Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №77 (28846) от 23 июля 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
24 июля 2019,
среда

Владелица стоматологических клиник –о секрете успеха и дефиците душевного подхода к работе у медиков

Наталья Африканова: «Когда включаю маму, я выключаю доктора»

Люди

Острый пульпит, неимоверная боль и аллергическая реакция буквально на все препараты местной анестезии — с такой ситуацией столкнулась год назад наша коллега. Вылечить зубы под общим наркозом в Благовещенске оказалось проблемой: это делают лишь в одной клинике и очередь расписана на две недели вперед, а боль такая, хоть на стену лезь! Из всех стоматологических клиник Хабаровска, куда в отчаянии обратилась амурчанка, лишь в одной согласились оперативно помочь. Причем анестезиологическая бригада и стоматолог клиники «Тарилюкс» ради пациентки из другого региона вышли на работу в свой выходной день. Нам часто приходится слышать обвинения в адрес коммерческих клиник, где главное — отжать у пациента больше денег. «Для любого бизнеса важна прибыль, но бизнес тоже бывает разный», — подчеркивает Наталья Африканова, владелица той самой клиники. Недавно она побывала в гостях у редакции «Амурской правды».

Владелица стоматологических клиник –о секрете успеха и дефиците душевного подхода к работе у медиков / Острый пульпит, неимоверная боль и аллергическая реакция буквально на все препараты местной анестезии — с такой ситуацией столкнулась год назад наша коллега. Вылечить зубы под общим наркозом в Благовещенске оказалось проблемой: это делают лишь в одной клинике и очередь расписана на две недели вперед, а боль такая, хоть на стену лезь! Из всех стоматологических клиник Хабаровска, куда в отчаянии обратилась амурчанка, лишь в одной согласились оперативно помочь. Причем анестезиологическая бригада и стоматолог клиники «Тарилюкс» ради пациентки из другого региона вышли на работу в свой выходной день. Нам часто приходится слышать обвинения в адрес коммерческих клиник, где главное — отжать у пациента больше денег. «Для любого бизнеса важна прибыль, но бизнес тоже бывает разный», — подчеркивает Наталья Африканова, владелица той самой клиники. Недавно она побывала в гостях у редакции «Амурской правды».

Для кого-то она любимый доктор и учитель-профессионал. Для кого-то —  преуспевающая бизнес-леди, владелица группы компаний, включающих взрослую и детскую стоматологии, реабилитационный центр и семейный ресторан. А еще Наталья Викторовна горячая поклонница Патча Адамса — американского доктора, который совершил невероятное открытие в современной медицине: оказывается, лучшим лекарством от любых болезней является смех. В костюме клоуна он делал все возможное, чтобы заставить пациентов своей клиники смеяться. По примеру доктора Адамса Наталья Африканова детскую стоматологию тоже превратила в сказочное королевство, где нет слез, а зубы малышам лечат во сне. Теперь в эту клинику везут детей со всего Дальнего Востока и даже из-за рубежа. О том, через что ей пришлось пройти на пути к успеху, какие новые технологии приходят в мир стоматологической практики и об экологии бизнеса — в откровенном интервью Натальи Африкановой. 

«НЕ ЗНАЮ ПОЧЕМУ, НО Я ТЕБЕ ВЕРЮ»

— Наталья Викторовна, не поверю, что вы с детства мечтали стать стоматологом! 

— Я всегда была очень жалостливая девочка. Подбирала бездомных животных, вечно кого-то лечила — подраненных кошечек и собачек. Медицина, может быть, да, но только не стоматология! Однако судьба распорядилась так, что я поступила именно на стоматологическое отделение Хабаровского мединститута, где потом долго преподавала. Работала и в институте, и в клинике университетской, и в частных клиниках. И на Камчатке работала в деревне, где была единственным стоматологом. Каких только случаев не было. Но была молодая, даже немного отчаянная. Поэтому занималась и терапией, и хирургией, и даже сложной хирургией. Порой самой страшно было, а что было делать? Когда тебе утром привозят пациента, у которого рубленная топором рана лица. Все было. Опыт обширный. 

Мне повезло, что той стоматологии, которую мы так боялись в своем советском детстве, как врач, я захватила очень мало. Помню, как резко в 1996 году открылись двери и поперли технологии. Я ушла второй раз в декрет на три месяца всего, а когда вышла, то не понимала, о чем коллеги говорят. Стоматология сильно поменялась, стала более элегантной и интересной, появилось много инструментов, новых материалов, которые дают совершенно другие возможности. 

