Мост, в который никто не верил

Репортаж АП с исторической стыковки международного мостового перехода через Амур

Главный инженер СК «Мост» Николай Рогов уже не помнит, сколько мостов построил по всей стране за свою более чем 40-летнюю карьеру. Первые прокладывал на БАМе — при температуре минус 62. Но мост через Амур, соединивший две страны, запомнит навсегда. «Название реки с китайского — черный дракон. А дракон всегда ведет себя непредсказуемо и агрессивно к тем, кто его недооценивает, — признается Николай Васильевич. — Укротить его невозможно — с ним нужно жить в согласии. У нас это получилось». В этом проекте вообще получилось невероятное — мост построен сразу с двух берегов, без срывов и без единого бюджетного рубля. Как это удалось — в репортаже «Амурской правды» с исторической стыковки российской и китайской частей сооружения. 

Без каблуков и юбок

За полтора часа до торжественного момента, который назначен на 10.30 утра, на строительной площадке у моста в районе Каникургана проходит инструктаж для СМИ. Освещать международное событие приехало более 50 журналистов, операторов, фотографов федеральных и региональных СМИ. Большая часть — женщины. 

— Так, без каблуков и юбок — молодцы, — оглядел всех ведущий инженер по охране труда СК «Мост» Илья Шарапов перед началом инструктажа по технике безопасности. — Не забывайте: вы не в офисе и не в песочнице — вы на строительной площадке! Будьте внимательны! На мосту — дощатый настил, когда поднимемся, смотрите не в телефоны, а под ноги!

Впрочем, инструктаж перед посещением моста проходят все без исключения. Даже губернатор. «Правда, он сегодня у нас четвертый раз — уже все знает», — отмечают сотрудники.

Спустя полчаса импровизированная парковка у строительных вагончиков переполнена: зампреды, министры, руководители и работники компаний-подрядчиков.

— Переживаю, сегодня большой и волнительный день, — признался «Амурской правде» министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Зеленин. — Прошлогодний паводок на Амуре нам помешал, сроки были сдвинуты. Но мы выстроили практически ежедневный график, который соблюдался и соблюдается до сих пор. Строительство моста идет по плану.

В планах у начальника Благовещенской таможни Михаила Сорокина — создание нового таможенного поста близ моста.

— Безусловно, Благовещенский пункт пропуска и новый в Каникургане будут конкурировать. Но эта борьба развернется на экономической основе: скорость, цена, время оформления и прохождения грузов, — уверен Михаил Сорокин. — Понятно, что нашим экспортерам удобно круглый год возить по мосту сою и зерновые — в межсезонье эти поставки прекращаются до строительства понтонного моста. В перспективе на экспорт по мосту пойдет и продукция с Амурского ГПЗ — газовые фракции. В случае грамотной логистики возможен серьезный грузооборот из юга Китая на юг и запад России — с перевалкой на Трансиб. А это уже совсем другой бизнес.

А вот для инвесторов другого амбициозного международного проекта — канатной дороги через Амур, автомобильный мост не конкурент. 

— Думаю, они будут друг друга дополнять, — подчеркивает вице-президент группы компаний «Регион»  Валерия Репкова. — Мы ориентированы больше на туристов, а мостовой переход — на грузовые перевозки.

Руководство компании тоже пригласили на стыковку моста, в строительство которого 30 лет никто не верил. На канатную дорогу, концепцию которой представили на прошлой неделе в рамках «Амурэкспофорума», многие в Приамурье тоже смотрят скептически. И, пожалуй, зря.  

— Недавно была представлена концепция, сейчас началось проектирование, — отмечают представители «Региона». — Когда получим положительное заключение Госэкспертизы, начнем строительство. Подготовительные стартуют уже в этом году, а строительство — в следующем.

Стройка нон-стоп

В ожидании стыковки работы на площадке не прекращаются ни на минуту — последние месяцы они вообще идут круглосуточно. Причем не только на мосту, но и под водой — у одной из опор.

— Нет ни одного похожего моста, у каждого своя специфика: география, геология, топография, — отмечает главный инженер СК «Мост» Николай Рогов. — Здесь главная сложность, конечно, — сама река. Перепад воды в месте строительства достигает 10 метров зимой и летом. В период нашего строительства максимальный составлял 6 метров. Приходилось все это учитывать.

