Самый молодой в Приамурье директор школы Илья Огурцов: «Завуч — моя первая учительница»

Серьезного парня в галстуке-бабочке чаще принимают за старшеклассника. Илья Огурцов — живая достопримечательность Свободненского района. Всего в 23 года молодой и неопытный педагог стал директором школы. Выпускник БГПУ после армии вынужденно вернулся в родное село Загорная Селитьба на свободную ставку учителя. А уже через месяц стал руководить учреждением, где отмечал школьный выпускной. О большой перемене в судьбе Илья Огурцов рассказал «Амурской правде».

Тихий голос — единственный недостаток

Одноклассники уважительно называют его Борисыч. И даже в сельских магазинах к нему обращаются исключительно по имени-отчеству. Илья Огурцов неожиданно для себя, родных и односельчан поставил самый необычный рекорд в истории села и как минимум родного района. Стал самым молодым директором школы.

— В 2015 году окончил педуниверситет с красным дипломом. От отсрочки отказался — пошел в армию, попал в войска ВМФ, год отслужил в Фокине. Когда вернулся, в аспирантуре уже не было бюджетных мест. Хотел пойти учителем в благовещенскую гимназию. Но педагог, которая собиралась уходить на пенсию, решила остаться, — описывает стандартный тернистый путь начинающего специалиста Илья Огурцов.

Ему пришлось возвращаться из амурской столицы в родную школу. «Не скажу, что летел на всех парах», — улыбается Илья Борисович. В августе 2016‑го выпускник естественно-географического факультета был принят педагогом. А уже в начале сентября молодому и подающему надежды учителю предложили занять кресло руководителя.

— Директор уволилась по состоянию здоровья. Я знал, что она будет уходить — разговоры шли об этом. У коллег сомнений никаких не было, они сразу заявили: «Илья станет директором». В общем, никто не захотел занимать эту должность, а я тогда не знал, что это такое, — смеется Илья Огурцов.

Холостяк Илья Огурцов не только молодой руководитель, но и прекрасный артист. Он солирует в сельском ансамбле «Калинушка». В репертуаре — патриотические песни и современная музыка.

«Бабушка отговаривала, мама сказала, чтобы сам принимал решение», — вспоминает он раздумья перед ответственным шагом. Незадолго до начала учебного года на собеседование с рекомендованным директором приехал начальник районного отдела образования.

— Моя кандидатура его устроила. Единственное замечание, которое он сделал, — за тихий голос. Сказал, что директора должно быть слышно с первого этажа на втором, — вспоминает Илья Борисович.

Дедовщину не проходил

«Первое время я не понимал сути своей работы. Заходил в кабинет, чтобы снять верхнюю одежду и бросить ключи», — вспоминает молодой директор. Возглавив школу, Илья Огурцов все равно остался единственным учителем биологии и химии. Нагрузка педагога оказалась солидной — 30 часов, иными словами — по шесть уроков пять дней в неделю. Учебный процесс помог молодому руководителю втянуться в школьную жизнь, прочувствовать проблемы изнутри.

Отстаивать авторитет среди ученического сообщества Илье Огурцову не пришлось — ученики не устраивали проверки на прочность. Школа в Загорной Селитьбе малокомплектная: в огромном здании учатся всего 34 человека.

— В самых больших классах у нас по четыре человека. Самый маленький класс — первый, там всего два ученика. Одиннадцатого класса в этом году не было, — рассказывает Илья Борисович.

Директор в кругу коллег. Илья Борисович — единственный мужчина в школе. Физкультуру и ОБЖ сельским детям преподают женщины.

Школьники не боятся спросить у продвинутого директора в соцсетях о домашнем задании или обратиться за помощью с трудной задачей. Прислушиваются и уважают. «Учитель я еще более строгий, чем мои педагоги. Двойки чаще ставлю», — отмечает директор. У родителей учеников Илья Борисович тоже на хорошем счету: он бесплатно тратит личное время, чтобы подтянуть отстающих ребят.

В учительской, где директор — единственный мужчина, собираются 11 педагогов. Илья Огурцов — самый главный, но самый неопытный. Сама школа старше руководителя в три раза — в будущем году образовательному учреждению в Загорной Селитьбе исполнится 90 лет. Самая мудрая в педагогической семье учительница английского языка перешагнула 70‑летний юбилей. Тем не менее молодой начальник уверяет — дедовщины и недоверия среди коллег не было. Исключительно поддержка.

