Фото m.fotokudra.ltФото m.fotokudra.lt

Сбежала навстречу любви

История могла бы легко стать сюжетом какого-нибудь подросткового сериала, основанного на реальных событиях. Здесь ни капли авторского вымысла. По понятным соображениям фамилию 15-летней беглянки мы называть не будем, а зовут ее Марина. Как выяснила «Амурская правда», девочка из многодетной семьи, которую с натяжкой можно назвать благополучной. Но раньше Марина из дома не уходила.

На дерзкий поступок ее толкнули сильные чувства к мальчику из Хабаровска, с которым познакомилась в оздоровительном детском лагере в Крыму, где они вместе отдыхали. Подростки переписывались какое-то время. А потом Марина сообщила родителям, что ей срочно надо слетать в гости к другу. Откуда в скромном бюджете многодетной семьи такая сумма на авиабилеты из Питера до Хабаровска и обратно?! Конечно, родители денег не дали. Случайное знакомство с девочкой, которая родом с Дальнего Востока, укрепило стремление уйти из дома и отправиться навстречу любви с попутным ветром.

В дороге могло случиться все что угодно: девочек могли изнасиловать, убить и выбросить в тайге. Просто удивительно, что им встречались только порядочные люди. Дальнобойщики жалели, подвозили, кормили.

Совершеннолетняя подруга рассказала о своих путешествиях. Амурчанка, изрядно потрепавшая в подростковом возрасте нервы зейских сотрудников отдела по делам несовершеннолетних, не раз сбегала от родителей-алкоголиков. Она автостопом помоталась уже по всей России и остановилась в городе на Неве, где девочек свела судьба. Гостья предложила несовершеннолетней подруге поделиться опытом, как добраться самостоятельно на Дальний Восток. И вдвоем девчонки отправились через всю страну.

А он нашел другую

— 15-летняя санкт-петербурженка все-таки добралась до города, где живет ее возлюбленный. Нашла там своего мальчика. Но он за это время уже нашел себе другую девочку. Спросите, помог ли он чем-нибудь бывшей подруге, которая ради него преодолела такой путь?! Нет, конечно! И девочке ничего не оставалось, как таким же способом, автостопом, добираться назад, — рассказала капитан полиции Елена Киськова, исполняющая обязанности начальника Свободненского центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД РФ по Амурской области.

Именно туда из города Зеи полицейские доставили растерянную беглянку, которая давно находилась в розыске. Причем в амурское УМВД именно об этой девочке никакой информации не поступало. Видимо, в питерской полиции никто не мог предположить, что ее занесет аж на Дальний Восток. Обычно, наоборот, отсюда подростки бегут в Москву, Питер и южнее, к теплому морскому побережью Краснодарского края и Крыма.

Из Хабаровска девочки на попутках добрались до Тыгды, там пожили еще какое-то время, а потом приехали в Зею, где амурчанка бросила питерскую подружку у своих спившихся родителей: «А дальше уже сама, как знаешь!» Там ее случайно нашла Светлана Дикаева, сотрудник ОПДН с 18-летним опытом.

Дальний Восток не понравился

— Семья неблагополучная, давно состоит у нас на учете, есть еще малолетний ребенок. Я приехала с проверкой, смотрю: девочка незнакомая. Стали разбираться: кто такая? Оказалось, что автостопом добралась до самой Зеи из Санкт-Петербурга. Она была вся в расстроенных чувствах, но вполне здорова. Врачи ее осматривали, никаких телесных повреждений нет, — удивляется Светлана Александровна. — Рассказывала о семье, что мама иногда выпивает, но дома покушать всегда что-то есть, а в семье зейской подруги вообще все печально — нищета, печку топить надо. Дальний Восток ей не понравился. Сказала, что больше не будет так далеко уезжать.

Питерская беглянка больше 30 дней прожила в Свободненском центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Все это время заказывали и оформляли авиабилеты, решали другие вопросы.

— Лично я ее возила в Санкт-Петербург. В аэропорту нас встретил папа. Девочка, конечно, боялась ехать домой, переживала, что меры воздействия будут серьезные — родители закроют дома и запретят одной выходить на улицу. Я отвела папу в сторону, мы с ним поговорили. Думаю, он меня понял. Хочется верить, что у этой девочки сейчас все хорошо, — надеется капитан полиции Киськова.

Одна из самых частых причин побегов детей из дома — невнимание близких

107

фактов побегов детей и подростков из дома, медучреждений и детских домов зарегистрировано за три первых месяца 2019 года в Приамурье

Этим девочкам повезло. А сколько детей, вышедших из дома со словами «Мама, я на минутку, только мороженое куплю», не вернулись обратно и числятся без вести пропавшими. Сколько родителей потеряли покой и сон, но верят, что их ребенок еще жив. И в надежде не позволяют ничего трогать в детской комнате, сохраняя там все, как было: открытый ноутбук, тетрадки и рисунки на столе школьника, разбросанные по полу детали Lego, незаправленную кровать…

Ежедневно в России пропадают в среднем 16 детей. Это данные МВД. А добровольцы, которые занимаются поисками всех без вести пропавших, утверждают, что на самом деле детей-потеряшек больше. По данным ассоциации волонтерских организаций «Поиск пропавших детей», в среднем каждый час в РФ пропадает шестеро детей. Большинство из них находят живыми.

