Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №65 (28834) от 18 июня 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
19 июня 2019,
среда

«Он знал, что картины останутся на века»: Хэйхэ увековечил память об Александре Тихомирове

Журналисты АП стали одними из первых посетителей музея имени народного художника

Общество

Знаменитая оконопись, малоизвестные студенческие пейзажи и трогательные, почти интимные рисунки карандашом — частную коллекцию, которая собиралась 22 года, теперь может увидеть каждый желающий. В китайском городе Хэйхэ открылся первый в Китае музей имени народного художника России Александра Тихомирова. Церемония состоялась 17 мая — во вторую годовщину смерти мастера. Журналисты «Амурской правды» побывали в Хэйхэ и стали одними из первых посетителей уникального музея.

Зал славы художника

Пять минут от хэйхэской таможни — и мы на месте. Наша машина остановилась возле одной из четырех высоток на берегу Амура, что видны с российского берега. К открытию первого в Китае музея имени народного художника России почти все готово — расстелены красные дорожки, расставлены букеты, за полтора часа до открытия приходят первые гости. На улице из динамиков льется песня, а на большом экране редкие кадры из семейного архива — Александр Тихомиров в кругу родных и друзей поет под гитару. Их сменяют приветы артистов — частых гостей фестиваля «Амурская осень», интервью народного художника китайскому телеканалу и запись трансляции из Екатерининского зала Московского Кремля, во время которой президент Владимир Путин наградил амурского художника орденом Дружбы.

При входе в музей перечислены главные достижения Александра Тихомирова. Здесь помещены письма от президента «Амурской осени», председателя Союза кинематографистов России, заслуженных и народных художников со словами признания его таланта и важности открытия музея. На одной из стен — фотографии Александра Евгеньевича с Владимиром Путиным, амурскими губернаторами, Зурабом Церетели, министром иностранных дел Сергеем Лавровым и другими известными людьми. Пройти через этот зал славы удается не сразу — ни на минуту здесь не утихают затворы фотоаппаратов: сюда подходят все новые и новые гости, чтобы сделать снимки на память.

Далее в небольшом коридоре картины — не сразу понимаешь, что они принадлежат кисти прославленного оконописца Тихомирова.

— Мы в детстве не могли воспринимать творчество отца, как сейчас — с позиции взрослого. Папа что-то рисует… Сейчас я смотрю на его картины — они такие разные по стилю. До того, как он создал свое направление, он был в поиске себя как живописца. Допустим, эта работа, — мы остановились у одного из ранних полотен вместе с младшей дочерью художника Дарьей. — Я смотрю на нее, и сразу возникает отсылка к Сальвадору Дали, к символистам. Такие были ранние работы, очень необычные. В них чувствовалось влияние его учителей.

«Он знал, что картины останутся на века»

Несколько просторных залов музея вобрали в себя 160 картин Александра Евгеньевича. Все они из частной коллекции друга художника и директора музея Русского искусства в Харбине Лю Минсю. Он собирал работы знаменитого амурчанина 22 года. В музее теперь хранятся 45 работ в жанре оконопись, 55 живописных полотен, а также множество его рисунков, альбомы, фотографии, вырезки из газет, в том числе из «Амурской правды».

— Это институтские работы Саши, где-то 3-4 курс Строгановки, — продолжает импровизированную экскурсию по музею вдова художника Елена Тихомирова. — Здесь даже чувствуется суровый стиль Гелия Коржева — известный художник был его учителем. Я всех его учителей помню. Олег Павлович Филатычев, Лидия Валерьяновна Комарова, Игорь Павлович Абросов… Всю жизнь Саша повторял имена своих учителей, он был благодарным человеком. Когда Саша познакомился с Лю Минсю — он знал, был провидцем, что будет музей, говорил, что картины останутся в музее на века.

В соседнем зале под стеклом хранятся рисунки. «Это, скорее всего, благовещенские рисунки, — говорит Елена Владимировна, вместе с нами рассматривая наброски карандашом. — Мы ездили в Черемхово — там дача художников была. А это я Аленке массаж делаю. Это 80-е — начало 90-х годов. Саша рисовал, складывал. Видимо, отдал их Лю Минсю».

Среди экспонатов музея не только картины Александра Евгеньевича. Несколько работ — рисунки его младшей дочери, тоже художника, Дарьи. Цветы в вазе, портреты мамы и папы — их Даша рисовала в возрасте 9 лет. «Это с первой выставки детских рисунков в Хэйхэ. Лю Минсю все сохранил», — объясняет Елена Владимировна.

