Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №44 (28813) от 23 апреля 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 апреля 2019,
вторник

Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге

Кино

Невзирая на все располагающие факторы, жизнь и судьба советского разведчика Рихарда Зорге до последнего времени мало интересовала отечественных кинематографистов. Легендарная личность путешествовала из одного документального фильма в другой, влача за собой статус человека, которому «не поверил Сталин». Все остальные достижения «Рамзая» на шпионской ниве обычно блекли на этом фоне. В 1985 году Зорге появился в качестве персонажа эпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» и снова пропал. Восстанавливать справедливость взялись студия Star Media и режиссер Сергей Гинзбург: сериал о резиденте и его опасных играх сняли еще в 2017-м, но на экране он появился только сейчас.

Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге / Невзирая на все располагающие факторы, жизнь и судьба советского разведчика Рихарда Зорге до последнего времени мало интересовала отечественных кинематографистов. Легендарная личность путешествовала из одного документального фильма в другой, влача за собой статус человека, которому «не поверил Сталин». Все остальные достижения «Рамзая» на шпионской ниве обычно блекли на этом фоне. В 1985 году Зорге появился в качестве персонажа эпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву» и снова пропал. Восстанавливать справедливость взялись студия Star Media и режиссер Сергей Гинзбург: сериал о резиденте и его опасных играх сняли еще в 2017-м, но на экране он появился только сейчас.

Главная роль досталась Александру Домогарову. Особого сходства с оригиналом и самому актеру, и гримерам достичь не удалось, зато таким образом персонажу обеспечили перманентную самоуверенность. Впрочем, начинается все с ситуации, в которой герой вынужден проявить нечто большее, чем просто самообладание. Зорге стоит на эшафоте, на шее его петля, а с уст срываются слова про коммунистический интернационал, которые уважительно протоколирует японец-распорядитель. Сразу становится понятно, что создатели сериала превратили языковую составляющую в условность: большинство диалогов ведется на русском, хоть и подразумевается, что в данный момент звучит немецкий или японский. При этом к работе над фильмом привлекли довольно много японских актеров — что неудивительно, ведь основное действие «Зорге» происходит в Токио и его окрестностях. Сюжет отматывается немного назад во времени, и вот мы видим успешного немецкого журналиста с вызывающим вопросы золотым партийным знаком НСДАП на лацкане, который пьет коньяк с офицерами Вермахта и наслаждается живым вокалом в японских ресторанах. Сценарий мгновенно дает Зорге поводы для плетения интриг. Претенденты на пост немецкого посла в Стране восходящего солнца наперебой обращаются к нему за карьерной поддержкой, разведчику остается лишь выбрать наиболее выгодный вариант.

Тем временем начальник управления НКВД по Дальнему Востоку Генрих Люшков, понимая, что над ним сгущаются репрессивные тучи, бежит в Китай, откуда попадает в Японию и начинает сдавать военной разведке все, что знает. В Москве дрожит в коленках товарищ Ежов, а товарищ Сталин не поддается панике, выстраивая дальнейшую линию поведения СССР. Зорге, которому грозит опасность от самого факта перехода столь высокопоставленного сотрудника на сторону противника, оказывается втянут еще и в конфликт с любимым советским государством. Все это приходится совмещать с работой посольского пресс-секретаря, выстраиванием без пяти минут семейных отношений с японской красавицей, управлением резидентурой (в которой тоже все не ладно) и внезапным появлением давно забытой любви. Гинзбург явно пытается усидеть на всех стульях сразу. В первой же серии имеется момент, когда Зорге ведет себя не просто как законспирированный агент, а словно некий спецназовец, который лишь последним усилием воли удерживает себя от массового убийства. Понять персонажа сложно. Он не предпринимает никаких усилий, чтобы в нужных случаях менять свою внешность, к подчиненным резидентам ходит на чай (и от них же выходит в эфир) и к тому же не очень скрывает интереса к секретным данным. 

Объясняется это перманентное любопытство исключительно журналистским профессионализмом: и немецкие, и японские оппоненты оказываются всякий раз биты этой козырной картой. Зорге разъезжает на мотоцикле по Токио, встречается с агентами у всех на глазах, посещает светские рауты и расплачивается с информаторами ужинами в ресторанах. Заниматься корреспондентской деятельностью у него просто нет времени. Сериал отличается от большинства собратьев по жанру тем, что немцы в нем пребывают в совершенно безоблачном расположении духа и о том, что кто-то может посягать на их тайны, даже не помышляют. За спиной у свеженазначенного посла Ойгена Отта, правда, маячит некий угрюмый юноша в мундире. Но он, похоже, всего лишь ревнует, что посол уделяет столько внимания какому-то там штатскому журналистишке. Создателям сериала лень раскачивать саспенс (состояние тревожного ожидания. — Прим. ред.), как это было, к примеру, в схожей по тематике «Красной капелле». По сути, зритель получает набор ярких и не очень картинок, на которых разнообразные герои произносят нужные фразы. Карточка — Кремль, под ней — японская деревушка, еще ниже — квартира Зорге, опять Кремль, и так далее по списку. Цельный сюжет из этого построить не только сложно, а решительно невозможно. Как и поверить в то, что эти странные орденоносные мужчины в кабинете Сталина хоть как-то связаны с происходящим «в Японии».

