Письменность чжурчжэней и эвенки-оленеводы: в Благовещенске прошла тунгусская конференция

О том, как выжить малочисленным народам, сохранить свою культуру, традиции и язык, говорили в Благовещенске. В столице Приамурья прошла третья Международная междисциплинарная тунгусская конференция, на которую съехались более 130 исследователей из восьми стран мира. «Конференция очень своевременная и важная, потому что сейчас мир стал жестким, каждый день какие‑то тревожные новости с международной арены приходят, — отметила на открытии член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Маргарита Лянге. — Сейчас мы видим, что идут смена и трансформация целых эпох, в небытие уходят профессии, целые отрасли. И очень важно, чтобы малочисленные народы смогли найти свое достойное место в этом новом мире». На конференции можно было познакомиться с народными промыслами, традициями, культурой малочисленных народов, но все‑таки главной составляющей стала научная.

Сохранить чудо — Архаринскую писаницу

Об уникальном археологическом памятнике Приамурья — Архаринской писанице — рассказал заведующий кафедрой религиоведения и истории АмГУ, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН профессор Андрей Забияко.

— Эвенки, эвены, другие представители тунгусских народов связаны с древней историей, которая до конца еще не раскрыта, — отметил Андрей Павлович. — Тунгусская общность имеет глубокую и материальную, и духовную историю. Сегодня мой доклад посвящен духовной истории тунгуссов, одной из важных сторон их культуры — письменности.

В докладе ученого речь шла об известном для жителей Амурской области археологическом памятнике — Архаринской писанице — скале с буквами и надписями на чжурчжэньском языке. Долгое время уникальный памятник серьезно не изучался. Писаницу обнаружили в конце XIX века, но впервые стали изучать лишь в 1954 году. В своем дневнике о ней написал молодой сотрудник экспедиции Алексея Окладникова — Виталий Ларичев. Но и в это время на находку должного внимания не обратили.

— Те данные, которые были получены Виталием Епифановичем, в научный оборот тогда не были введены, — рассказал Андрей Забияко, — поскольку во время экспедиции материала было собрано очень много — открыты и описаны десятки памятников. Информация о писанице долгое время хранилась лишь в дневниках, которые в 2000 году Виталий Епифанович Ларичев передал в АмГУ.

С 2003 года работы на этом памятнике проводят сотрудники лаборатории археологии и антропологии Амурского госуниверситета. За эти годы ученым удалось не только обнаружить и записать новые буквы чжурчжэньского языка, но и расшифровать текст. Кстати, архаринский текст чжурчженьского письма — самый древний из всех известных науке.

— Памятник иногда попадает в аварийное положение, — озвучил самую тревожную часть доклада ученый. — В августе 2018 года пришлось работать в очень сложных условиях — вода поднималась до нижней черты наскальных изображений. При помощи властей, общественности необходимо как можно быстрее зафиксировать эти уникальные надписи, многие из которых науке пока еще не известны.

С волками жить

Профессор института транскультурных исследований Азии Вильнюсского университета (Литва) Донатас Брандишаускас попытался выяснить, кем приходятся друг другу оленеводы и волки — врагами или соседями.

— Я очень рад участвовать в самой большой встрече ученых разных дисциплин, изучающих тунгусские народы Сибири и Китая, — начал выступление ученый. — Мой профессиональный интерес к эвенкийской теме появился с 2003 года, когда я впервые поехал в Забайкальский край для этнографических исследований. Там проживают эвенки, орочоны, для которых оленеводство и охота являются не только важными занятиями экономического плана, но и социально-культурного. Живя в таежных условиях, я задавался целью понять, что значит кочевая жизнь с оленями в тайге спустя столько лет после экономических перемен 1990‑х годов в России.

Около 15 месяцев, включая две зимы, профессор провел среди охотников и оленеводов. Из этого опыта родилась книга «Поле удачи».

— Пока я писал книгу, мои друзья-оленеводы, с которыми я жил в течение трех лет, потеряли всех своих оленей, — озвучил проблему Донатас Брандишаускас. — А стада в некоторых общинах достигали численности в 500 оленей.

«Работая с разными общинами охотников и оленеводов, я заметил, что волк и сегодня остается зверем, про которого говорят с уважением, а некоторые вообще избегают говорить без причины»

По наблюдениям ученого, в разное время отношение в России к этому зверю менялось, порой на диаметрально противоположное.

— Более ста лет назад один из экспертов писал: «В России размножение волков имело место только в периоды упадка народного благосостояния, в эпохи общественных бедствий и войн, по преимуществу как роковое и неизбежное последствие всякой неурядицы». В СССР этот хищник был не только опасным животным, его даже называли «врагом народа», которого все были обязаны уничтожать в любое время года. В 70‑х годах выдвинули новую идею, что волк — это санитар леса и полностью уничтожать его нельзя, — напомнил историю вопроса исследователь. — Работая с разными общинами охотников и оленеводов, я заметил, что волк и сегодня остается зверем, про которого говорят с уважением, а некоторые вообще избегают говорить без причины. Представители малочисленных народов отмечают ум этого животного, его умение прятаться, читать людские мысли и даже предугадывать будущее.

И все‑таки, несмотря на достоинства, этот опасный хищник создает реальные проблемы для народов, занимающихся оленеводством.

— Все оленеводы говорят, что в последнее время не только выросло количество волков, изменилось и поведение хищника, — отметил ученый. — Сегодня волк не боится запаха и даже вещей человека. Если раньше волки убивали одного-двух оленей, то сегодня «давят» по 10 и больше, а также могут непрерывно преследовать стада. В последние годы многие семейные стада с 300 оленей сократились до 30, и эту тенденцию можно наблюдать везде. В Олекменском районе Якутии есть эвенкийская деревня Киндыгир, там в позапрошлом году волки убили последнего оленя.

Одна из многочисленных причин, которая привела к разгулу хищников, — сокращение земель, на которых проживают малочисленные народы.

— Местные знают: даже если уничтожить стаю, то на ее место придут другие волки, более кровожадные. В прошлом, когда кочевья были гораздо больше, люди могли избежать конфликта с волками, просто перебравшись на новое место, — добавил исследователь.

Историки, антропологи, археологи, лингвисты со всего мира за два дня прочитали несколько десятков докладов, которые должны сохранить не только язык, культуру, традиции, но и сами малочисленные народы.

Андрей Плутенко, заместитель председателя правительства амурской области:

— Амурская область, без сомнения, является многонациональным регионом. У нас живут и работают русские, украинцы, белорусы, татары, армяне и многие другие национальности, в том числе наш коренной малочисленный народ — эвенки. Сегодня, в век очень быстрого научно-технического прогресса, в век информационной революции, малочисленные коренные народы, жизнь которых связана с природой, оказались наиболее уязвимыми. И самобытная культура этих народов, их язык оказались под угрозой исчезновения. Уже немало десятилетий мировое сообщество принимает целенаправленные усилия для сохранения культур, языков миноритарных этносов. Очень важно интегрировать усилия и организовать эффективное взаимодействие миноритарных этносов с федеральной властью, с научным сообществом, с меценатами, с учителями, энтузиастами, которые желают стать частью движения по сохранению. Правительство Амурской области никогда не стояло в стороне от этих проблем, мы всегда готовы поддерживать инициативы и новые проекты, которые способствуют гармоничной интеграции коренных народов в современное экономическое, культурное и образовательное пространство.