«Музей в Хэйхэ и музей-мастерская в Благовещенске — братья»

Мемориальный музей Александра Тихомирова в Хэйхэ стал первым в Китае, носящим имя народного художника России. Всего же в КНР семь музеев русского искусства. В частности, такие музеи есть в Пекине, Харбине, Чэнду, Тяньцзине и на Хайнане. Во всех представлены картины Тихомирова.

— Открыть музей в Хэйхэ было инициативой китайской стороны, для меня его создание стало полной неожиданностью. Я только сказала: «Господи, спасибо тебе за все!» — говорит вдова художника. — Накануне моего дня рождения Лю Минсю приехал в город и сказал мне, что будет открывать музей. Спросил мое мнение. Я ответила: «Человек жив, пока жива о нем память».

— Два года назад, когда не стало Александра Тихомирова, я задумался, что я могу сделать для того, чтобы сохранить память о нем, ведь мы столько лет вместе сотрудничали в культуре и искусстве. Мы стали как братья, — признался директор музея Русского искусства в Харбине Лю Минсю. — Я много лет собирал его картины. И я подумал: что я могу сделать, чтобы их увидело как можно больше людей, чтобы эти картины стали не только моими. Он ушел от нас, но его творчество всегда с нами. Поэтому появилась идея этого музея.

Открытие музея в Хэйхэ приурочили к еще одному событию — 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Ведь Александр Евгеньевич оставил заметный след не только в истории и культуре страны, но и в развитии дружбы между российским и китайским народами. «Тихомиров — посланник российской дружбы в Китае», — не раз подчеркнули во время торжественной церемонии и российские, и китайские гости. Вместе с Лю Минсю за два десятилетия они организовали десятки выставок в двух государствах.

— Он много лет вкладывал все свои силы в развитие дружбы. Я хочу, чтобы в Китае еще больше людей познакомились с его творчеством, чтобы наши дети и внуки через его работы познавали русскую культуру. И я хотел бы, чтобы музей в Хэйхэ и музей-мастерская в Благовещенске именовались братьями, — отметил Лю Минсю.

Музей в Хэйхэ будет работать каждый день,  вход для всех посетителей — бесплатный.

Портрет отца — в подарок музею

Музей известного художника также работает в Благовещенске. Он открылся в сентябре прошлого года. Музей-мастерскую презентовали во время фестиваля кино и театра «Амурская осень». Народный художник страны в свое время активно сотрудничал и помогал в налаживании связей организаторов и гостей фестиваля с Китаем.

Несколько личных вещей художника, которые хранились в мастерской, семья Тихомировых передала в подарок хэйхэскому музею.

— Три личные кисти, очки, которые защищали глаза художника во время создания мозаик на зданиях Благовещенска, экземпляр «Амурской правды» 2005 года со статьей о выставке в Пушкинском музее, выпуск журнала «Изобразительное искусство» 90-го года, пригласительный билет на выставку в Москве, подписанный отцом лично, и сама афиша о выставке. Эти вещи из мастерской дополнят коллекцию музея в Хэйхэ, — отметила старшая дочь художника Елена.

Младшая дочь Александра Тихомирова Дарья прилетела на открытие из Москвы. В подарок музею она передала портрет отца, который написала сама.

— Когда я узнала, что откроется музей, у меня было много радостных эмоций. И в знак благодарности мне хотелось сделать что-то доброе. Я подумала, что портрет отца будет хорошим подарком. Тем более я знала, что в коллекции Лю Минсю уже есть портреты, которые я рисовала ребенком. Мне хотелось обновить коллекцию, — улыбается девушка.

«От картин Тихомирова идет сильная лучистая энергия»

Большую часть коллекции хэйхэского музея составляет оконопись. Александр Тихомиров — создатель этого направления и единственный его представитель. Новое направление в современной религиозной живописи художник запатентовал в 1995 году. Оконопись — это религиозные сюжеты, выполненные темперой на оконных ставнях.

В поздних работах, кроме дерева и темперы, художник стал использовать драгоценные металлы и камни. Соавтором этих работ стал его друг — ювелир Владимир Верхотуров, который тоже приехал в Хэйхэ на открытие мемориального музея.

Творческие люди познакомились в 1993 году — тогда они были не только увлеченными искусством люди, но и соседями по дому.

— Впервые пришли в гости к Саше, у него была маленькая однокомнатная квартирка, тесно жили. И вот мы попили чаю, сидим разговариваем. Он стал рассказывать о своей оконописи. Говорит: есть пара работ дома. Вышел на кухню и заходит оттуда со своей работой. Маленькое отступление — в Дальнегорске я познакомился с ребятами — контактерами. Они мне показали, что такое биоэнергетика, экстрасенсорика. И вот Саша поворачивает ко мне свою работу — меня аж дернуло. От нее такой сильный лучистый фон идет. Я такого даже никогда не слышал, — рассказал о первом знакомстве с оконописью Тихомирова ювелир.

