ART-дебаты: художники и активисты решают судьбу фасада выставочного зала в Благовещенске

Помещение, построенное в 60-х годах в самом сердце Благовещенска на улице 50-летия Октября, 2А, в апреле вернуло свое историческое предназначение — выставочного зала. Однако чтобы нести искусство в массы, площадку нужно подготовить — сделать ремонт как внутри, так и снаружи.  Первый пункт уже в работе — в процессе замена коммуникаций, декоративная отделка и прочий апгрейд. Что касается фасада, то он стал предметом спора. Дизайн-проект, представленный одной из хабаровских студий, вызвал нарекания со стороны горожан и профессионального сообщества. Дебаты дошли до того, что на защиту своего детища в Благовещенск приехала его автор Анна Шац. «Разбор полетов» прошел в «Точке кипения». Правда, точку в дизайн-решении поставить не удалось, скорее — неуверенное многоточие.

Нечто особенное

Эскизы фасада выставочного зала несколько дней обсуждаются в социальных сетях и интернет-СМИ региона. Автор единственного на сегодня проекта — дизайнер из Хабаровска Анна Шац. По словам хабаровчанки, в портфолио ее студии есть проекты для городов России, Швейцарии, Таиланда. Над дизайном всех объектов — вокзалов, придорожных комплексов, административных зданий — она работала дистанционно. Фасад для благовещенского выставочного зала она также взялась проектировать на расстоянии в 700 километров. Воочию выставочное пространство дизайнер увидела только после того, как сдала проект.

— Задача, которую передо мной поставили — современный фасад в стиле тенденций современной архитектуры выставочного зала. В Благовещенске я впервые, город нравится. Но он напоминает подростка, который только проснулся, полон сил. Он здоровый и энергичный, но еще не определился со стилем, — начала Шац.

По словам дизайнера, отправной точкой к началу работы над проектом стали уже утвержденные проекты фасадов зданий станции канатной дороги, которая будет располагаться на «Золотой миле», и здания областной библиотеки. «Выставочный зал находится в прямой видимости от них, и если развивать туризм, то это должно быть нечто особенное, экстраординарное», — пояснила она.

Нечто особенное, которое нарисовала Шац, распространилось по мессенджерам и социальным сетям. Комментаторы, смотря на эскиз, ассоциировали элементы дизайна с тюрьмами, заборами и холодильниками. Автор проекта с мнением общественности не согласна.

— Это концептуальный проект, — отрезала она. — Побывав на месте, я еще раз убедилась, что реализация проекта будет уместна.

Как в Италии

Дизайн выставочного зала на встрече обсуждали представители общественности, дизайнеры, слово взяла и руководитель областного министерства культуры и национальной политики, в ведении которого находится помещение. Так как альтернативных вариантов дизайн-проекта не было, разбирали единственный. К слову, то, что у проекта нет конкуренции, было объяснено небольшим бюджетом и отсутствием желающих работать над ним — мол, кроме Шац никто не брался.

— Всегда, когда мы получали заказ какого-либо объекта, выполняли несколько вариантов. Здесь я этого не вижу. Конкурс не объявлялся, и очень жалко, — высказалась архитектор Людмила Чаюн, которая занимается проектами восстановления старинных зданий Благовещенска. — Нужно уважать и учитывать, что это центр города. В проекте не чувствуется масштабности, выносной тамбур ни к чему. Что за материал, из которого вы будете делать фасады? Можно ли его будет прикрепить? Очень много недоработок.

Самое обсуждаемое — белые фасады с ромбовидными элементами, которые имеют функцию подсветки. Шац предлагает изготовить их из стали на одном из челябинских заводов, с которым налажено сотрудничество. «Я очень горжусь, что на границе с Китаем материал, из которого будет выполнен фасад — российского производства», — акцентировала Шац.

Как отметила общественница Оксана Разумеева, одев выставочный зал в стальные ромбы, благовещенский проект потеряет уникальность. Изучая проект хабаровчанки, благовещенка нашла арт-объекты с такими же фасадами в Болонии, Сеуле, Шеньчжене. «Как жителю города, мне хотелось, чтобы было что-то новое, не похожее на то, что уже есть. Предлагаю оттолкнуться от наших реалий и на тех же заводах посмотреть другой принт, фактуру, чтобы это было уникально», — акцентировала она.

 

Комплексная разработка

Дизайнеры с опытом упомянули, что здание выставочного зала — часть архитектурного комплекса, который растянулся на весь квартал. Сейчас в соседних помещениях расположены муниципальные и коммерческие организации, фасады которых также ничего не объединяет.

— Я согласна с архитекторами и с теми, кто высказывался: это квартал, комплекс, который должен быть в едином стиле. Сейчас это не сохранено. Но это вопрос к администрации Благовещенска, и нужно обратиться, чтобы она рассмотрела вариант этого решения. Мы готовы подчиниться под единый стиль. Если такого решения не будет, будем рассматривать варианты, предложенные Анной, которые она доработает, и вами, — сказала министр культуры и национальной политики Ольга Юркова.

Министр резюмировала: на сегодня наиболее важная задача — провести внутреннюю реконструкцию помещения, в частности,  заменить проводку, коммуникации. Срок на эти работы, установленный губернатором, — до октября. Вопрос внешнего облика помещения можно решить в более расширенные сроки. И поскольку во время обсуждений появились новые желающие работать над проектом, собственники выставочного зала дали еще время на предоставление эскизов решения.