Без моста: как живет отрезанное от школы, детсада и пожарной части амурское село

Жители ходят по сломанному сооружению на свой страх и риск

«Мы два села, но давно живем одной деревней», — качают головами жители Чембаров, с досадой глядя на противоположный берег Большой Перы. Мост, десятилетиями соединявший соседние села, обвалился неделю назад. На этой стороне остались жилые дворы, на той — школа, детский сад, пожарная часть, магазины. Между ними всего 300 метров, но попасть туда можно, только миновав 10 километров. Воспитанники детсада теперь сидят по домам, школьники и автомобилисты делают крюк по объездной дороге, а пешеходы без своего транспорта идут по сломанному сооружению на свой страх и риск. Корреспонденты «Амурской правды» побывали в поселке, застрявшем между двух аварийных мостов.

Асфальтированный мост с пешеходными дорожками был гордостью села.

Новый маршрут

Добираться из райцентра до Чембаров по региональной автодороге Свободный — Циолковский даже на комфортном редакционном минивэне — то еще удовольствие. Больше 38 километров ям, бугров, трещин и оседающей в носоглотке пыли. За последние 3—4 года строительства космодрома и газоперерабатывающего завода дорога изменилась до неузнаваемости. Местные жители не отчаиваются, ждут, что после возведения крупных объектов покрытие восстановят. Соглашение по возмещению вреда, причиненного местным дорогам большегрузами, было подписано давно. Осталось дождаться его исполнения и опять заживем…

15

июня станет известна судьба аварийных мостов в Чембарах

— Можно и по федералке туда доехать, но это еще дольше, — разводит руками замглавы Свободненского района по вопросам жизнеобеспечения Наталья Халеева.

По этому пути три раза в день следует рейсовый автобус, связывая Нижние Бузули, Чембары и Черновку со Свободным. Большая часть населения работает в райцентре или на космодроме. Схема движения здесь была отработана годами и удобна всем. Но обрушение моста в Чембарах внесло свои корректировки. Из-за ЧП протяженность рейса увеличилась на 22 километра и 15 минут. Построение нового маршрута, как и дополнительные затраты ГСМ, легло на плечи районной администрации.

Объездная дорога

Раньше автобус, забрав людей из первого населенного пункта — Нижних Бузулей, разворачивался и продолжал путь по региональной трассе до Черновки. Теперь он едет до Чембаров по объездной дороге. Она была в плохом состоянии, поэтому местные жители использовали ее редко, например, чтобы добраться на поля. Сейчас это единственный путь в село, второй путь заблокировал обрушившийся мост. Подрядчики начали приводить эту дорогу в порядок и отсыпать гравием еще зимой, когда оба моста, соединявшие Чембары с остальным миром, были признаны аварийными.

10

мая обрушился мост через реку Большая Пера

Через семь километров пути по гравийке упираемся в кучу песка и дорожный знак «Проезд запрещен». Мост через реку Ору закрыли в этот понедельник, когда объезд, размытый тающей водой, был восстановлен. Глядя на волнообразное покрытие сооружения и покосившиеся сваи под ним, становится ясно: мосту давно требуется ремонт. Обогнув конструкцию справа по свежей дороге, практически сразу попадаем в Чембары.

Ярко выкрашенные заборы, расставленный по дворам хозинвентарь, детские качели, велосипеды и коляски — видно, что жизнь в небольшом селе не стоит на месте, а тоже течет в своем русле. Не заметили, как миновали все 90 дворов и выехали ко второму мосту, много лет соединявшему селян с соседней Черновкой.

Большая Пера давно обмельчала и не представляла угрозы мосту.

Неожиданная опасность

Вживую разрушенный мост выглядит страшнее, чем на фотографиях, опубликованных информагентствами страны неделю назад. Обвалившаяся конструкция больше напоминает место съемки фильма-катастрофы: зияющая дыра в покрытии, крошево асфальта, обнажившаяся арматура, потонувшие в реке бетонные балки. Даже не верится, что еще недавно по нему спокойно бегали школьники с ранцами за спиной и проезжали машины, полные людей.

34

года отслужил рухнувший мост через реку Большая Пера

— Мост, конечно, был шикарным, практически нашей достопримечательностью, — вспоминает давние годы глава сельсовета Светлана Гурьева. — Там и пешеходные дорожки были, и асфальт добротный. Никто не ожидал, что он вот так развалится в одночасье!