Осознав угрозу, которую для резидентуры в Японии представляет бегство Люшкова, вся генсекретарская рать принимается думать, как бы им ликвидировать непосредственно Зорге.

Советская линия Гинзбургу вообще дается с превеликим трудом. Ну, раздали Анатолию Дзиваеву, Василию Мищенко и Сергею Багирову роли Сталина Ворошилова и Берии, а делать-то с ними что? Отцу народов в этом смысле немного проще, знай себе зыркай исподлобья и говори с большими паузами. Остальные пребывают в своих образах, как в неизвестно чьих костюмах — и повернуться неловко, и неподвижно стоять глупо. Герои то вспоминают, что они активировали адскую машину террора против собственного населения, то превращаются в рассудительных граждан, готовых всегда вступиться за далекого подчиненного, даже если Сталин опять зыркает. Осознав угрозу, которую для резидентуры в Японии представляет бегство Люшкова, вся генсекретарская рать принимается думать, как бы им ликвидировать непосредственно Зорге — лишь по той причине, что тот узнал об аресте своего прямого руководителя Яна Берзина, и отказывается приезжать в Москву, не встретившись с ним. В сюжет вводят радиста Макса Клаузена, которого неважно играет Андрей Леонов, а также его многострадальную жену, которую хорошо играет Юлия Ауг. И все это в облаке сплошных недомолвок, и они отнюдь не выглядят, как продуманное сценарное решение. Удастся ли свести две локации в единое пространство в следующих сериях — очень большой вопрос.

Таким образом, зритель получил героя, которому не хочется сопереживать, даже зная о его печальной судьбе. Пока что он лишь ведет раскованную жизнь буржуа (кто б захотел обратно в Москву) и в экстремальные ситуации попадает чаще по собственной вине. Выхолощенная Япония ничем не привлекает взор, Россия и вовсе представлена одним кабинетом и одной сельской улицей, остальной мир существует исключительно в воспоминаниях и передовицах. Рихард Зорге — достаточно противоречивая фигура, шпион, вынужденный оперировать скорее слухами и предположениями, нежели конкретными данными. Все же сумел принести Советскому Союзу пользу в сентябре 1941 года, предоставив информацию о том, что Япония не готова к нападению. Это позволило задействовать дальневосточные дивизии в обороне Москвы. Судя по всему, создатели сериала намерены вести зрителя именно к этому событию, а в концовке вернуть героя на эшафот, но, как оказалось, для интересного сценария нужно нечто большее, чем общеизвестные факты. Ах, да — во второй серии появляется оружие ниндзя. Но это, скорее, не к Зорге, а к Фандорину.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Сыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром МашковымСыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром Машковым
Близкие контакты: рецензия на новый фантастический фильм «Сверхъестественное»Близкие контакты: рецензия на новый фантастический фильм «Сверхъестественное»
Все, что бродит по Европе: рецензия на кинокомикс «Хеллбой» с Дэвидом Харбором и Миллой Йовович
Вторая древнейшая: Первый канал показал сериал о разведчике Рихарде Зорге
А за ними кот: рецензия на новый фильм ужасов «Кладбище домашних животных» по роману Стивена Кинга
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Проверенным курсом: Первый канал показал сериал «Подкидыш» про эпоху НЭПа
Так не бывает на свете: рецензия на новый фильм Тима Бёртона «Дамбо» с Колином Фарреллом и Евой Грин
Мастер-класс по взрослой жизни: рецензия на новый фильм ужасов «Другой»
Что хорошо кончается: рецензия на новый боевик «Закатать в асфальт» с Мэлом Гибсоном и Винсом Воном
«Мертвое озеро» и «Содержанки»: телевизионные премьеры не для телевизора

Завернутый в ковер труп мужчины обнаружен в одном из дворов БелогорскаПроисшествия
Энергетики назовут «Надежных партнеров» среди юридических лиц Дальнего ВостокаЭкономика
Гороскоп на 23 апреля: Рыб будут раздражать окружающие, зато Близнецы поищут жертву для дискуссийСоветы
Победительница конкурса «Учитель года» получила в подарок от главы Белогорска телевизорОбщество
Безработным амурчанам предложат вакансии на ведущих предприятиях регионаОбщество
Приемная Медведева поможет амурчанам узнать о пропавших без вести в годы Великой ОтечественнойОбщество

Читать все новости

Кино

Сыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром Машковым Сыновья и полимеры: рецензия на новый фильм «Миллиард» с Владимиром Машковым
Близкие контакты: рецензия на новый фантастический фильм «Сверхъестественное»
Все, что бродит по Европе: рецензия на кинокомикс «Хеллбой» с Дэвидом Харбором и Миллой Йовович
А за ними кот: рецензия на новый фильм ужасов «Кладбище домашних животных» по роману Стивена Кинга
Моя семья: рецензия на новый кинокомикс «Шазам!» с Закари Ливаем и Марком Стронгом
Система Orphus