По словам Юрия Трутнева, отношения между Россией и Китаем активно развиваются, товарооборот составил более 100 миллиардов рублей в прошлом году. Но, как заметил полпред, в современном мире не может быть дружбы без экономики, мост — это взаимовыгодный объект для обеих стран. Василий Орлов подчеркнул, что мост даст мощный импульс экономическому развитию Амурской области.

Стоимость мостового перехода — почти 20 миллиардов рублей. Из них 16 миллиардов — российская часть, потому что на амурской стороне пришлось строить больше объектов, в том числе подъездной мост через протоку Каникурган.

В ближайшее время работы на мосту продолжатся. К осени объект полностью заасфальтируют, покрасят, обе части перехода оформят в едином стиле. Также сделают освещение, установив более 20 тысяч ламп. Но с китайской стороны подсветка будет в виде китайского флага, а с амурской стороны — в виде российского.

Без преувеличения историческое событие как для области, так и для страны освещают главные российские телеканалы страны, на площадке работают представители информагентств, газет, радио.

Строившийся три года по концессионному соглашению мост между Благовещенском и Хэйхэ окупится за 16 лет. Плата за проезд по мосту пока не установлена. Будут проводиться переговоры и расчеты, но в любом случае стоимость будет одинаковой и с российской, и с китайской стороны. После ввода моста в эксплуатацию пассажиропоток составит около 5 500 человек в сутки. По техническому заданию по нему каждый день смогут проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса и 68 легковых автомобилей.

История строительства уникального международного моста

31 мая 2019 года стало исторической датой в развитии российско-китайских отношений, отмечают в Минвостокразвития РФ. К стыковке мост Благовещенск — Хэйхэ, много лет остававшийся только идеей, шел 20 лет. Решение о строительстве мостового перехода Россия и Китай приняли еще в конце 90-х годов прошлого века, но по разным причинам стройка долго откладывалась. И только благодаря особому вниманию президента РФ Владимира Путина и вице-премьера Юрия Трутнева проект состоялся. Минвостокразвития контролировало все этапы работ. Все возникающие трудности и рабочие вопросы удавалось решить оперативно на самом высоком государственном уровне.

Хронология: от идеи к строительству

Мысли о том, что река Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ очень удобна для моста, начали озвучивать еще в 1986 году. Спустя 6 лет (18 декабря 1992 года) идея обрела «базу» — Правительство РФ и Правительство КНР подписали соглашение о международном автомобильном сообщении (это основа для строительства всех мостовых переходов). А через 3 года — 26 июня 1995-го — мысль материализовалась еще конкретнее. Правительства двух стран заключили соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск — Хэйхэ. К зиме 1995 года на реке даже началось бурение изыскательных скважин для стройки, но работы быстро остановились из-за отсутствия финансирования. Про мост забыли на долгие годы.

И вспомнили только в 2013-м во время визита в КНР премьер-министра Дмитрия Медведева. В совместном коммюнике глав правительств России и Китая прописали необходимость реализации проекта автомобильного моста. И уже в сентябре 2015 года, когда Владимир Путин приехал с государственным визитом в Китай, было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян).

Уникальная модель

Ключевым был вопрос финансирования стройки. «За чей счет строить мост?» — решить эту задачу смогли в 2015 году. Российская и китайская стороны договорились о создании совместной концессионной российско-китайской компании, концедентами которой выступили правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян.

5 июня 2016 года в Харбине подписали концессионный договор. По нему мост строится за счет внебюджетных источников. Это — уникальная модель финансирования строительства. 

— Модель очень интересная в экономическом плане, достойная концессионная модель, которая предусматривает собой строительство и эксплуатацию мостового перехода на коммерческой основе в расчетный период. У нас строительство занимает 3 года и эксплуатация — 16 лет. Вот расчетные сроки возврата окупаемости на срок в 16 лет и запланированы, — объяснил главный инженер филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» в Благовещенске Николай Рогов.  

Бюджетных денег в строительстве мостового перехода не использовали. Работы идут за счет кредита, который совместная компания получила от китайского банка, и на основе концессионного соглашения сформировались договорные условия.

В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики подчеркивают: «Мост для России важен. Экономический эффект будет ощутим для всего Дальнего Востока. Многократный рост грузооборота принесет пополнения в бюджеты всех уровней, а возможность быстрой логистики даст мощный толчок к развитию экспорта сельскохозяйственной продукции».

Амурский тяжеловес

Утром 24 декабря 2016 года прямо на лед реки Амур постелили красную дорожку. Километр настила — от российского берега к китайскому. Так началась новая эпоха в приграничных отношениях двух стран и был дан старт строительству долгожданного моста.

Через 2,5 года по той же траектории, что и настил, расположились опоры и ванты автомобильного моста. Он настоящий двухполосный тяжеловес — 3 900 тонны. Длина сооружения — 1 080 метров. Каждая сторона проекта построила ровно по половине — по 540 метров.

Общая же протяженность мостового перехода — чуть больше 20 километров. Сюда входят 13 километров подъездных путей на территории России и 6 километров дороги в Китае.

Еще 278 метров — это мост через протоку Каникурганскую. Основной мост на российской стороне начинается на острове, поэтому к нему и ведет каникурганское сооружение. Мостовой пролет над протокой был надвинут весной 2018 года.

С двух сторон он возводился синхронно, работы шли одновременно. Но у российских строителей задача была сложнее, все начинали с нуля: на территории, где появился мост и примостовая зона, был непроходимый лес.

— Такой масштаб строительства в Амурской области впервые, поэтому на стройке привлечены специалисты из разных городов страны, имеющие большой опыт в возведении таких крупных объектов. Всего на строительстве объекта задействованы около 500 человек, из них — более 200 амурчан. Максимально на стройке трудилось 960 человек. Работы велись круглый год, круглосуточно без выходных вахтовым способом, все условия для этого создали, — отметил Евгений Корольков, директор филиала компании по развитию и строительству моста «Амур (Хэйлунцзян)» в г. Благовещенске.

Замыкающие болты

31 мая 2019 года пограничные корабли РФ и КНР вышли на рейд. С этого дня они будут проплывать под единым мостом, две части которого стремились к друг другу несколько месяцев. Стыковка — дело небыстрое: движение конструкций выверяли буквально по миллиметру, и, после того как все пролеты идеально подошли друг к другу, заместитель председателя Правительства РФ — полпред в ДФО Юрий Трутнев дал команду на закрутку замыкающих болтов.

Впереди у российских и китайских строителей еще много круглосуточной, напряженной работы, но главное уже сделано — стыковка прошла успешно. Это значит, что строители заложили основу для того, чтобы весной 2020 года на первом автомобильном мосту открылось непрерывное движение.

— Соединение российской и китайской части моста через реку Амур — это исторический момент. Это не просто новая транспортная магистраль между Благовещенском и Хэйхэ, которая, безусловно, даст мощный импульс развитию торговых отношений и туризма. Первый мост между Россией и Китаем — это символ дружбы между нашими народами, доверия, символ устремленности в будущее, — подчеркнул министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.



 

Укрощение Амура: фоторепортаж со стыковки моста между Благовещенском и Хэйхэ