Золотой фельдшер: Нелля Ершова держит здоровье Березитового в своих руках

«Всегда завидую женщинам, у которых красивый маникюр, — так по‑женски призналась фельдшер Березитового рудника Нелля Ершова. — А мне он в работе только мешает». И действительно, от ее чутких и умелых рук зависит здоровье, а порой и жизнь около тысячи человек — работников рудника. Нужно и укол сделать, и капельницу поставить… О том, как Нелле работается в мужском коллективе, узнали корреспонденты «Амурской правды».

О своем профессиональном и жизненном пути Нелля Евгеньевна рассказывает очень лаконично.

— Родилась в Читинской области в 1967 году. С детства мечтала стать медиком. У меня старший брат — ветеринар, он помог собрать мою первую аптечку. Была знатной «врачихой» с фоноскопом. Всех своих сверстников на улице «вылечила», — улыбается фельдшер. — Основную часть жизни прожила в Ростове-на-Дону — почти 30 лет, а потом вернулась в Забайкалье, работала на руднике. А его закрыли, мол, нерентабельный и всех в одночасье выгнали. Я отправляла резюме во все рудники, и меня позвали на работу в Березитовый (Сковородинский район). Не чувствую себя оторванной от дома. Ведь Амурская область климатически очень сильно похожа на Читинскую. Здесь так же красиво — много буйной зелени, особенно сейчас, — глаз радует, такие же суровые зимы.

«Довезла живым!»

В суровом климате в крепком мужском коллективе Нелля Ершова проработала почти семь лет.

— Работа очень тяжелая в условиях Крайнего Севера. Парни у нас крепкие — каждый год проходят медкомиссию, но жизнь — штука непредсказуемая, особенно на таком предприятии, — делится Нелля Евгеньевна. — Иногда они приходят в медчасть просто за ощущением семьи. Все же работают вахтовым методом. Мужчины оторваны от дома на несколько недель. Некоторые даже не жалуются на здоровье, а просто приходят за общением. 

«Только тронулись, вижу, пациент начинает «уходить». Я от безнадежности начинаю делать ему массаж… А он на меня глаза поднимает и говорит: «Нелля, а мне ведь стало легче».

Но порой происходят и серьезные случаи. Один из них опытный фельдшер до сих пор вспоминает. «Медосмотры, документы, вакцинация — это наша рутинная работа, а еще бывают экстренные случаи — язвы, аппендициты, травмы, но этот случай стоит особняком», — говорит медик. Мужчины — удивительные люди. Одни бегут за медицинской помощью, как только что «кольнет», другие — терпят до последнего. Памятный пациент оказался как раз из второй категории.

— Мужчина, перед тем как приехать на вахту, перенес сложную операцию — шунтирование сердечной мышцы — ему поставили искусственный клапан, — рассказывает медработник. — А он решил сдать нормы ГТО и увлекся — штангу перетягал. У него заболело за грудиной. Проходил он с этой болью несколько дней, а когда терпеть стало невмоготу — пришел. На этот момент у него уже было давление ниже ста, он весь покрылся холодным потом.

Ситуация, по признанию фельдшера, была критическая. Каждая секунда на счету…

— Все, что могли, мы сделали — медикаментозно сняли боль. Следующий шаг — как можно быстрее доставить в ближайшую больницу в Сковородино, где есть кардиологи и необходимое оборудование, — вспоминает подробности Нелля Евгеньевна. — У меня было стойкое ощущение, что человек может покинуть этот бренный мир прямо у меня на глазах, потому что случай был действительно очень тяжелый. А это была лютая зима, в карете скорой помощи было достаточно холодно. Ребята укутали пациента в одеяла, а я сажусь в скорую и понимаю, что мне жарко, будто внутри пламя. Я до сих пор не пойму причину этого ощущения. Только тронулись, а я вижу, что пациент начинает уже «уходить». И я от безнадежности начинаю делать ему массаж — растирать кисти рук, уши… Моя задача живым довести его до больницы, а это около двух часов быстрой езды. А быстро не получается, потому что у нас 70 километров проселочной дороги — гололед, резкие повороты — не разгонишься. Когда мы выехали на федеральную трассу, то я почувствовала, что начинаю замерзать. Будто все свое тепло пациенту передала. А он на меня  глаза поднимает и говорит: «Нелля, а мне ведь стало легче». До сих пор не могу понять, как мы с ним энергетикой обменялись. Я привезла в больницу, все обошлось. Человек остался жив. 