Безусловная специфика объекта в том, что он строился с двух сторон разными организациями разных стран — в каждой свои строительные нормы. «Приходилось вести переговоры, мы предоставляли свои расчеты и аргументы, находили решение. Отдельные моменты дорабатывались», — признается главный инженер.

Объединение и стыковка моста вовсе — ювелирная работа. Ее особенность в том, что стыкуются две независимые конструкции — с обоих берегов.

— Это всегда сложный инженерный процесс, особое влияние на точность оказывают погодные условия — и солнце, и дождь, и ветер. Каждый день состояние пролетов меняется: при нагревании и охлаждении, — рассказывает Николай Рогов. — Мы с китайцами работали в одной системе координат. Во время стыковки группа проектировщиков 20 дней измеряла каждый шаг, корректировала и давала рекомендации, чтобы правильно выстроить пролетное строение. Основные работы по установке накладок, болтов, элементов стыковочного узла проводились в темное время суток, либо когда разница температур между плоскостями пролетного строения не превышала пяти градусов.

В эти дни строители в прямом смысле жили на границе.

— До 8 вечера поработаешь, уедешь домой, а в 3—4 часа утра уже опять здесь, — улыбается ведущий геодезист Алексей Лысяк. — Завершающий этап перед стыковкой  — это вообще ювелирная работа, круглосуточный контроль и миллиметровая точность.

Вся страна на Амуре

Уникальный международный мост без преувеличения строит вся страна.

— Амурская область, Алтайский край, Рязань, Саратов, Воронеж, — перечисляет географию коллектива прораб Павел Налимов. — Мостовики — узкая специальность в России, поэтому у нас после ключевых объектов уже сформировалась команда. Радостно, конечно, и приятно, что мы принимаем участие в строительстве международного моста между двумя великими странами.

Сам Павел приехал в Приамурье из Тюменской области. «В Китае ни разу не был, — улыбается строитель пограничного сооружения, с которого Хэйхэ — как на ладони. — Но, надеюсь, такая возможность еще предоставится». «А мы по четыре раза за день в Китай ходим, пограничники нас всех уже в лицо знают, — признается Илья Шарапов.

Стыковка века

За несколько минут до стыковки над стройплощадкой закружились вертолеты с высокопоставленными гостями. Первый доставил членов амурского правительства, руководителей силовых структур и московских инвесторов. Второй — зампреда правительства, дальневосточного полпреда Юрия Трутнева, министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова и губернатора Приамурья Василия Орлова. Для торжества прямо посредине моста оборудовали площадку — китайцы не стали отступать от традиции и постелили на пролеты красные дорожки.

На мосту делегацию Китая, которая превышала российскую в несколько раз, возглавили зампредседателя Народного Политического Консультативного Совета КНР Шао Хун, главный инженер министерства транспорта КНР Чжоу Вэй и губернатор провинции Хэйлунцзян Ван Вэньтао. В назначенное время с пограничного катера взлетели сигнальные ракеты — сигналом к начала церемонии. Историческая для двух стран церемония стыковки заняла несколько минут: российский и китайские мостостроители закрутили символические замыкающие болты на каждой части моста.

А потом — поздравления, благодарности строителям и, конечно, селфи с видом на Амур. И даже неожиданный дневной салют, устроенный соседями.

— Какие чувства испытываю? Чувство гордости за область, — улыбнулся губернатор Василий Орлов. — Это событие знаковое не только для области, но и для всей страны. Самый важный мост мы уже построили — это надежный и прочный мост дружбы и добрососедских отношений между Россией и КНР. А теперь становится реальностью и этот трансграничный автомобильный мост, который значительно расширит возможности для экспорта нашей продукции и сыграет очень важную роль в развитии экономики двух приграничных территорий.

Гордость за регион и страну чувствовали все причастные. Среди них — министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, который на посту амурского губернатора вместе со своей командой начинал реализацию амбициозного проекта.

— Соединение российской и китайской части моста через реку Амур — это исторический момент. Это не просто новая транспортная магистраль между Благовещенском и Хэйхэ, которая, безусловно, даст мощный импульс развитию торговых отношений и туризма, — признался он.