— С чего мама двух маленьких детей вдруг рванула в бизнес? 

— Я не относилась к этому как бизнесу. Для меня это была профессиональная свобода. Хотелось ездить не туда, куда тебя направляют, а куда хочется. Хотелось покупать то оборудование, которое ты хочешь. Нашей компании уже 17 лет, а я никогда не сдерживаю желание своих докторов. Даже более того: если проходит год и они ничего не заказывают, у меня появляется странное чувство. Значит, вы не развиваетесь, если ничего не хотите. Вы должны хотеть! Идею вынашивала не один год, но получилось открыть свое дело только тогда, когда погибли родители в одночасье. Месяца три я прорыдала: «За что?» Потом поняла: не за что, а зачем. Сказала себе: «Ты старшая в семье. Нужно что-то делать». Но прошло еще пять лет, пока открыла свою клинику. 

— Что было самым трудным?

 — Все! Я не понимала, что такое налоги, чем отличаются разные формы собственности. Это сейчас арендуй помещение где хочешь, а тогда даже арендовать помещение было сложно. Не было стартового капитала… У меня до сих пор никаких капиталов, кроме людей, помещений и оборудования. Обратилась к двоюродному брату, попросила занять деньги. Он мне сказал: «Наташа, пиши бизнес-план». Но я и бизнес-план — это вещи несовместимые! Когда звонила, думала: как же храбрости набраться и попросить 5 тысяч долларов. А попросила 25! Брат дал эту сумму в йенах. Нехороший человек поменял мне их на 16 тысяч долларов. С этого начинала. Практически все деньги ушли на ремонт помещения. Мне приходилось откапывать и отмывать запивших строителей, караулить, чтобы они работали. Потом их руководитель кинул — прихватив все деньги, сбежал. Как узнала, так и сползла по стенке… 

Я подходила ко всем друзьям и знакомым, просила: «Помогите чем можете». Кто-то давал 100 долларов, кто-то 100 рублей. Потом года два ходила и спрашивала: «Я тебе не должна денег?» Помещение было готово. Обратилась к одной женщине, которая торговала стоматологическим оборудованием, стала просить: «Дайте хоть в кредит, хоть в лизинг — не знаю как!» Она мне сказала: «Не знаю почему, но я тебе верю». Для нее это тоже был эксперимент: дала мне три стоматологические установки, за которые я года два потом рассчитывалась. Так мы открыли свою первую клинику: лечили там и взрослых и детей. 

ОБ ИНТУИЦИИ И КЛОУНАХ 

— «Тари» в названии — это о маленькой птичке, которая помогла крокодилу, почистив зубы своим клювом?

— Сначала это была просто птичка. Потом я узнала, что по-грузински это слово означает «саженец». А однажды пошла в поход с буддистами, и они мне сказали: «Тара — это богиня справедливости. К ней нельзя обращаться, если ты не прав. Поэтому ты должна быть честной и справедливой, иначе жизнь тебя накажет. Ты взяла на себя очень большую ответственность, выбрав такое название». У каждого свое мнение, но для меня «Тари» — это смысл моей жизни. Когда начинали, нас было 12 человек, все — фанаты своего дела. Сейчас коллектив 250 человек, у нас детская поликлиника со стоматологией, взрослая стоматология, реабилитационный центр и семейный ресторан. 

— Что для вас в бизнесе важнее — прагматизм или интуиция? 

 — На мой взгляд, интуиция важнее. Особенно в медицине. У врачей интуиция вообще должна быть очень сильно развита. Когда начинала свое дело, я даже не задумывалась над тем, какое направление создавать, развивать. Я имею в виду специализацию. В моем опыте и моей практике самый лучший маркетолог — это пациент. Человек, который пользуется твоими услугами, подсказывает: мне нужно вот это и вот это, а это мне не предлагайте — только мешает, и платить за это я не буду. Взять, к примеру, детскую стоматологию. Я сама была когда-то ребенком, а теперь мама четверых детей, понимаю, что ребенка пугает в медицине, а от чего ему комфортно. Во-первых, важно, чтобы доктор любил детей. И, поверьте, найти таких специалистов сегодня сложно. Говорят об этом многие, а тех, кто искренне переживает за чужого ребенка, к сожалению, мало. 

— С чего начались клоуны?

