Посреди Амура дали старт строительству канатной дороги между Благовещенском и Хэйхэ

Российский Благовещенск и китайский Хэйхэ на пороге туристической революции — сегодня, 18 июля, на фарватере пограничной реки Амур дан старт строительству первой в мире канатной дороги между двумя государствами. Историческое событие произошло на барже — гости церемонии прибыли туда на теплоходах с двух берегов. «Скоро будем ездить друг к другу на канатке», — улыбались гости. Власти двух регионов и инвесторы не сомневаются: всего через три года над рекой дружбы полетят гондолы с путешественниками из России, Китая и других стран.

Утро, Амур, баржа с флагами России и Китая, сцена, около сотни гостей. Все — под контролем пограничников двух стран, ведь все проходит прямо на границе. Инициаторами того, чтобы старт исторического проекта вошел в историю, стали инвесторы — российская группа компаний «Регион» и китайская «Цзиньлунган». Проект будет на 100 процентов построен на частные средства.  

Уникальное — самое популярное слово, которое звучало перед началом и во время церемонии. И это действительно так.  

— Это просто уникальное событие — такого проекта в мире больше нет и вряд ли будет, — признался «Амурской правде» консул России в Шеньяне Сергей Черненко. — Потому что у Благовещенска и Хэйхэ уникальное географическое положение. Я вчера ездил по Амуру на катере и посредине реки осознал, насколько мы близки с Китаем. Мы сотрудничаем во всех областях. Наши отношения устремлены в будущее — и канатная дорога показатель этого. Это увеличение пассажиропотоков, туристических обменов и поездок. Все транспортные схемы, которые существовали раньше, были логически сложны. А сейчас все будет настолько просто, прекрасно и главное — удобно для людей.

Удобно — не то слово. Пролететь над Амуром можно будет всего за пять минут. Причем туристы будут уезжать и приезжать в центральные части Благовещенска и Хэйхэ: в амурской столице терминальная станция будет располагаться за ОКЦ.  

В ожидании церемонии на барже — российские и китайские песни о счастье и Родине. Приамурье представляла артистка областной филармонии, а Поднебесную — известная певица из Пекина. И даже ведущие торжества представляли две страны и говорили на двух языках.

— Идея провести такую церемонию и показать, что канатная дорога соединит два берега и две страны, принадлежит инвесторам, — рассказала АП министр культуры и национальной политики Приамурья Ольга Юркова. — Потому мы выбрали место на фарватере — на самой границе. Посмотрите, напротив — наша Триумфальная арка, наша любимая Ротонда. Канатная дорога будет популяризировать нашу область. Амурчане должны этим гордиться.

В назначенное время на сцену поднялись главные участники церемонии: руководители правительства Приамурья, провинции Хэйлунцзян, мэры двух приграничных городов и представители инвесторов.

Губернатор Василий Орлов уже традиционно начал речь на китайском языке — под аплодисменты делегации из КНР — а потом перешел на русский.

— Дорогие друзья, у нас сегодня замечательный день — мы даем старт строительству канатной дороги. Это очень важный проект для наших городов. Он значительно увеличит объем взаимного туристического обмена и станет визитной карточкой Благовещенска и Хэйхэ, — отметил глава региона.

По словам генерального директора Агентства развития проектных инициатив ГК «Регион» Валерии Репковой, они вкладывают средства в долгосрочное и надежные проекты.

— Для нас проект будет безусловно коммерчески эффективным, но мы понимаем, что канатная дорога имеет уникальное международное значение. Потому это серьезный имиджевый проект! — призналась она. — Сегодня мы с вами творим историю, ведь этот проект изменит жизнь двух городов и станет примеров эффективного и эффективного соединения двух стран. Будем ждать первых пассажиров, которые приедут в Россию и Китай по новой канатной дороге.

После официальных выступлений российские и китайские руководители и инвесторы приступили к самому важному. На экран большого экрана, установленного на сцене, вывели видео со строительных площадок будущей канатной дороги на двух берегах. После нажатия на символическую кнопку «пуск» российские и китайские строители залили первые кубометры в бетонные основания будущих международных терминалов. На амурской стороне во время исторического процесса слышалось громкое «ура!».

— У нас, конечно, очень радужные ожидания от реализации этого проекта. Действительно, обсуждался он очень давно. Проект сложный, в мире такого больше нет — чтобы граница пересекалась именно по канатной дороге, — заметил Василий Орлов. — Более того, в РФ по нашим регламентам даже такого вида транспорта нет. Поэтому мы внимательно следим и будем оказывать поддержку этому проекту. Если говорить об эффектах, то у нас в прошлом году с китайской стороны приехали более 100 тысяч туристов. С помощью канатной дороги мы сможем кратно, на порядок увеличить количество туристов, которые посещают Россию, и сможем отправить больше своих туристов в Китай.

