяжении многих дней. В них и продукты сгорания, и канцерогены, и бензопирен, и диоксид серы, и окись углерода — угарный газ (он есть и в дыме лесных пожаров, и выделяется при печном отоплении). Сродство окиси углерода (угарного газа) с гемоглобином в 300 раз выше, чем у кислорода. Поэтому окись углерода связывается с гемоглобином и занимает место кислорода. Кровь перестает его переносить, ткани начинают голодать. Вы можете дышать как угодно интенсивно, часто, глубоко, можете пыхтеть в 10 раз больше, гипервентилировать. Но ваши ткани не будут получать кислорода, потому что эритроциты, основные переносчики кислорода, блокированы угарным газом. Почему умирают люди от угарного газа — ровно поэтому.

Особо чувствительны к микрочастицам дети, беременные женщины, пожилые люди, больные хроническими бронхолегочными и сердечными заболеваниями. Это группы риска, для которых принципиальна чистая атмосфера.

Эскалатор из ресничек

— Вообще в дыме есть масса вредных веществ, обладающих и канцерогенным действием, и способных вызвать просто воспаление в дыхательных путях. Насколько быстро — все очень индивидуально, зависит от защитных свойств самой системы. Бронхи выстланы эпителием, клетками, на конце которых — реснички. Они волнообразно сокращаются и выгребают всё, что попадает внутрь. У разных людей по-разному: есть генетические особенности, у некоторых очень эффективно этот эскалатор работает, обволакивает все слизью и выводит наружу. А у некоторых наблюдаются дефекты в образовании слизи или движения вот этих ресничек. Особенно в том случае, если вы недавно перенесли вирусную инфекцию или прямо сейчас болеете. Пораженный вирусом эпителий становится очень чувствительным к вредоносным газам и частицам. И речь идет не о продолжительности, а об интенсивности воздействия.

Курение вреднее всего

— Табакокурение не сопоставимо ни с чем по своему значению для здоровья человека. Это крайне вредно! Особенно для детского организма, для беременных женщин. Вся проблема в том, что изменения, которые начинаются в результате курения, необратимы. Если начинается хроническая обструктивная болезнь легких, есть масса препаратов, которые способны улучшить состояние пациента. Но ни один из них по эффективности не может сравниться просто с прекращением курения. Оно приостанавливает процесс, но надо понимать, что повернуть его вспять невозможно. Прорастает соединительная ткань, бронхи начинают сужаться, рубец в дыхательных путях вы никуда не денете. По вредности для организма я бы поставил на первое место курение, на второе — печное отопление, и только затем — ТЭЦ и автомобили. Дым от пожаров — он эпизодический.

Влажная маска вместо противогаза

— Когда город задымлен — маску надевать можно и нужно! Она, конечно, далеко не от всего защитит, только от крупных частиц. От тех, что меньше 50 микрометров, конечно, не поможет — они спокойно могут проходить сквозь поры маски. 10 микрометров пронесутся и не заметят повязку. Не пройдут только через противогаз, но не будешь же в нем ходить. Зато крупные частицы, которые обладают просто раздражающим действием для верхних дыхательных путей и несут на себе тот же бензопирен — останутся на маске. А слегка увлажненная маска или марлевая повязка в период смога от дыма лесных пожаров безусловно необходима. Оставаясь влажной, она частично сможет защитить и от частиц микроразмерного ряда. Вообще, нужно предпринимать простые и очень эффективные методы — для начала как можно меньше гулять по задымленному городу. Дома не проветривать, пользоваться кондиционерами. 

Неправильные газоны пылят

— Нельзя сказать, что вся пыль по городу — только из-за ТЭЦ. Нужно просто Благовещенск убирать и поддерживать в нем порядок. Хотя в последнее время центральные магистрали в чистоте поддерживаются. Вижу, как уборки идут по улицам Ленина, Калинина, 50-летия Октября. Машины постоянно подметают, убирают. Но важно поддерживать в должном состоянии и газоны. Потому что газон должен быть ниже бордюра, а у нас он иногда выше. И грязь с него стекает вниз, а потом машинами разбивается в пыль. Нужно стараться и летом поливать газоны. Вообще, нужно делать все для того, чтобы уменьшать концентрацию пыли, мелких частиц в окружающем воздухе. Ничего хорошего от них нет! Особо мелкие частицы — они же особо вредные. Хотя у дыхательной системы есть механизмы самоочищения. Это не фатально, если вы вдохнули немного пыли. Но есть пороги возможностей системы самоочищения, когда очень высокая концентрация веществ, когда есть воспаление. Особо чувствительны к микрочастицам, конечно, больные хроническими бронхолегочными и сердечными заболеваниями, дети, беременные и пожилые люди. Вот те группы риска, для которых принципиальна чистая атмосфера.