— Однажды ко мне пришел человек: «Можно я буду у вас подрабатывать, детей развлекать в холле?» Хотелось помочь бедному артисту, и я его приняла на работу. Долго он у нас не продержался, но идея  развлекать детей была гениальной. Ребятишки шли к нам уже не как в поликлинику, а посмотреть представление, поиграть. Мы решили эту идею развивать. И уже без аниматоров жить не могли. 

— Удачный маркетинговый ход. 

— Я не люблю слово «маркетинг», никогда этому не училась. Порой новые направления бизнеса мне подсказывала сама жизнь. Однажды мы пришли в гости, где нас угощали супчиком из фазанов. Тот супчик я никогда не забуду. Моей третьей дочке было года три. Она смотрит на меня: «Мама, косточка!» Подавилась. Как мы доехали до больницы, как нам давали наркоз — это отдельная история. Я искренне благодарна врачам за то, что нам помогли тогда. Но был момент, когда мне сказали: «Держите маску», а через несколько минут я увидела, что мой ребенок синеет. Повис вопрос: «А в маске кислород есть?» Вот тут мне стало плохо. Мама есть мама! Когда включаю маму, я выключаю доктора. После этого случая я отчетливо поняла: хочу, чтобы у нас в клинике было свое оборудование, современный наркоз и профессиональный анестезиолог. 

«Мне хочется, чтобы люди задумывались не только о деньгах, но и о пользе друг для друга. Остальное будет. Приходит молодой доктор, спрашиваю: «Почему ты пошел в стоматологию?» — «А здесь легко деньги зарабатываются». Я понимаю, что это не мой доктор. Все должно быть наоборот: сначала ты приносишь людям пользу, а потом уже к тебе идут деньги». Если будешь их тратить правильно, цели ставить правильно, успех придет». 

Восемь лет назад мы открыли анестезиологическое отделение в помещении детской поликлиники. Все-таки чаще эта помощь нужна деткам. Если ребенок приходит с острой болью, он кричит, вырывается, а стоматологическую помощь оказать нужно. Тут рядом оказываются анестезиологи, мы все очень красиво можем сделать. Я всегда примеряла все на себя, на свою семью. И очень четко слушала, что говорят клиенты. Чувствуете, я немножко разделяю: пациент — это человек, которому нужна помощь, а клиент иногда приходит к нам не обязательно за помощью. Иногда просто за советом. Разные бывают случаи. 

Сама жизнь давала мне подсказки, куда двигаться дальше: если это необходимо мне, значит, и другим мамам, их детям тоже нужно. Например, в какой-то момент я подумала: у нас так мало реабилитационных центров. Если у человека после инсульта нарушение каких-то двигательных функций, то по большому счету это памперсы и сиделка. Никто не занимается его восстановлением. А сколько детей-аутистов приводят к нам на прием. Ими тоже никто не занимается. Теперь мы занимаемся! Мы создали реабилитационный центр общего профиля, в восстановлении нуждаются все — и взрослые и дети. 

— Из канвы вашего медико-социального бизнеса выбивается ресторан. 

— Это случайность. Когда мы стали расширяться, приобрели новое здание для детской поликлиники, а цоколь выкупил другой человек и открыл там ресторан. Ох и намучились мы с запахами и вентиляцией. Когда стал меняться собственник, мы испугались: неизвестно, кто еще придет. Так волею случая стали развивать еще один бизнес — открыли семейный ресторан. И не жалеем. 

— Сегодня огромное число стоматологических клиник. Трудно конкурировать? 

— Выбор большой, услуги предлагают все, а искренней заботы люди не видят. Хочется, чтобы она была хотя бы в моих клиниках. В России мало уделяют внимания вопросам экологичности бизнеса — насколько ты честен с конкурентами, уважаешь потребителя своих услуг, насколько комфортные условия создаешь для своих сотрудников. Я всегда говорю сотрудникам: «Ребята, нам нужны деньги для того, чтобы дышать. Но вы часто думаете о воздухе, когда вы живете? Деньги нужно направлять на новое оборудование, на нашу учебу, на нашу свободу». Доктор приходит и говорит мне: «Я хочу съездить на учебу к такому-то профи. Хочешь — езжай!» У нас в компании нет такого, что пришел хозяин, снял выручку и поехал на Бали. У нас это не работает. И те, кто у нас обслуживался, понимают: здесь тебя не схватят и не залечат быстро весь рот. Зато сделают все, и это будет надолго. Самая лучшая реклама — это ваш пациент.

«КАК ТОЛЬКО ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ЗУБ, ЕГО УЖЕ НАДО ЧИСТИТЬ»

— Наталья Викторовна, многие мамы задаются вопросом: надо ли лечить ребенку молочные зубы, если они все равно выпадут? 