Зампред Юрий Трутнев отметил: мост, соединивший две страны, конечно, символизирует дружбу двух великих стран.

— Но экономика и дружба связаны довольно тесно, — подчеркнул он. — Когда страны что-то делают вместе, когда сотрудничество между ними приносит развитие экономики, то дружить всегда легче. Товарооборот между Россией и Китаем в 2018 году составил более 100 миллиардов долларов. Длля реализации инвестиционных проектов, которых на Дальнем Востоке сегодня более 1,5 тысячи, очень важна логистика. Она сокращает расходы и делает проекты рентабельными. Этот мост — еще одна возможность для инвестиций в Дальний Восток, возможность для развития экономики нашей страны.

Что впереди

После стыковки работы на мосту продолжатся в таком же темпе. Переход необходимо заасфальтировать, покрасить и установить освещение. Российскую сторону украсят 20 тысяч светильников, которые в темное время будут гореть цветами российского флага. С соседней иллюминация будет в цветах флага КНР. Строительство должно завершиться в декабре. Правда, движение по мосту откроется позже — после организации временного пункта пропуска. А примерно через два года, после решения всех международных вопросов, по мосту в Китай должны поехать первые автомобили с туристами.

Пока же минэкономики Приамурья думает, как показать жителям области уникальный проект — он находится в пограничной зоне, проезд туда строго по пропускам.«Наши коллеги на соседнем берегу начали создавать музей строительтства моста. Возможно, и мы подумаем над аналогичной идеей и организуем сюда туры для амурчан», — пообещала АП первый замминистра экономического развития и внешних связей области Екатерина Киреева.

1986—2019 года: как строится мост

Мысли о том, что река Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ очень удобна для моста, начали озвучивать еще в 1986 году. Спустя 6 лет (18 декабря 1992 года) идея обрела «базу» — Правительство РФ и Правительство КНР подписали соглашение о международном автомобильном сообщении (это основа для строительства всех мостовых переходов). А через 3 года — 26 июня 1995-го — мысль материализовалась еще конкретнее. Правительства двух стран заключили соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе Благовещенски и Хэйхэ. К зиме 1995 года на реке даже началось бурение изыскательных скважин для стройки, но работы быстро остановились из-за отсутствия финансирования. Про мост забыли на долгие годы.

И вспомнили только в 2013-м во время визита в КНР премьер-министра Дмитрия Медведева. В совместном коммюнике глав правительств России и Китая прописали необходимость реализации проекта автомобильного моста. И уже в сентябре 2015 года, когда Владимир Путин приехал с государственным визитом в Китай, было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян). Ключевым был вопрос финансирования стройки. «За чей счет строить мост?» — решить эту задачу смогли в 2015 году. Российская и китайская стороны договорились о создании совместной концессионной российско-китайской компании, концедентами которой выступили правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян.

5 июня 2016 года в Харбине подписали концессионный договор. По нему мост строится за счет внебюджетных источников. Это уникальная модель финансирования строительства. 

— Модель очень интересная в экономическом плане, достойная концессионная модель, которая предусматривает собой строительство и эксплуатацию мостового перехода на коммерческой основе в расчетный период. У нас строительство занимает 3 года и эксплуатация — 16 лет. Вот расчетные сроки возврата окупаемости на срок в 16 лет и запланированы, — объясняет Николай Рогов.  

Бюджетных денег в строительстве мостового перехода не использовали. Работы идут за счет кредита, который совместная компания получила от китайского банка, и на основе концессионного соглашения сформировались договорные условия.

Сооружение будет двухполосным, его длина составляет 1080 метров. Каждая из сторон построила ровно половину – по 540 метров. Всего же протяженность мостового перехода – 20,226 километров. Сюда входит 13,4 километров подъездных путей на территории России и 6,7 километров дороги в Китае. Ещё 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую. Ввод моста в эксплуатацию сможет обеспечить пассажиропоток порядка 5500 человек, проезд 630 грузовых автомобилей, 164 автобусов и 68 легковых автомобилей в сутки.

Большой фоторепортаж с открытия — здесь