Казалось бы, неволя, а мальчишке нравилось, потому что можно ходить в разные кружки. У мальчика открылась масса талантов. Потом он вернулся в Благовещенск, поступил в колледж, опять стал токсикоманить и бродяжничать.

По словам амурских полицейских, примерно треть сообщений о пропаже детей поступает от супертревожных родителей. Задержался ребенок из школы на час-два часа, и уже начинается паника. Как правило, это касается учеников начальной школы. Ребятишки в это время начинают дружить друг с дружкой. Кто-то предлагает: «У меня есть такие классные игрушки…» Пошли в гости, заигрались, а мобильный телефон где-нибудь в рюкзаке лежит на беззвучном режиме. Мальчишкам весело, а мама или бабушка места себе не находит: «Пропал ребенок: из школы ушел, а домой не пришел!»

— Одного второклашку искали по всему микрорайону в Благовещенске, а нашли в соседнем дворе. Там новые качели установили, ребятишки так увлеклись, что счет времени потеряли. Много именно таких ситуаций, — констатирует инспектор по особым поручениям отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних амурского УМВД Юлия Плотникова. — Случаев, когда ребенок реально пропал без вести, у нас единицы. Последнее ЧП — это долгие поиски мальчика, которого нашли мертвым на берегу реки месяц назад. Видимо, он провалился под лед и захлебнулся. Криминального следа эксперты не выявили. Трагическая случайность. Поэтому тревога родителей нам понятна.

Майор полиции Плотникова за 14 лет работы в ОПДН накопила много историй, от которых сжимается сердце.

С некоторыми подопечными Юлия Юрьевна долго поддерживает доверительные отношения. Среди запавших в душу малолеток — хронический «бегунок» Дима. Мама растит сына одна. Работает продавцом посменно. Два дня с раннего утра до десяти вечера за прилавком — некогда сыном заниматься, а в выходные дни хочется отдохнуть и личную жизнь устроить.

— Воспитанием Димки в основном всегда занималась бабушка. Она бегала по улицам, искала ребенка, если тот не приходил вечером домой, била во все колокола, просила помощи. Порой ищем мальчика, а он сидит до самой ночи где-нибудь один на лавочке. Несколько раз находили его в соседнем подъезде, где он прятался. Специально выжидал время, когда мама придет с работы и начнет его искать, — уточнила Юлия Юрьевна. — Уходил из дома не с целью где-то бродяжничать, а чтобы привлечь внимание мамы. Он сам мне признался: «Я ухожу специально. Хочу, чтобы мама меня искала».

Диагноз «бродяжничество»

Да, есть и такая категория детей — бегунков. Среди тех, кто состоит на учете, немало подростков с отклонениями в психофизиологическом развитии, склонных к бродяжничеству.  Однако направить их в спецучреждения закрытого типа или центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей для профилактики  невозможно из-за определенных заболеваний.  

Юлия Плотникова рассказала о другом хроническом бродяжке. У Сережи было все, что необходимо ребенку. Не было только папы. Но мама как могла старалась компенсировать сыну отсутствие мужского плеча. Много работала. Очень много. У ребенка была вкусная еда, чистая одежда, своя комната. Вот только мама постоянно занята, а сидеть дома в одиночестве скучно. Пришел из школы, бросил портфель — и на улицу. Сереже было восемь лет, когда взрослые пацаны угостили «отверткой», а потом дали понюхать какой-то «химии». Второклашка стал прогуливать школу, периодически не возвращался домой.

— Бывает, что дети уходят из дома из-за агрессии и жестокости родителей. Нет же! Мы проверяли, дома все благополучно. Лет с десяти мальчик стал токсикоманить, возникла зависимость. Мы дважды его лечили. Он постоянно бродяжничал и говорил: «Мне так нравится». В Благовещенске у него были специально оборудованные места: одно такое лежбище соорудил себе под балконом. Натаскал туда тряпок, закрыл все коробками и там ночевал. Я сама не раз залазила под этот балкон, вытаскивала его оттуда. Спрашиваю: «У тебя есть чистый дом, своя комната, как ты можешь в этом грязном тряпье лежать?» Он не мог объяснить причину.

В 13 лет мальчика направили в спецшколу закрытого типа в Юхту. Когда сотрудники ОПДН приезжали туда, Сережа радовался каждой встрече. Казалось бы, неволя, а мальчишке нравилось, потому что можно ходить в разные кружки. Оказалось, что он хорошо рисует, научился вязать, плотничать. У мальчика открылась масса талантов, которые можно было развивать в свое время. Он вернулся в Благовещенск, поступил в колледж, но проучился всего четыре месяца. Опять стал токсикоманить и бродяжничать. Многих трудных подростков, когда они возвращаются домой, не отпускают старые связи.

«Чтобы посмотреть мир»

По статистике, девять из десяти детей уходят из дома сами: кто-то загулялся с друзьями, кто-то обиделся на родителей или хочет заработать денег себе на игровые автоматы и мороженое, например, продавая газеты возле супермаркетов или кафе. А в последние годы все больше подростков, кто решает отправиться в путешествие по огромной стране автостопом. Когда их задерживают в другом городе, отвечают: «Ушла из дома, чтобы посмотреть мир».