Паль, Кузнецов и врачебные тайны: зрители дождались премьеры сериала «Бихэппи»

И увидели Россию, которая их не удивила

Отечественная сериальная промышленность планы пятилеток выполняет гораздо лучше, чем кинематограф. Неуклонно растет качество продукции, а человек с пультом в руках перестал быть единственным потребителем. Сериал «Бихэппи» вышел на онлайн-сервисе TNT-Premier: такие площадки позволяют актерам иногда материться в кадре, а продюсерам — не подстраиваться под уже сформировавшуюся аудиторию, а создавать новые. Проект включил в себя массу амбициозных актеров, включая предельно актуальных Александров — Паля и Кузнецова, а основной темой создатели многосерийного фильма о жизни в больнице и вокруг нее выбрали поиски счастья. Или хотя бы душевного равновесия. Что в России, конечно, представляется вполне неразрешимой задачей.

На невероятных приключениях экс-американцев в России построена вся завязка «Бихэппи». Главный герой Аркадий (на самом деле, конечно, никакой не Аркадий, а самый обычный Аркаша) вместе с семьей возвращается из США в промозглую и неуютную Москву. В Штатах все складывалось хорошо, молодой и уверенный в себе врач Токмаков лечил маму Анджелины Джоли, пока его жена Александра пекла тортики. Но случился суд, потеря лицензии и, как следствие, постыдное бегство к березкам и балалайкам. Аркадий во сне выслушивает упреки от Статуи Свободы и вообще чувствует себя не очень. К счастью, в столице ждет друг детства Евген. Он помогает неудачливому эмигранту устроиться в дорогущую клинику, которой владеет евгенов папаша: несколько неуравновешенный бизнесмен, чей кабинет увешан портретами Илона Маска, Чарли Чаплина и прочих self-made знаменитостей. Равняться на великих предписано всему персоналу, который исправно обдирает клиентов, навязывая им ненужные препараты и процедуры. Аркаше на новом месте работы не рады — он по блату перепрыгнул все положенные ступеньки карьерной лестницы. Александра, пытаясь воспитывать сына и налаживать кондитерский бизнес в новых условиях, ругает российскую действительность самыми нецензурными англоязычными (и не только) словами. Евген ищет себе жену — все остальное у него уже есть. Подтягиваются второстепенные персонажи, шоу набирает обороты.

«Бихэппи» — это, конечно, очередные плачущие богатые, только сделанные с позиции интеллекта

Взгляд зрителя, конечно, будет прикован к персонажу Паля. Перед акетром поставили непростую задачу: сыграть московского мажора, которому будет сопереживать зритель. Евген не знает недостатка в женском внимании, живет, не задумываясь о деньгах, обладает отличным чувством юмора и знанием творчества Булгакова, которого не читал. Парадокс в том, что этому раздолбаю хочется семейной жизни, причем невеста обязательно должна быть невинной: кандидатуры помогают подобрать связи в папиной клинике. Так на сцене появляется правильная студентка Алена, которая слушает русский рэп и в свободное время в качестве волонтера трудится в столовой для бездомных. Сталкиваются два совершенно непохожих мира: есть где разгуляться воображению сценариста. Впрочем, действие сплетается и из других линий, потому что все хиханьки и хаханьки к середине «Бихэппи» должны непременно вылиться в драму: поиски счастья — дело такое, иногда больше теряешь, чем находишь. Тем более что многие персонажи сериала склонны к необдуманным и эмоциональным поступкам, хоть и притворяются расчетливыми людьми. Да и те, кто пока не склонен, явно готовы сделать пару отчаянных шагов из зоны сомнительного комфорта.

Режиссер сериала «Бихэппи» — Андрей Джунковский, который долгое время снимал приторные и неотличимые друг от друга многосерийки для «России 1», а совсем недавно попробовал себя в другом жанре. Каким получился сериал «Лучше, чем люди», АП уже рассказывала. Новый проект возвращает постановщика к действительности: футуристические приемчики приходится отложить в сторону и пользоваться стандартным современным набором инструментов. В ход идут и переписки в мессенджерах, выведенные прямо на экран, и попытки сломать четвертую стену, и стильные титры, которые то и дело появляются в нужных местах. Актёры стараются быть максимально естественными — для этого им даже разрешили не стесняться в выражениях, которые «запиканы» по неведомому хаотичному принципу — так что уберите детей от экранов. Тем более что в каст попала Наталья Рудова, которая то и дело норовит обнажиться. Секс играет в сюжете далеко не последнюю, но и не ведущую роль: Джунковский то и дело использует его как точку опоры для очередного комического выпада. Правда делает это так однообразно, что режиссера можно заподозрить в намеренном издевательстве над еще не забытыми зрителем «Содержанками».    

Больничная тема остается весьма подходящей почвой для выращивания успешных телепроектов, даже если их создатели не очень-то стремятся к новым «Клиникам» и «Хаусам».

«Бихэппи» — это, конечно, очередные плачущие богатые, только сделанные с позиции интеллекта: в сериале отлично прописаны диалоги, много по-настоящему смешных сюжетных поворотов и чувствуется умение отделять пошлость от всего остального. Никакой великой трагедии в том, что кто-то съездил в Америку и сказал ей гуд-бай, конечно же, нет. Джунковский специально сгущает краски где только можно, но не для того, чтобы еще раз плюнуть в сторону родимой сторонки. Ленивые и равнодушные полицейские, «Галя, сделай мне отмену» и банкоматы, которые ни за что не отдают владельцам их карты — все это способ вызвать максимальное раздражение не только в несчастной Александре, но и в сознании зрителя. Оказывается, люди, у которых нет проблем, на самом деле испытывают те же проблемы, что и мы. Нечем расплатиться в кафе. Нет общего языка с таксистом. Хамство, равнодушие, беспомощность. «Бихэппи», показывая, как каждый из нас спотыкается о мелочи на пути к чему-то великому и главному, объединяет. И хотя его персонажи часто и откровенно используют друг друга, они остаются такими же людьми, как и любой зритель. Остается только принимать их такими, какие есть, а привычку делить на хороших и плохих оставим для других случаев.

Проект, безусловно, критически рассматривает отдельные аспекты российской действительности — все эти мэры небольших городов, склонные пускаться во все тяжкие, а потом терпеть неприятные медицинские процедуры, выглядят предельно карикатурно. На этом фоне невольно ждешь чего-то особенного от персонажа Александра Кузнецова, странного психотерапевта, который отшельничает в своем кабинете в клинике, даже не числясь в составе сотрудников. Помощь героям действительно нужна: очень многие их поступки обусловлены комплексами и барьерами, а Евгену с Аркашей не просто так достались столь неподходящие для перешагнувших 35-летний рубеж мужчин имена. Но в первых сериях мозгоправу в нелепых очках отведено мизерное количество времени — похоже, это часть плана. А пока резюмируем: больничная тема остается весьма подходящей почвой для выращивания успешных телепроектов, даже если их создатели не очень-то стремятся к новым «Клиникам» и «Хаусам». Со своей задачей насмешить «Бихэппи» вполне справляется, поглядим, какой будет обратная сторона.