Впервые драгоценный металл, по воспоминаниям Верхотурова, появился в оконописи в 2001 году. Причем идея родилась не у творческих людей, а у одного из ценителей работ художника.

— Саша всегда был противником, как и все художники, вмешательства в свое творчество. Я знал его давно. Один из Сашиных друзей приобрел его работу, она готовилась на подарок. И вот этот человек подошел ко мне и говорит: «Слушай, я хочу, чтобы она была более богатой, поярче смотрелась. Честно говоря, это немного покоробило тогда. «Давай сделаем нимб из золота», — делится воспоминаниями Владимир Николаевич. — Мы попробовали, сделали — Сашка фыркнул, ему не понравилось. Клиент забрал картину и довольный умчался. Где-то с полгода Саша переваривал все это дело. Он был очень хорошим человеком и не отталкивал все подряд. Он пришел ко мне, говорит: «Володь, хорошо, давай попробуем сделать, но чуть по-другому. Все последующие работы мы делали уже по его идее. Мы сделали штук пять, он сказал: все, больше не будем. Потом прошло месяца два, он пришел снова: «Ладно, ты убедил!» А я не убеждал, скромно молчал в стороне. «Давай, вот такие работы попробуем». С тех времен так и пошло.

Мнения

Ольга Юркова, министр культуры и национальной политики Амурской области:

— Впервые на территории Китая открылся мемориальный музей, посвященный народному художнику России. Открытие этого музея — значимое событие в культурной жизни обеих стран. Два года, как нет с нами Александра Евгеньевича, но его дело живет в друзьях и товарищах — открытие музея тому подтверждение. Я хочу поблагодарить каждого, кто принимал участие в создании мемориального музея.

Елена Тихомирова, старшая дочь художника:

— Мы с сестрой с малых лет принимали участие в многочисленных поездках с отцом в Китай. Я очень ярко это помню и вот сейчас у меня как будто пазл сложился — впечатление обо всех работах. Эти картины прежде выставлялись, теперь они в частной коллекции Лю Минсю. Он бережно, трепетно хранит все эти работы, и теперь мы имеем возможность их видеть вместе. Некоторые работы не выставлены, но это малая часть. Большая часть его коллекции представлена здесь. Мы передали вещи из музея-мастерской в Благовещенске, они дополнят коллекцию музея в Хэйхэ.

Дарья Тихомирова, младшая дочь художника:

— Я не ожидала увидеть в музее так много работ, причем работ, которые представляют разные этапы творчества отца. Они собраны в одном месте и для нас это большое событие, видеть, что на территории другого государства открывается мемориальный музей имени русского художника. Для нас это большое событие, радость для семьи, что память о художнике сохраняется.

Леонид Кильчанский, заслуженный художник России:

— Музей получился очень красивым. Я не ожидал, что в нем будет такая объемная экспозиция — оконопись, живопись, фотографии, скульптуры, газеты, книги, альбомы, журналы. Все это собрано в одном месте — итог очень долгого сотрудничества Александра и Лю Минсю. Александр вообще был одним из участников создания музея Русского искусства в Харбине, в котором собраны работы художники со всей России. В том числе в нем обширная коллекция Тихомирова.

Материалы по теме

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
2
22 мая в 19:24

Тихомиров- это гордость не только амурчан, но и всех россиян. Соседям китайцам повезло. Они прикоснутся к ген

1
22 мая в 05:16

Тихомиров - это ГЛЫБА!

Комментариев пока не было
Не гасить Вечный огонь и построить спорткомплекс: амурчане задали вопросы президентуОбщество
Тяжелые огнеметы «Солнцепек» провели на полигоне в Приамурье первые боевые стрельбыОбщество
Комфортабельный теплоход с буфетом и музыкой будет ходить до российско-китайского моста через АмурОбщество
Дело обвиняемого в мошенничестве экс-замглавы амурского Росприроднадзора направили в судПроисшествия
Круглосуточная киберарена для геймеров откроется летом в БлаговещенскеОбщество
Власти Приамурья собираются помогать деньгами семьям добровольных пожарныхВласть

Читать все новости

Общество

Не гасить Вечный огонь и построить спорткомплекс: амурчане задали вопросы президенту Не гасить Вечный огонь и построить спорткомплекс: амурчане задали вопросы президенту
Тяжелые огнеметы «Солнцепек» провели на полигоне в Приамурье первые боевые стрельбы
Комфортабельный теплоход с буфетом и музыкой будет ходить до российско-китайского моста через Амур
Круглосуточная киберарена для геймеров откроется летом в Благовещенске
Воспитанник амурского тренера Натальи Шедько стал двукратным чемпионом мира по кунгфу
Система Orphus