Темная сторона: телесериал «Секта» со Светланой Ходченковой дошел до российских зрителей

Кино не для слабонервных, способное вызвать депрессию

Грузинский режиссер Гела Баблуани известен в первую очередь тем, что в 2005 году снял во Франции триллер «Тринадцать», сорвал с ним овации на Венецианском кинофестивале, а через четыре года сделал на свое детище голливудский ремейк с Джейсоном Стейтемом и Микки Рурком. Потом настало многолетнее молчание, которое лишь единожды прервалось европейским фильмом Money. Полноценно вернуться к зрителям постановщик решил через телевизионный проект «Секта», который презентовали на онлайн-площадке «ТНТ-Premier» — и еще неизвестно, попадет ли это предельно жесткое произведение в эфир. Талантливо сделанный сериал тем не менее способен вогнать в депрессию кого угодно — безысходностью, беспощадностью и четким пониманием того, что каждому из нас нужна своя секта.

На постерах и в трейлерах проекта больше всего внимания уделено героине Светланы Ходченковой, но это больше похоже на акт вежливости: герои Филиппа Янковского и Евгения Коряковского пользуются здесь максимальным влиянием. Первый — лидер секты «Первозданные» Берк, профессиональный и жестокий  манипулятор, паутина которого слишком прочна, чтобы жертва могла вырваться из нее самостоятельно. Второй — психолог Демидов, зарабатывающий на жизнь не столько лекциями в вузах, сколько «депрограммированием» сектантов: родственники некоторых из них готовы заплатить сколько угодно, лишь бы вернуть близкого в состояние «до». Очередной «клиенткой» Демидова и его помощников становится модель Ника, которую приходится самым буквальным образом похищать у Берка, везти за город и там держать за прочными решетками и под неусыпным контролем камер. Ходченкова играет бывшую участницу другой секты Лилю, у которой есть дочь, недоверие к окружающему миру, переходящее в ненависть, а также полезные навыки, позволяющие устроиться сиделкой для пациентки Демидова. На новой работе женщина быстро убеждается в том, что приемы, используемые для возвращения Ники к обычной жизни, далеко не всем могли бы показаться оправданными. А тем временем Берк начинает активную деятельность по ее возвращению в «лоно секты». 

Баблуани ведет повествование с хорошо знакомой европейской остраненностью: что бы ни происходило с персонажами, режиссер предпочитает не вмешиваться и не давать каких-то очевидных оценок. Благодаря такому подходу в «Секте» невозможно встретить хотя бы одного по-настоящему позитивного или симпатичного персонажа. Ходченкова непрерывно играет смесь паники с депрессией, ее героиня способна держать себя в руках, но иногда срывается в непонятные окружающим истерики, объектами которых порой становится кто попало. Дочь Лили (ее роль исполнила Марта Тимофеева, и для девятилетней актрисы это уже 40-е появление на экране) по-голливудски банально рисует покойников, лезет взрослым в душу и пугает сверстников своим поведением. Берк даже в бытовых ситуация не выключает транслятор НЛП, разговаривает голосом гипнотизера и питает подозрительную страсть к жертвенному холодному оружию — оно здесь выступает чем-то вроде чеховского ружья. Демидов и сам по себе человек неприятный, склонный бить женщин ногами и вообще способный на любую жестокость по пути к цели — так еще и окружает себя не менее отталкивающими помощниками, от одного вида которых можно серьезно затосковать. Все без исключения преследуют свою добычу — об обычной руке помощи в первых сериях «Секты» говорить не приходится. 

То же и с дважды жертвой чужих манипуляций Никой: несмотря на то, что именно она выступает классической «девой в беде», которой вроде бы положено сочувствовать, этого не происходит. Неудивительно, ведь и в реальной жизни проникнуться участием к сектантам довольно сложно, если не являться при этом таким же сектантом. Людей, лопочущих непонятные мантры и стремящихся всучить прохожим буклеты о спасении души, мы стараемся избегать: слишком явственно за ними виднеется перспектива, связанная с переписыванием квартиры на чужого дядю. Бывали на слуху истории и похуже. Тоталитарные секты ежегодно ликвидируют в России и других странах мира. порой это сопровождается массовыми суицидами — в общем, тему создатели сериала выбрали болезненную и непростую для любого общества. Героев «Секты» можно понять, но трудно полюбить: все они, будто планеты Солнечной системы, вращаются вокруг человеческой слабости, которую можно заставить принимать за силу. Баблуани не выносит приговоров, но использует героиню Ходченковой, чтобы продемонстрировать наиболее вероятные последствия: выйти из секты можно, а вот вывести ее из себя — далеко не всегда. Лилю преследуют жуткие видения, мучают ночные кошмары, и жить даже настоящим, не говоря уже о будущем, прошлое женщине упорно не дает. 

«Секту» непросто смотреть — что там говорить, иногда через эту историю приходится буквально продираться, теряя пуговицы и приумножая седину.

Сериал исследует темные и неизвестные стороны культа, о которых чаще всего не знают даже рядовые его участники, а уж тем более — сторонние наблюдатели. Махинации с пожертвованиями, кипры-офшоры, преследование бывших сторонников и шантаж их родственников, вопросы совести и вопросы раскаяния — все это намеками и отрывистыми фразами проносится перед глазами зрителя, пока он наблюдает за очередной попыткой Ники сбежать от одних мучителей к другим. Но и о депрограммировании мы узнаем предостаточно неприятных вещей. Становится понятно, почему эти процессы сопровождались скандалами и общественным порицанием, специалисты нередко оказывались под следствием, а их последователи придумали более мягкий вариант помощи под названием «консультирование по выходу». Является ли человек, попавший под влияние религиозного или политического культа, человеком свободной воли, или он уже не контролирует собственную жизнь — это вопрос, требующий персонального ответа. И не находящий: даже отчаявшихся родителей, осознающих, что их ребенок попал в настоящую беду, нетрудно убедить в том, что от помощи ему станет еще хуже. Причем «открывает глаза» тот самый полудьявол, заменивший их дочери всех на свете при помощи коварных речей и тайных практик. 

«Секту» непросто смотреть — что там говорить, иногда через эту историю приходится буквально продираться, теряя пуговицы и приумножая седину. Жестокость, на которую легко идут персонажи, потому что верят в свою правоту, делает из сериала что угодно, только не развлекательное зрелище для выдавшегося свободным вечера. Порой это зрелище и вовсе напоминает документальный хоррор. Но с другой стороны, общество нуждается в постоянных напоминаниях о том, что в темном лесу встречаются голодные волки: и историй о поздних прозрениях можно в два клика найти столько, что хватит на несколько сезонов вперед. Пугает, что это самые что ни на есть реальные истории: как бы ни развивалось человечество и куда бы ни двигалось, эта музыка явно собирается быть вечной. Одни нуждаются в жизненных опорах, другие умеют создавать их видимость в обмен на вполне материальные ценности — а упирается все в итоге в бесплодные споры об истинной вере и настоящем служении великой идее. А ведь для тех, чей близкий человек внезапно стал чужим, не так уж важно, в чём суть той или иной веры. «Секта» как раз об этом: анализируя эту историю, можно сделаться предупрежденным и вооруженным. И тогда уже не приходится удивляться. почему и эта пилюля оказывается ужасно горькой на вкус.