Китай также ждет от канатки увеличения туристического потока. Ежегодно в Хэйхэ приезжает 10 миллионов китайских туристов, однако для миллиардной нации это невысокий показатель.

— После ввода канатной дороги туристам будет еще удобнее выезжать в Россию. Мы будем строить зоны дьюти-фри, шопинга, новые гостиницы, развлекательные объекты, — сообщил журналистам глава Народного Правительства Хэйхэ Ма Ли.

Руководство провинции Хэйлунцзян предложило Приамурью объединить туристические компании для создания новых маршрутов для путешественников и провести совместные презентации уникального объекта в России и в Китае. К тому же времени осталось не так много — всего три года.

Канатная дорога будет строиться с двух берегов

Инвестор российской части проекта — группа компаний «Регион», один из крупнейших частных инвестиционных холдингов в России. Объем вложений в строительство канатной дороги через Амур составит, по актуальным оценкам, более 3,5 миллиарда рублей. Основная часть – это стоимость возведения четырехэтажной терминальной станции с культурными, развлекательными и бизнес-площадками. 

Строительство канатной дороги, как и международного моста через Амур, будет вестись синхронно с двух сторон. Работы начнутся в следующем году. «Сейчас завершается проектирование, после чего по конкурсы мы определим подрядчика. Будем отбирать компанию с точки зрения надежности, качества и репутации, которая для нас очень важна в данном проекте. Все должно быть выполнено в срок и с надлежащим качеством», — рассказала Валерия Репкова.

Протяженность канатной дороги —  973 метра. Согласно проектной мощности, она будет состоять из четырех линий и работать по маятниковому принципу, как фуникулер. По канатам над Амуром будут ходить гондолы вместимостью 60 человек. Пропускная способность дороги — 457 человек в час и 6—7 тысяч человек в день. Интервал между рейсами не превысит 12—15 минут (сегодня интервал отправления теплоходов 60 минут). Стоимость билета пока неизвестна, но, как обещают представители компании-инвестора, она будет на уровне существующих цен за пересечение границы из Благовещенска в Хэйхэ. Планируемый ежегодный трансграничный поток пассажиров к 2024 году достигнет одного миллиона человек. Проект включает в себя канатную дорогу и четырехэтажную терминальную станцию на площади 4,9 га. Архитектурная концепция объекта разработана голландским проектным бюро UNStudio, одним из лучших архитектурных бюро мира (более 20 лет опыта и более 70 проектов в Азии, Европе и США). Терминальная станция площадью 20 тыс. м2 включит залы пункта пропуска (3,5 тыс. м2), торговые площади. Введение в эксплуатацию канатной дороги запланировано на второе полугодие 2022 года. 

МНЕНИЯ

Екатерина Киреева, первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области:

 — Канатная дорога через Амур — это частный инвестиционный проект, но изначально инициатива и концепция принадлежала нашему правительству. После подписания межправительственного соглашения были 2015 года четко закреплены все права и обязанности: инвестор — вкладывает деньги, организует строительство и последующую эксплуатацию. А региональные правительства двух стран оказывают очень большое содействие: в предоставлении земельных участков, подведении обеспечивающей инженерной инфраструктуру. И администрируют весь организационный процесс по принципу одного окна. У каждой стороны есть свои штабы, действует совместная китайская группа, которая встречается и решает все возникающие вопросы.

Павел Пузанов, директор  Агентства Амурской области по привлечению инвестиций:   

 — Канатная дорога даст Амурской области возможность в полной мере использовать наше уникальное положение: хоть мы и занимаем четвертое место в России по количеству китайских туристов, но разрыв очень большой. И постоянный переход с точки зрения развития туризма принесет большой вклад в экономику региона. 

Терминальная станция канатной дороги по сути станет якорным проектом «Золотой мили». Она будет включать в себя многофункциональный комплекс: и торговые, и бизнес, и культурные площадки. Плюс выставочные места, галерея. Это уникальный для Благовещенска объект. Она станет новым символом и визитной карточкой Благовещенска —  представительская функция очень важна. Станция создаст очень качественное пространство вокруг самого терминала, потому что тема благоустройства сейчас очень важна не только для жителей, но и для развития бизнеса.