С 8 мая мост был закрыт для движения транспортных средств. Утром 10 мая по нему еще спокойно ходили люди, а к обеду телефон Светланы Анатольевны уже разрывался от звонков очевидцев. «Слава богу, никто в это время по нему не шел», — положа руку на сердце, говорит женщина.

Общая жизнь

Селяне признаются, что этим мостом они пользовались постоянно и объездная дорога здесь нужна гораздо больше, чем на Оре. Чембары и Черновка всегда жили общей жизнью. В советское время ее определял керамический завод, расположенный между ними. Сегодня на его месте руины, но люди из двух сел давно стали друг другу родными. Ежедневно курсировала между населенными пунктами не только глава сельсовета на служебной машине, но и почти каждый житель. В Чембарах располагаются в основном дома, где живут 360 человек, а в Черновке — школа, детский сад, пожарная часть, сельсовет. По факту между ними всего 300 метров, но теперь, чтобы попасть из одного села в другое, надо сделать крюк более 10 километров.

«Муж, конечно, боится, но ходит по мосту на работу, куда деваться! Дома зовем его камикадзе», — смеется Валентина Вешенская.

Сейчас проезд по мосту невозможен, а проход строго запрещен. Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть треснувшие под мостом и накренившиеся сваи. Однако селяне признаются, что все равно перебираются на тот берег на свой страх и риск. Пешеходная дорожка с одной стороны сохранилась, но за ее безопасность не поручится никто. «Не вплавь же пускаться», — разводят руками люди.

Для школьников был организован безопасный подъезд на автобусах по объездной дороге. А вот работникам учебного заведения и детсадовцам с родителями приходится добираться до места самостоятельно. По утрам в Черновку стремятся и вахтовики, чтобы вый­ти к региональной трассе, по которой движутся рейсовые маршруты в Циолковский, ГПЗ, дом отдыха «Бузули».

Без сада как без рук

В семье коренной жительницы Чембаров Валентины Вешенской десять человек, большая часть — дети. Это становится ясно еще до того, как войдешь в дом. На веревках сохнет много маленьких колготок, во дворе — песочница, на крыльце лежит укутанный в лоскутки пупс. Глава семьи работает в школе сторожем, четверо детей учатся, а самая младшая дочка Полина ходит в садик.

— Сейчас не хожу, садик закрылся, — деловито отвечает четырехлетняя Поля и, не вдаваясь в подробности, убегает катать по двору игрушечную машину вместе с подружкой.

360

человек, из них 46 детей живут в селе Чембары

Сегодня у хозяйки дома в два раза больше рабочих рук, вот только толку от этого в два раза меньше. Что такое помощник дошкольного возраста, знают все молодые мамы. Теперь приходится не только стирать ворох одежды, а еще и перестирывать за помощницей, которая тоже жаждет активности. Но лучше так, чем вести ребенка в сад по опасному мосту, признается селянка.

— А муж, конечно, боится, но ходит по нему на работу, куда ему деваться! Дома зовем его камикадзе, — не теряет оптимизма Валентина Сергеевна. — Идти необходимо, а придет он назад или нет, каждый раз не знаю.

Мост через реку Ору закрыли для транспорта в минувший понедельник.

Совещания в «Ватсапе»

Общая беда сплотила и без того дружных жителей Чембаров. Судьба рухнувшего моста — теперь главный вопрос, который стоит на повестке каждого дня. Старики обсуждают его, собираясь в местном клубе в день выдачи почты. В это время молодое поколение в ватсап-группе села решает, как изменить автобусный маршрут, чтобы охватить максимум пассажиров. «Меня тоже туда добавили, но читать все, конечно, времени нет, — признается глава сельсовета Светлана Гурьева. — Если что‑то важное, мне уже шлют скриншоты оттуда».

300

метров отделяют Чембары от Черновки

Жители также гадают, что послужило причиной разрушения бетонных конструкций. Местные речки никогда не были буйными, они не могли испортить опоры. По словам старожил, раньше Большая Пера была значительно глубже, и первые поселенцы даже ловили в ней красную рыбу, заплывавшую из Амура. Сейчас река настолько обмелела, что ни о какой серьезной рыбалке не может быть и речи. Мальчишки удят в ней только маленьких гольянов забавы ради. И опасности для моста река не представляет.

Большегрузы также никогда не ездили через эти мосты. Селяне уверяют, что видели на мосту грузовики, возившие материалы для объездной дороги через реку Ору. Однако дорожники заверили корреспондента АП, что «Фотоны» со скальником для подсыпки объездной дороги ходили только через Нижние Бузули.