Степень загрязнения атмосферы легко можно оценить по количеству пыли на подоконниках. 

Свежераздробленные частицы хуже

— Легкий ветерок — одно, а пыльная буря из Китая, Внутренней Монголии, когда все желтым песком покрывается, другое. Хотя должен сказать, что свежераздробленные частицы куда более вредны для организма, чем песок. Например, в шахтах часто возникают так называемое силикозы, антракозы — болезни дыхательных путей, связанные с разрастанием соединительной ткани. Это как раз из-за свежераздробленных частиц.

В Райчихинске в советское время были большие проблемы, когда велась открытая разработка угля, там и заболеваемость раком легких была выше. Потому что из-за свежераздробленного угля была очень высокая загрязненность атмосферы. Когда на дорогах в качестве отсева используют золошлаковые отходы, это крайне вредно. Они содержат канцерогены — вещества, способные вызвать рак. Золой и шлаком дороги нельзя посыпать категорически. 

Дальний Восток — не для астматиков

— То, что на Дальнем Востоке вредно жить астматикам — вовсе не миф. Наши климатические условия действительно неблагоприятны: длинная зима с низкими температурами, контрастные сезоны года. Заболеваемость хроническими болезнями легких на Дальнем Востоке выше, чем в Российской Федерации. И она нарастает пропорционально суровости климата.

И хроническая обструктивная болезнь легких, и бронхиальная астма имеют некоторые особенности течения в нашем регионе, главное — быстрее прогрессируют, обостряются по сезонам. Пик заболеваемости пневмониями, обострения у астматиков и больных хронической обструктивной болезнью легких приходится на зимние месяцы. И второй пик обострений — в душно-влажные периоды. Для Амурской области как раз характерно влияние холодного воздуха в зимний период времени и высокой влажности летом. 

От вредных микрочастиц благовещенцев частично спасает хорошая продуваемость города — областной центр расположен на равнине и имеет классическую структуру с прямыми улицами, по которым охотно гуляет ветер.

Опасности формальдегида

— Формальдегид содержится в частицах, в дыме. Но больше — в ДСП и ДВП (древесно-стружечных и древесноволокнистых плитах). Одно время все бросились их покупать и не наносили соответствующее покрытие, а там — очень высокое содержание формальдегида. Поэтому иногда там, где стоит старая мебель (не деревянная, а вот такая — из ДСП, ДВП) при замерах даже фиксируется превышение предельно допустимых концентраций формальдегида. Замеры можно провести при помощи Роспотребнадзора, у них есть специальные газоанализаторы. Поскольку формальдегид — органическое вещество, оно может находиться в естественном, но связанном состоянии в древесине, в угле. Поэтому, когда вы начинаете их разрушать, воздействуете химически или высокой температурой, он начинает высвобождаться и присутствовать в высокой концентрации в атмосфере. А если не трогаете уголь, ничего и не происходит.

Возите детей в высоких колясках

Выхлопные газы скапливаются в более низких слоях воздуха. Именно они оказываются более загрязненными, особенно с точки зрения вредоносных газов, таких как оксид углерода, диоксид серы. «Чем ближе к поверхности, тем выше концентрация этих газов. Поэтому очень простая рекомендация для молодых мам с детьми — возите малышей в высоких колясках или носите на руках», — советует Юлий Михайлович. Этот вариант намного лучше низких колясок с длинной ручкой, которые удобны для родителей, но заставляют детей глотать выхлопные газы.

 

Читайте также по теме: 

Что вдыхает Благовещенск: почему атмосферу города считают одной из самых грязных в стране. 

«Посмотрите, какой пеленой покрыта амурская столица по утрам!»: Директор Благовещенской ТЭЦ о том, как централизованное отопление спасает город от вредных котельных и печей.