— Надо! Многие почему-то уверены, что молочные зубы не имеют корней, не имеют нервов. Это мы достаточно часто слышим. Уверяю вас, что молочные зубы имеют корни (они примерно сантиметр) и нервы. И болят они нисколько не меньше, чем постоянные зубы у взрослых людей. Конечно, жалко вкладывать деньги в то, что потом выпадет. Но, во-первых, с больными зубами жевать малыш точно не научится. А это может привести к проблемам развития желудочно-кишечного тракта и многим другим. Со сменой молочных зубов у ребенка появляются новые зубы, а микрофлору полости рта мы не поменяли. То есть все те же кариозные монстры, которые поселились у ребенка во рту, находят себе новые домики. 

— Почему кариес раннего детского возраста стал более распространенным, чем несколько лет назад? 

— Одна из причин в том, что немного меняется образ жизни, образ питания. Вспомните свое детство: раньше мы сырую морковку, кочерыжки капустные постоянно грызли. Сейчас много пищи сублимированной, фастфуд едят с раннего детства. Плюс появились блендеры — раньше их не было. Дети разучились жевать твердую пищу. Все чаще от мам приходится слышать: «Мой ребенок мяса не ест, только котлеты». Детские соки в пакетах родители покупают коробками. Многие дети не знают вкуса воды! Растут на компотах, морсах, самых разных вкусных напитках. Родители забывают правило: все, что не вода, то еда. Даже если вы не сладили компот, это все равно еда. Не только для малыша, но и для тех самых кариозных монстров. 

Дети разучились жевать твердую пищу. Детские соки в пакетах родители покупают коробками. Многие дети не знают вкуса воды! Растут на соках, компотах, морсах, самых разных вкусных напитках.

Одна женщина привела к нам мальчика. Ему лечить нужно было весь рот — от уха до уха. Ребенку жевать нечем, в четыре года он сосал бутылочку из соски и весил всего 9 килограммов. Вижу, что мама переживает, к тому же беременна глубоко и рядом еще колясочка. Начинаю с ней разговаривать: «Вот ребенок ваш сейчас проснется после наркоза…» Она перебивает меня: «Ему сок можно?» Я говорю: «Нет, нужно воду» — «Он не пьет у нас воду!» Смотрю, а у нее самой во рту полный беспорядок: гнилой на гнилом зубе. И она чувствует себя героем: «Я вот последние деньги на наркоз отдала…» 

Не надо, не приносите нам этих денег! Мы на гигиене будем зарабатывать, в конце концов. Но начните любить себя в первую очередь. Прежде чем забеременеть, вылечи ты себя. Потом сэкономишь на троих своих детях. Но когда у мамы во рту кариес, неудивительно, что и у детей заболят зубы. Она что, не будет своих детей целовать? Ее слюна с инфекцией в любом случае к ребенку попадет. 

— Выходит, что кариес — это заразное заболевание? 

— Да. Существовало много разных теорий кариеса. И все-таки пришли к выводу, что это инфекционный процесс. И заражаются наши маленькие дети от нас, взрослых, — мам, пап, бабушек, дедушек. Когда целуем детей, облизываем соски, ложки, мы передаем свою инфекцию в рот ребенку. Ребенок рождается без кариозных монстров. Когда мы их там поселили, чтобы эти монстры развивались, им нужно питание. И мы их подкармливаем соками, сладостями. Все чаще мы видим детей очень маленького возраста со множественным поражением зубов. Из 20 молочных зубов лечить необходимо 12—14, а то и 16 зубов, то есть больше половины. Ребенок просто физически не вытерпит, если лечить зубки без наркоза. 

— С какого возраста нужно приучать малыша чистить зубки? 

— С того момента, как только у него появился первый зубик. Хоть он и маленький, начинайте его уже чистить. И приучайте детей с самого раннего детства полоскать рот после каждого приема пищи. Нас учили в детстве: встал, умылся, почистил зубы, а потом уже идем на завтрак. А по логике нужно чистить зубы после завтрака. У ребенка с раннего детства должна быть своя зубная щетка.

НАТУРАЛЬНУЮ ЗУБНУЮ ЩЕТКУ НУЖНО ЧАЩЕ МЕНЯТЬ 

— Сегодня появилось много современных средств, которые мы раньше никогда не использовали. Кроме обычных, существуют электрические, звуковая зубные щетки, ионные, которыми чистят без зубной пасты. Какие лучше? 