— Мы бы сами свалились туда, если б поехали, — уверяет гендиректор подрядной организации АО «ДЭП № 191» Игорь Лигачев. — Но кто‑то все‑таки пытался проскочить через кучу песка. Мы видели следы колес. После этого мост и обрушился.

Будущее за ними

Оба сооружения прослужили больше тридцати лет. Их периодически подкрашивали, подсыпали, восстанавливали сломанные парапеты. Но нет ничего вечного.

— Может, хоть понтонный мост пока сделаем? Обратимся к военным за помощью? — каждый день подкидывают идеи главе села местные жители. — Без него никак нельзя, все же это понимают!

Но даже понимая все нюансы, администрация не может принимать никаких решений по этим двум объектам. Мосты не принадлежат муниципалитету, это собственность Амурской области. Ими занимается их балансодержатель — ГКУ «Амурупрадор».

— Надеемся, найдется какой‑то быстрый и цивилизованный выход, — говорит завклубом Зинаида Рожкова. — Сегодня в Чембарах отработаю и пойду по этому мосту в Черновку, там я тоже завклубом, меня дети ждут. Я уже и забыла, что на два села работаю, никогда не думала, что пройти триста метров будет проблемой.

Зине всего двадцать два. Она родилась в Чембарах, вышла замуж, родила дочку. Сейчас молодая семья строит здесь дом, потому что это место давно стало родным даже для избранника Зинаиды, который переехал сюда ради нее из Хабаровского края. Рожковы понимают, что они — будущее села, и готовы вкладывать свои силы в его развитие. Насколько удобной для жизни и процветающей будет эта земля, зависит от ее инфраструктуры.

На чай в соседнее село

— Мне тоже завтра в Черновку надо, но я боюсь по мосту идти, а то он подо мной рухнет, и потом все скажут, что это я сломала, — заразительно смеется местная активистка Ирина Кожемяко.

Даже на пенсии селянка не знает покоя, заведует библиотекой в Чембарах и трудится прачкой в детсаду Черновки. По словам женщины, два соседствующих села повязаны давно и надолго. Муж Ирины Семеновны работает водителем школьного автобуса, дочка — учителем, соседка — поваром в школе. За десятилетия жители успели породниться. У каждого селянина за речкой есть родственники и друзья. Сходить вечером попить чая в Черновку раньше было обычным делом. Но сегодня жителям заблокированного села даже не до чаепитий. Мост необходим, чтобы выполнять свои прямые служебные обязанности.

МНЕНИЕ

Гор Минасян, инженер дорожного хозяйства первой категории ГКО «Амурупрадор»:

— Обе конструкции с января стоят в графике осмотра мостов. Работу по ним ведут независимые эксперты. Официальное заключение они обязаны представить нам до 15 июня. Тогда станет ясно, что делать с ними дальше: ремонтировать или демонтировать и возводить новые. Конечно, мост там нужен, но в какие сроки он появится, будет решаться на уровне министерства. Мост через Большую Перу был построен в 1985 году, и срок его службы давно истек. Многие подобные железобетонные мосты, особенно свайные, на дорогах нашей области находятся в неудовлетворительном состоянии. Работа по всем ним ведется. Второй мост, через реку Ору, думаю, подлежит восстановлению. Но сначала нужно просчитать объемы, подготовить документацию. За это лето ее не сделать, но через год она уже должна быть готова.

На следующей неделе проведем совещание с главой района и перевозчиками. Обговорим, как организовать подвоз людей из Чембаров в Черновку. Это неудобно, но ездить придется только через реку Ору.

Приамурье проверяет мосты

87

искусственных сооружений в Амурской области признаны аварийными

Рухнувший в Чембарах мост — не первый подобный инцидент в Приамурье. В октябре прошлого года виадук в Свободном обрушился на железнодорожное полотно. Пострадал водитель самосвала, двигавшегося в этот момент по мосту. На заседании КЧС было принято решение разобрать аварийный пролет и не восстанавливать конструкцию. Еще через месяц опасным был признан подобный путепровод в Белогорске. Были введены ограничения по проезду грузового транспорта. На работы по укреплению аварийных опор моста ушло полгода. Конструкцию открыли для проезда машинам весом до 30 тонн неделю назад.

В конце прошлого года были обследованы все искусственные сооружения области. Из 570 мостов 87 были признаны аварийными. Сейчас они находятся под наблюдением специалистов, введены ограничения по проезду грузового транспорта, готовятся объезды.