16

июня — День медицинского работника. Профессиональный праздник в России отмечается в третье воскресенье июня с 1980 года  

Однако такое происшествие — скорее исключение из правил. На Березитовом серьезное внимание уделяется здоровью сотрудников.

— По сравнению с другими рудниками, а мне есть с чем сравнить, руководство внимательно относится к медпункту, — с профессиональной гордостью отмечает фельдшер. — Нам выделяют деньги на вакцинацию от энцефалита, покупку иммуноглобулина, препаратов для скорой неотложной помощи, витаминов. Я знаю, что во многих районных больницах нет таких медикаментов, как у нас.

Медведи — частые гости на руднике

Захаживают на рудник и необычные гости — косолапые. Нелля Евгеньевна к ним уже привыкла.

— Мне почему‑то жалко мишек, — призналась женщина. — Не от хорошей жизни они к людям идут. Думаю, если бы им хватало пищи в тайге, то они бы и не выходили. У меня перед окнами небольшой скверик, и маленький медвежонок как‑то умудрился под сетку-рабицу пролезть, а вылезти самостоятельно не мог. Мужики хотят помочь, а боятся. Целую экспедицию по его спасению организовали.

Совсем скоро очередная вахта у Нелли Ершовой закончится. И на несколько недель фельдшер вернется в родное Забайкалье.

— Когда приезжаю домой, то мечтаю скорее поехать на дачу. Еще у меня очень красивые комнатные цветы — орхидеи, — рассказала о женском хобби наша героиня. — Отдохну немного и снова на Березитовый — на охрану здоровья.

Сотрудников рудника привили от клещевого энцефалита

На предприятии ведется строгий контроль за вакцинацией от клещевого энцефалита. Все сотрудники Березитового обязаны своевременно пройти вакцинацию в медпункте рудника. На сегодняшний день привито 940 человек. Те, кто не прошел вакцинацию, к работе не допускаются. Все затраты на вакцинацию работников берет на себя предприятие. За год рудник приобрел 1 800 доз вакцины. При средней цене одной дозы в 600 рублей затраты составили более миллиона рублей.

— Как известно, весна и начало лета — период наибольшей активности иксодовых клещей. Территорию, где находится рудник, относят к особо опасным местам, где наблюдается массовое обитание клещей. И риск быть укушенным клещом и заразиться энцефалитом достаточно высок, — объясняет необходимость тотальной вакцинации директор по промышленной безопасности, охране труда и экологии рудника Виктор Кошелев.

Кроме вакцинации, сотрудникам рудника, работающим в лесах или рядом с ними, выдаются противоэнцефалитные костюмы и репелленты. Ежегодно в мае проводится и обязательная акарицидная обработка лесных зон вокруг жилого поселка.

«Медосмотры и вакцинация — это наша рутинная работа, но бывают экстренные случаи», — говорит фельдшер Березитового. 

В прошлом году на руднике зафиксировали три случая присасывания клещей, в этом — два. Фельдшер медпункта удалил клещей и ввел пострадавшим иммуноглобулин.

Помимо вакцинации, предприятие ежегодно за собственный счет проводит комплексные медицинские осмотры сотрудников. На рудник приезжает мобильная бригада врачей Тындинской больницы: отоларинголог, офтальмолог, хирург, дерматовенеролог, нарколог, невролог, терапевт и другие. Медицинские сестры проводят ЭКГ, делают спирографию, берут анализы. Приезжает на рудник и автомобиль с флюорографом. На каждого работника Березитового заведены медицинские карты, по которым доктора отслеживают выполнение рекомендаций, выдаваемые пациентам.

— В этом году медосмотр прошло 750 сотрудников. У 14 человек выявлены временные противопоказания к работе, пять человек имеют постоянные противопоказания. Их всех направили на дополнительные обследования по месту жительства, — рассказал Виктор Кошелев.

После прохождения углубленного медосмотра, выполнения рекомендаций врачей и лечения большинство вновь получают допуск к работе.