— Мой завуч Галина Алексеевна Демкина — моя первая учительница. Она даже вне школы называет меня только Ильей Борисовичем. У нас здоровые рабочие отношения в коллективе, — резюмирует директор.

Местная достопримечательность

Илья Огурцов уже потерял статус неопытного специалиста — сельской школой он успешно руководит три года. Однако 27‑летний директор и его карьерная история и сейчас у многих вызывают изумление. «Давно хотели посмотреть на директора из Загорной Селитьбы», — с удовольствием знакомятся все, кто еще не успел, когда Илья Борисович приезжает в районную администрацию.

— С предыдущим министром образования мне довелось общаться лично. Она была удивлена, — отмечает Илья Борисович.

Илья Огурцов и без своего статуса — незаурядная личность. Вошел в число лучших выпускников, получил один из лучших результатов ЕГЭ по химии в районе. Интеллектуал имел все шансы совсем иначе построить свою жизнь. Однако стал директором сельской школы, зарплата которого, между прочим, даже недотягивает до средней по региону.

— Когда в 5‑м классе начали изучать биологию, я заразился ею. А когда еще и на химию пришел, меня с головой поглотили эти предметы. В выпускном классе я сомневался между педуниверситетом и медакадемией. Подавал документы везде, поступил в оба вуза, — вспоминает Илья Борисович.

Его будущее решили рядовые обстоятельства: сдал оригиналы документов в БГПУ, потому что даты приема там были назначены раньше. А может, это все‑таки судьба? «Я с детства мечтал быть учителем», — признается он.

Отличник и президентский стипендиат

Среднюю школу Илья Огурцов окончил с несколькими четверками в аттестате. Отчет его серьезных достижений начался в вузе. В 2014 году студент педуниверситета был удостоен стипендии президента РФ за научную деятельность. «Получал больше, чем оплачивается моя ставка директора. Без учета учительских часов», — уточняет интеллектуал. Статьи Ильи Борисовича публиковали научные журналы. Главная работа студента была направлена на разработку «рецепта» повышения урожайности сои — царицы амурских полей. Мечта Ильи Огурцова — поступить в аспирантуру и продолжить глубокие исследования.

Амурчанин немного недотянул до национального рекорда, установленного в 2015 году директором школы поселка Туманный Мурманской области. Никита Большаков стал руководителем образовательного учреждения в 22 года и 340 дней. Его имя занесено в Книгу рекордов России.

За все годы учебы в вузе прилежный студент получил только одну четверку — по английскому языку. Экзамены и зачеты сдавал исключительно на отлично или автоматом. В 2018 году Илья Огурцов стал победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года».

— Подал заявку на областной этап, но получил отказ. По условиям конкурса участвовать могут только учителя, а я, согласно трудовой, директор школы, — вздыхает Илья Борисович.

Школы сохраняют депрессивные села

Валентин Ячный, первый замглавы Свободненского района, в 2016‑м — начальник районного отдела образования:

— Требования к директорам образовательных учреждений есть, в их числе и подтверждение стажа работы. Но, к сожалению, мы сейчас живем в таких условиях, что не только учителей трудно найти, проблема — найти руководителей школ.

В Загорной Селитьбе достаточно сложная школа. Кадровый состав учреждения возрастной. За исключением нескольких человек, педколлектив — это пенсионеры. В педагогике есть такие понятия, как «выгорание» и «эмоциональная усталость». Быть директором школы — значит быть мобильным, выезжать на совещания. С точки зрения показателей здоровья это тяжело. Тем более в селах у директоров школ чаще всего есть и педагогическая нагрузка. Предыдущий директор Татьяна Терентьевна, которая осталась в этой школе учителем математики и физики, так и сказала: «Вы меня уже пожалейте».

Когда мы принимали решение, назначать Илью Борисовича или нет, за него ходатайствовал весь коллектив. Коллеги обещали оказывать всяческую помощь в работе. В своей практике я раньше не встречал таких молодых руководителей школ. На собеседовании увидел молодого человека, который не тушевался в беседе со мной, говорил взвешенно. Он ничего не обещал, но главное — хотел справиться с возложенной на него задачей. Не подвел. Загорная Селитьба не имеет на данный момент позитивной демографии: учеников становится меньше, молодые специалисты не приезжают. И то, что Илья Борисович смог обеспечить реализацию образовательной программы, сохранить кадровый состав, — это серьезный показатель его работы. Школа — последний оплот сел, она выполняет столбовую функцию, дает гарантию стабильности. Закрыть школу — ускорить процесс деградации населенного пункта. Районный бюджет старается сохранять малокомплектные школы.