— Для меня это все маркетинг, и на самом деле можно без всего этого обойтись. Конечно, всегда приятнее использовать что-то высокотехнологичное и красивое. Одному может подойти электрическая щетка, у другого от нее повысится чувствительность зубов, воспалятся десны. Нужно ли большое количество вибраций? Я не уверена. Можно переусердствовать во всем. Все очень индивидуально. В любом случае ни одна из существующих щеток не отменяет необходимость профессиональной чистки раз в полгода.

Щетка может быть самая простая, главное — соблюдать банальные вещи: чтобы она не была жесткая или слишком мягкая. Щетки с мягкой щетиной больше подойдут людям с чувствительными зубами. В норме эмаль образует защитный слой на более чувствительной ткани зуба — дентине. Если по каким-то причинам эмаль истончается, то дентин оголяется, и при воздействии холодного, кислого и так далее возникают болевые ощущения. Поэтому людям с чувствительными зубами не рекомендуются жесткие щетки или пасты, содержащие абразивные частицы — обычно это отбеливающие, потому что они дополнительно стирают эмаль. В этом случае нужно мягкое и бережное очищение. Но мягкие щетки хуже убирают налет, поэтому зубы нужно чистить чуть дольше. 

Сколько мы чистим зубы? По статистике, полминуты — и побежал. А нужно 2—3 минуты. Щетки с перекрестно расположенными щетинками лучше вычищают межзубные промежутки. Резиновые щетинки по бокам осуществляют массаж десен. Это полезно для людей, страдающих от кровоточивости десен.

— А материал какой лучше — искусственный или натуральная щетина? 

— Искусственный. Если щетка сделана из натурального ворса — он же, как елочка, там быстрее скапливаются бактерии, и ее нужно чаще менять. В идеале зубную щетку нужно менять каждые 2—3 месяца. И хорошо бы это сделать после профгигиены у стоматолога, так как под застарелым налетом находились различные виды микроорганизмов, которые теперь исчезли. Более важно даже не качество щетки, сколько техника чистки зубов. Необходимо чистить зубы регулярно, не меньше двух минут два раза в день. Движения должны быть не горизонтальными (так вы только травмируете десну и сотрете эмаль), а вертикальными: вверх — вниз, от десны к зубу. Нужно уделить внимание каждому зубу — почистить со всех сторон.

— Некоторые люди после 55 лет опасаются ставить имплантаты, якобы возрастает риск онкологических заболеваний.

— Это такой же миф, как утверждение, что наркоз якобы сокращает жизнь на семь лет. А кто это просчитал? Кому тогда нужно ставить имплантаты — молодым? Очень часто проблемы с зубами возникают именно у пожилых. В России у более 65 процентов людей пенсионного возраста отсутствует часть зубов, что затрудняет пережевывание пищи. Имплантация может решить эти проблемы и позволит жить полноценной жизнью. Зубы можно имплантировать хоть в сто лет. Главное, чтобы не было заболеваний, которые могут являться относительным или абсолютным противопоказанием к имплантации, например сердечные заболевания, сахарный диабет. Возраст — лишь повод для врача более тщательно обследовать пациента перед имплантацией и хорошо подготовиться к операции.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Олег Кожемяко опроверг информацию о переходе в дальневосточное полпредствоВласть
Из юхтинской спецшколы в Свободненском районе сбежали 12 подростковПроисшествия
Сбербанк первым на российском рынке перевел в онлайн-режим услугу по возмещению налогов из бюджетаНовости партнеров
Тысячу брендированных открыток с харзой отправит «Почта России» на форуме AMUR TRAVELОбщество
Гороскоп на 24 июля: Близнецов одолеет апатия, а Львов ожидает триумфСоветы
Благовещенский ансамбль «Ровесники» покорил американцев «Калинкой»Общество

Читать все новости

Люди

«Я 25 лет фанатела по Metallica»: как амурчанка попала на концерт легендарной группы в Москве «Я 25 лет фанатела по Metallica»: как амурчанка попала на концерт легендарной группы в Москве
Молодой поэт из Благовещенска тратит гонорары на благотворительность
Тайные знаки Благовещенска: почему Ленин стоит на пирамиде и зачем Петру и Февронии заяц
Директор амурского драмтеатра: «Горький хлеб Албазина» повезут в Москву
«Мой бизнес»: предприниматель из Магдагачинского района произвел более 200 тонн угля из березы
Система Orphus